Более трех тысяч евреев со всех концов мира прибыли в синагогу ал-Хариба на тунисском острове Джерба, чтобы принять участие в традиционном празднике Зиара, который отмечается после Песаха. Паломники приезжают, чтобы поклониться праху, покоящегося здесь Шимона Бар Ясхаи, одного из авторов Талмуда...
Более трех тысяч евреев со всех концов мира прибыли в синагогу ал-Хариба на тунисском острове Джерба, чтобы принять участие в традиционном празднике Зиара, который отмечается после Песаха. Паломники приезжают, чтобы поклониться праху, покоящегося здесь Шимона Бар Ясхаи, одного из авторов Талмуда.
Ал-Хариба – древнейшая синагога Туниса (VI в. до н. э.), по преданию, в ее стену вделан камень из Первого храма и встроены врата Второго храма, которые привезла бежавшая из Иерусалима семья священников. Точнее, говорить надо о фундаменте и фрагментах стен, поскольку современное здание синагоги возведено в 1920 году.
По одной из легенд иудеи появились на острове Джерба после захвата Иерусалима и разрушения Первого Храма Навуходоносором в 586 г . до н.э. Знаком траура по разрушенному храму считаются черные ленты на пышных шароварах, которые носят местные евреи. По другой версии – евреи бежали сюда после поражения в Иудейской войне в 70-х гг. н.э. Вероятно, и то, и другое – правда, просто существовало несколько волн иммиграции.
В средние века, евреи Джербы, занимавшиеся сельским хозяйством и переработкой сельскохозяйственной продукции на экспорт, сосредоточили в своих руках торговлю с Мальтой и Италией. К началу 20 в. численность еврейского населения Туниса составляла 50–60 тыс. человек, в том числе около 4500 проживало на острове. В то время многие раввины североафриканских еврейских общин были выпускниками иешив Джербы.
В ноябре 1940 г . пронацистское правительство Виши, пришедшее к власти во Франции после ее разгрома Германией, ввело в Тунисе расовые законы. После того, как в ноябре 1942 г . страну оккупировали германские и итальянские войска, начались облавы на евреев; нацисты разграбили значительную часть принадлежавшей евреям собственности, наложили на общины высокие контрибуции, превратили главную синагогу города Тунис в конюшню. Уничтожению тунисского еврейства помешало наступление британских и американских частей, освободивших к середине мая 1943 г . всю страну (община Джербы спаслась только благодаря выкупу в 45 кг. золота, уплаченному германскому командованию за день до прихода союзников).
Еврейское население острова после войны сосредоточивалось, главным образом, в деревнях Хара-Кебира и Хара-Загира. К концу 1960 г . в общине Джербы насчитывалось примерно 1500 евреев, остальные предпочли репатриироваться в Израиль.
В 1977 г . на острове проживало около тысячи евреев, а в 2004-м — около 700. Тем не менее, здесь действуют общинные учреждения, а все дети получают образование в еврейских детских садах и школах.
В мае 1979 г . произошел (по всей вероятности, в результате поджога) пожар в синагоге ал-Хариба, где хранится один из старейших в мире свитков Торы. В сентябре 1982-го несколько евреев Джербы были жестоко избиты, а дома и магазины, принадлежавшие евреям, разграблены и сожжены. В октябре 1989-го представитель сил безопасности Туниса, охранявший синагогу ал-Хариба, открыл огонь по молящимся, убив четверых евреев и ранив одиннадцать. Тунисские власти объявили террориста душевнобольным.
Наибольшее число паломников было весной 2000 года – незадолго до начала «интифады Аль-Аксы». Тогда на остров Джерба приехали около 8 000 евреев.
11 сентября 2002 г . в годовщину теракта в Нью-Йорке, у стены синагоги террорист-смертник взорвал грузовик, груженный газовыми баллонами. Погибли 17 человек, в том числе двое молящихся, 11 туристов из Германии и офицер тунисской полиции. Ответственность за террористический акт взяла на себя Исламская армия освобождения святых мест – подразделение «Аль-Каиды».
В середине 2000-х отношения между Тунисом и Израилем немного стабилизировались, чему способствовал визит в 2005 г . в Тунис, уроженца этой страны, израильского министра иностранных дел Сильвана Шалома. Тем более, что ежегодное прибытие столь большого количества иностранцев выгодно и владельцам гостиниц и местным властям.
В заключение отметим, что живущие на острове, говорящие на берберском языке евреи (в то время как в столице разговорный язык евреев — французский) принадлежат к субэтнической группе североафриканских евреев. Отток евреев из страны (которых осталось всего 1200 человек) продолжается. Но если из города Тунис они, как правило, уезжают во Францию, то с острова Джерба — в Израиль.
Михаил Дор, jn.com.ua
|