Когда-то значительная по площади территория Гватемалы, как и большинства соседних центральноамериканских государств, была заселена индейцами майя, которых в XVI веке жестоко покорили испанские колонизаторы, заставив перейти в христианскую веру. Напоминанием о доколониальных временах служат величественные руины пирамид и древних городов, привлекающие многочисленных исследователей и туристов.
Сегодня в этой крупнейшей по количеству населения (13 млн.) центральноамериканской стране проживают в основном индейцы и метисы, белое население находится в абсолютном меньшинстве. Но, несмотря на то, что официальной религией в Гватемале считается христианство, под его маской, как и во многих других странах Карибского бассейна, благополучно процветают традиционные индейские культы и верования.
Одним из символов такого сплава религий является высокогорный гватемальский городок Чичикастенанго, где в церкви святого Фомы шаманы и колдуны проводят различные языческие ритуалы, обращаясь не столько к символам христианства, сколько к волхву Мельхиору. Индейские наречия и диалекты находятся в Гватемале под охраной ЮНЕСКО. От белых жителей этой страны можно услышать рассуждения о Гватемале как о территории «индейского расизма», хотя официально в конституции Гватемалы прописана свобода религиозных убеждений.
Тем не менее, как показывает статистика, в Гватемале сегодня проживают примерно 1200 евреев. Большинство из них обосновались в столице государства, настоящем городе контрастов Гватемала-Сити. Здесь, по данным Центрального еврейского совета, укоренились около 850 евреев из 310 семей. Кроме того, еврейские общины с давних пор существуют в таких крупных городах, как Сан-Маркос и Кетцальтенанго.
На одной из центральных площадей Гватемала-Сити по инициативе местной администрации и совместными усилиями со спонсорами установлена впечатляющая своими размерами звезда Давида с барельефом скрижалей.
Правда, местные жители, на вопрос о том, что это за памятник, удивленно пожимают плечами. Большинство из них просто никогда не задумывались об этом. На мою просьбу в одном из крупнейших турагентств подсказать местонахождение ближайшей синагоги (а их в столице Гватемалы несколько), исполнительный молодой клерк-метис понимающе кивнул и принес пухлый справочник религиозных организаций (на территории страны их насчитывается более трехсот).
– Здесь много разных церквей, — с видом знатока радостно сообщил он. — Какая именно из них вам нужна?
Попытки объяснить, что нужна именно еврейская синагога, ни к чему не привели. Турагент только удивленно улыбался и разводил руками, не понимая разницы между религиями…
Хотя, на самом деле, следы еврейского присутствия заметны на территории страны в многочисленных деталях.
Например, то и дело в самых разных местах, не исключая совсем вроде бы не туристические городки, мелькают гостевые домики с израильскими флажками. Сначала это удивляет, но потом выясняется, что в Гватемалу приезжает весьма много молодых израильтян, которые после службы в ЦАХАЛе месяцами путешествуют по Латинской Америке. Здесь интересно, дешево и весело! Я встречала таких веселых ребят с рюкзаками в древней столице Антигуа, на мистическом озере Атитлан, на майяских развалинах, в Панахачеле и в Сан-Педро…
Приветствие «Шалом!» было нашим паролем и позывным, после которого мы рассказывали друг другу о том, что удалось повидать и куда действительно не стоит ехать, чтобы не пускать на ветер время и «кетцали» — экзотические местные деньги.
Если обратиться к историческим хроникам, то очевидно, что первые еврейские поселенцы (из числа маранов) появились в Гватемале, как и в других странах Центральной Америки, вместе с испанскими завоевателями. Но первая волна евреев практически полностью ассимилировалась с местным населением. Вторая волна еврейской эмиграции в Гватемалу накатила в XIX веке, когда в Центральную Америку хлынули потоки беженцев из Европы. В те времена в Гватемалу устремились в основном выходцы из Германии, впоследствии преуспевшие в текстильной промышленности и банковском деле. Они со временем стали не только влиятельной и богатой общиной, но и политической силой, с которой должны были считаться.
Начало ХХ века принесло новый поток переселенцев, спасавшихся от погромов, из Турции и с Ближнего Востока, а также из Восточной Европы. Но в отличие, например, от либерального законодательства соседней Мексики, законодательство Гватемалы сурово ограничивало и регламентировало число въезжающих в страну. Поэтому большинство евреев предпочитали искать для себя более гостеприимные уголки Центральной Америки. В 1939 году число сынов Сиона, оставшихся в Гватемале, оказалось незначительным — не более 800 человек. Окончание Второй мировой войны породило третью волну эмиграции, хотя и не столь многочисленную, вследствие все того же пресловутого жесткого законодательства, ограничивающего въезд евреев. Тем более неожиданным кажется факт: Гватемала одна из первых официально признала Израиль.
Гватемала зафиксировала свое лидерство также и в открытии посольства, причем именно в Иерусалиме. Позднее под давлением международной общественности оно было перенесено в Тель-Авив. На сегодняшний день между Израилем и Гватемалой существуют полноценные дипломатические отношения, израильские специалисты привлекаются в качестве консультантов в различных областях, в том числе — в вопросах безопасности и обороны, экономики, сельского хозяйства.
Среди знаменитых евреев Гватемалы — писатели Давид Унгар, Альсина Любич Домек и Виктор Перера, фотографы Игаль и Хайме Пермут. Многие современники сообщают о том, что евреем по крови был президент Гватемалы Якоб Арбенс Гусман, сын швейцарского эмигранта, избранный всенародным демократическим голосованием в 1950 году.
Немало евреев покинуло Гватемалу в ходе жестокой тридцатишестилетней гражданской войны, которая закончилась в этой центральноамериканской стране только в 1996 году. Они не хотели уезжать, но и оставаться становилось опасно: пропадали дети, по стране периодически прокатывались антисемитские настроения, угрожавшие безопасности взрослого еврейского населения. Сейчас в Гватемале относительно спокойно. Однако многие успешные члены еврейской общины предпочитают нанимать охранников для себя и членов семьи.
Продолжая исторические традиции предков, сегодня на территории страны действуют самостоятельные сефардская община, община выходцев из Германии (реформистская) и община евреев Восточной Европы. На входе в синагоги всегда жесткий контроль. Никакого оружия! Дело в том, что для жителей этой страны обладание им — вполне рядовое дело. Не редкость и его применение — в целях самообороны.
В Гватемале в последние годы наблюдается стойкий прирост арабского населения. Пока евреи и арабы живут мирно на этой теплой и красивой земле.
Основной еврейской организацией республики является Центральный совет евреев Гватемалы. Кроме того, функционирует ложа Бней-Брит и клуб «Маккаби». Несмотря на малочисленность еврейского населения, несколько учебных заведений и школ обучают не только еврейских детей, но и взрослых, в том числе — основанный в 1957 году Институт Альберта Эйнштейна, а также женская еврейская организация.
Таким образом, на протяжении многих десятилетий в довольно жестких условиях выживала и развивалась еврейская община Гватемалы. Предстоящие годы не обещают быть легкими, но евреи — всегда оптимисты. Поэтому есть надежда, что даже в затерянных уголках Гватемалы будут зажигать субботние свечи, и дети не забудут традиции предков.
Наталья Лайдинен, "Алеф"
|