В Северной Ирландии рассказывают старый анекдот о том, как в Белфасте хулиган останавливает прохожего и спрашивает, какую религию тот исповедует. Желая избежать неприятностей, прохожий отвечает: «Я еврей». «Очень хорошо, — говорит хулиган. — Но католический еврей или протестантский еврей?»
Северная Ирландия — глубоко религиозная страна, что редкость для Западной Европы. В этой стране тебя определяет твой храм, даже если твой храм — синагога, мечеть или буддистская пагода.
Для ольстерских евреев хорошие отношения с протестантским большинством и католическим меньшинством — исключительно важная задача. «И те, и другие полагают, что мы больше похожи на них, чем на их противников, — говорит жена президента еврейской общины Северной Ирландии Шошана Эпплтон. — Католики утверждают: подобно нам, вы исповедуете старую религию; а протестанты: вы избавились от всей этой католической конфессиональной догмы, и похожи на нас». Но в тех случаях, когда вы «или с нами или против нас», еврейская община может оказаться в затруднительном положении.
«Мы всегда занимаем позицию отсутствия позиции», — объясняет Рони Эпплтон, который, наряду с президентской должностью, занимает пост вице-президента отделения Совета христиан и евреев. Эпплтон — в прошлом главный прокурор Северной Ирландии — знает, как важно сохранять нейтралитет.
В еврейской общине, говорит он, «отдельные люди могут заявлять что угодно о том, кого они поддерживают, но только не от имени общины».
Евреи появились в Ольстере в XVII веке. Главным образом они живут в Северном Белфасте, первую синагогу построили в 1860-х годах. Несмотря на скромную численность, еврейская община пользуется почетом. Среди ее членов — такие известные фигуры, как бывший лорд-мэр Белфаста сэр Отто Джаффе и шестой президент Израиля Хаим Герцог.
В 1960-е годы община насчитывала 16 тысяч человек. С тех пор многие эмигрировали в Британию, Америку или в Израиль. Сегодня в Ольстере проживает примерно 600 евреев, 160 человек посещают единственную синагогу. «Странно, но люди почему-то думают, что нас в Белфасте 3000 человек, — говорит Шошана Эпплтон. — Может быть, потому, что мы очень шумим». Несмотря на официальную нейтральную позицию, евреи Северной Ирландии признают, что чувствуют себя в большей безопасности с пролондонским или юнионистским статус-кво.
Местный бизнесмен Сирил Розенберг говорит: «Я не думаю, что у нас есть проблемы с республиканцами. Просто евреи обычно склоняются на сторону истеблишмента».
С ним соглашается Норман Ричардсон, секретарь межконфессионального форума Северной Ирландии.
«Члены еврейской общины хотят, чтобы их отождествляли с господствующей тенденцией в обществе, тем самым доказывая, что они, в прошлом иммигранты, уже перестали быть таковыми, — говорит он. — Поэтому есть ощущение, что евреи ближе к протестантскому большинству».
Многие протестанты — христианские сионисты, члены произраильских христианских групп.
«Эти люди настроены более произраильски, чем мы», — улыбается Эпплтон.
Известный юнионист Билли Логан возглавляет протестантскую группу Royal Black Institution, которая придерживается буквальной интерпретации Библии. «Я верю, — говорит он, — что с древнейших времен евреи имеют право на родину. Я страстно поддерживаю Израиль, и мы считаем себя подлинными друзьями наших ближних — евреев».
Напротив, католики, как меньшинство, борющееся за объединение с Республикой Ирландия, в основном католической, часто проводят параллель между собственной борьбой и борьбой палестинцев.
Юнионисты и республиканцы приняли каждый свою сторону в ближневосточном конфликте, и в Белфасте зареяли флаги, соответствующие ближневосточной симпатии каждой партии.
Так, бело-голубой израильский флаг развевался рядом с государственным флагом Соединенного королевства, а зеленый палестинский был водружен бок о бок с ирландским триколором.
Регина О’Калаган, председатель межконфессионального форума, говорит: «Я сомневаюсь, что многие из этих людей, размахивающих флагами, знают, где расположен Израиль, и где — Палестина».
В последнее время большинство флагов исчезло, одни — по приказу военизированного руководства, другие от ветра и дождя, терзающих город на Ирландском море. Но они могут вернуться с приближением так называемого «маршевого сезона», когда протестанты и католики выходят на улицы на торжественные шествия, чтобы — как представляется многим — продемонстрировать силу.
А белфастские евреи, как обычно, постараются быть вне игры.
JTA
|