«Еврейский Обозреватель»
ИЗРАИЛЬ
6/193
Июнь 2009
5769 Сиван

БАГАЦ ТРЕБУЕТ РАЗЪЯСНЕНИЙ ОТ РАВВИНОВ

Михаил Френкель

На главную страницу Распечатать

Утром 19 мая судьи Высшего суда справедливости (БАГАЦ) Дорит Бейниш, Аяла Прокача и Эльяким Рубинштейн рассмотрели иск организации «Справедливость для женщин» к Большому раввинскому суду (БРС) в связи с решением последнего аннулировать гиюры, проведенные под руководством рава Хаима Друкмана.

Согласно вердикту БАГАЦа, Большой раввинский суд должен в течение 90 дней письменно разъяснить, на каком основании были отменены «друкмановские» гиюры двух гражданок Израиля,   а  также аннулирован их статус замужних еврейских женщин.

До тех пор, пока эти разъяснения не поступят, БАГАЦ будет считать недействительным не только вердикт Большого раввинского суда об отмене гиюров, проведенных «бейт-динами» под руководством рава Хаима Друкмана, но и решение об аннулировании браков тех женщин, чьи гиюры были признаны недействительными членами раввинского совета.

Точно не знаю, но возможно этот день в Израиле когда-нибудь назовут историческим. Светская власть наконец-то впервые за многие десятилетия посягнула на право ортодоксов определять кто на Земле Обетованной является евреем,  а  кто нет.

Не будем, однако, в этих заметках заглядывать в первые годы существования современного Израиля, когда зародились предпосылки к нынешнему положению дел с гиюром. Обратимся лишь к началу событий, побудивших организацию «Справедливость для женщин» обратиться в БАГАЦ.

История эта началась еще в феврале 2007 года, когда одна женщина, уроженка Голландии, обратилась в раввинский суд Ашдода за разводом. Предварительно уладив все спорные вопросы с бывшим мужем, она не ожидала никаких осложнений, однако судья, вместо того, чтобы утвердить развод, начал задавать ей вопросы на галахические темы. Решив из ее ответов, что она якобы не живет в соответствии с требованиями иудаизма, суд постановил, что еврейкой она не является, пройденный ею гиюр недействителен, и, следовательно, она не нуждается в разводе от раввинского суда.

Женщина подала апелляцию в Высший раввинский суд, но тот не только решил, что ее еврейство, признанное равом Друкманом, сомнительно и нуждается в новом подтверждении, но и постановил, что все гиюры, совершенные равом Друкманом, также являются сомнительными. Судьи постановили также, что равы не должны регистрировать браки с герами (людьми, принявшими еврейство), если их внешний вид не свидетельствует о соблюдении религиозных заповедей.

Но как понимать на самом деле тезис о том, что «внешний вид не свидетельствует о соблюдении религиозных заповедей»? Получается, если кто-то родился у папы-еврея и мамы-еврейки, то он может пить, развратничать, не ходить в синагогу, не соблюдать традиций и все равно будет считаться евреем.  А  тот, кто прошел долгий путь к еврейской религии и самосознанию, но его внешний вид не нравится какому-либо раввину, тот не имеет права считаться евреем? Вопрос наш усиливается еще более, когда мы узнаем, что большинство из этих людей имеют отца-еврея,  а  потому согласно « Закону о возвращении» являются полноправными гражданами Израиля.

Так что же произошло на самом деле? Еще год назад израильские журналисты раскопали сведения, дающие все основания полагать, что главной причиной такого решения раввинского суда стало противостояние между некоторыми его членами и равом Хаимом Друкманом, возглавлявшим с 1999-го до лета прошлого года Управление по вопросам гиюра при канцелярии премьер-министра Израиля. Авторитетный, но более либеральный по сравнению с некоторыми своими коллегами рав Друкман не устраивал его консервативно настроенных оппонентов. И они старались найти любой повод, чтобы попытаться отстранить его от дел. И повод нашелся. Под давлением раввинского суда Хаим Друкман вынужден был уйти со своего поста. И все бы ничего. Но на радостях его противники сильно переборщили, постановив отменить гиюр не только упомянутой женщины, но и многие другие решения Друкмана, вынесенные за долгие годы. В итоге пострадало множество людей. И тогда они обратились в БАГАЦ.

Сомнений в том, какую реакцию это решение вызовет у ортодоксов, было мало. И она последовала.

Главный сефардский раввин Израиля Шломо Амар выступил с требованием скорейшего перевода системы гиюра из ведома министерства главы правительства под контроль главного раввината, чтобы предотвратить государственное финансирование консервативных и реформистских организаций по подготовке к гиюру.

24 мая рав Амар провел экстренное совещание с участием депутатов и министров от религиозных партий, пообещавших в сжатые сроки провести соответствующее законодательство.

Напомним, что БАГАЦ издал также постановление, обязав государство финансировать не только ортодоксальные центры подготовки к принятию иудаизма. Судьи постановили, что министерство абсорбции должно принять критерии, по которым будут финансироваться не только ортодоксальные, но и консервативные и реформистские центры подготовки к принятию иудаизма.

В ответ председатель финансовой комиссии Кнессета Моше Гафни («Яадут  а-Тора ») заявил, что не пропустит ни один законопроект, касающийся государственного финансирования организаций, занимающихся подготовкой к гиюру и не связанных с ультраортодоксальным иудаизмом. Гафни назвал реформистов кучкой отступников, отошедших от иудаизма, и действующих без какой-либо иерархии или правил. Он подчеркнул, что депутаты его партии «не будут марионетками в руках Верховного суда». Он осудил действия Верховного суда, назвав их «наглым вмешательством в сферу полномочий Кнессета и попыткой подорвать еврейские корни государства Израиль».

Что же на самом деле стоит за такой непримиримой позицией ультраортодоксов и их посланцев в Кнессете?

«Главная проблема гиюра – жадность раввинов» - утверждает популярная израильская газета «Маарив». В Израиле около 320 000 иммигрантов-неевреев из бывшего СССР, но если они решат связать свою жизнь с еврейским народом, истеблишмент сделает все, чтобы превратить их жизнь в ад. Причина проста и банальна – деньги, пишет «Маарив».

В интервью газете раввин Моше Кляйн, бывший заместитель главы Управления по гиюру рассказал, что судьи раввината, занимающиеся вопросами перехода в иудаизм, получают 120 шекелей за каждое заседание суда. Постоянной зарплаты у судей нет, и потому их логика проста – чем дальше затягивается процесс «гиюра», тем больше денег они получают.

Корреспондент газеты Авишай Бен-Хаим выяснил, что некоторые судьи работают всего 4 дня в неделю, но при этом проводят около 270 заседаний в месяц, обеспечивая себе зарплату в 33 000 шекелей (8 000 долларов). «Есть судьи, которые занимаются в основном тем, что обеспечивают себе как можно больше дел», - отметил раввин Кляйн, и журналист резюмирует – Управление по гиюру, вместо того, чтобы помочь неевреям, превращает их жизнь в ад. Как пример он приводит историю одного мужчины, которому не разрешали сыграть свадьбу лишь потому, что обрезание, которое он прошел в младенческом возрасте, показалось им «не совсем правильным». «Часть судей просто не подходят для своей должности», - отметил раввин Кляйн.

Неевреи из бывшего СССР до сих пор они не могли жениться в Израиле, и им приходилось делать это заграницей. Новый коалиционный договор между партией НДИ и «Ликудом» позволит им хотя бы сочетаться браком между собой. Однако многие смешанные пары продолжат расписываться заграницей лишь потому, что судьи из Управления по гиюру не помогают им,  а  подвергают гонениям. Раввин Кляйн отмечает, что около 40% из вышеупомянутых 320 000 готовы были бы пройти гиюр, но они просто-напросто чувствуют, что их считают чужаками, и лишь 1000 иммигрантов-неевреев переходят в иудаизм ежегодно.

Более того, за последние три года число принимающих гиюр резко снизилось, достигнув в 2008-м году 119 человек – самого низкого показателя за 20 последних лет.

Между тем арабская демография в Израиле продолжает расти, и как результат процент евреев в Израиле уменьшается. Вероятно, именно этим и можно объяснить, что наконец-то государство предприняло попытку помочь тем, кто считает себя евреем и хочет им быть, проходить гиюр в нормальных условиях. Но вот увенчаются ли эти усилия нужным эффектом неизвестно. Ведь логика политических интриг пока что не позволяет главным партиям правящего блока отказаться от сотрудничества с ультраортодоксами. Боятся потерять голоса в Кнессете.

 А  страну потерять не страшно?

Михаил Френкель
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2009 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org