«Еврейский Обозреватель»
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
7/194
Июль 2009
5769 Тамуз

АЛБАНИЯ – УПУЩЕННАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ

Михаил Дор

На главную страницу Распечатать

1935-  й  год. Евреи Германии уже изгнаны почти из всех сфер профессиональной деятельности, для них установлена процентная норма в школах и вузах, еврейские предприятия подвергнуты бойкоту, наконец, в сентябре, приняты Нюрнбергские законы.

Тем не менее, уехать еще можно. Вопрос – куда? Правительство Великобритании отказывается увеличить квоту на эмиграцию евреев в подмандатную Палестину. Остальные страны тоже явно не спешат открывать границы для преследуемых евреев. Как стало недавно известно, в 1935 году английский журналист и сионистский деятель Лео Элтон, узнав, что албанское правительство одобрительно относится к возможной иммиграции евреев, решил выяснить, может ли это государство стать для них убежищем.

Приехав в Орлиную страну, Элтон услышал от местного чиновника, что в мусульманской Албании практически нет проявлений религиозной нетерпимости. За всю историю не было отмечено всплесков антисемитизма, подчеркнул чиновник.

В общем и целом, он был прав. Первыми евреями здесь оказались рабы из покоренной Иудеи, которых везли в Рим. Ветер заставил корабли изменить курс. Их прибило к Иллирийскому берегу (теперешняя Албания) и много пленников бежало. Римляне считали, что их разорвали дикие звери. Но уже в античные времена иллирийцы, коренные жители этих мест, помогали беглецам, как это было и в недавней истории.

Историк Иосиф Флавий писал, что на юге страны существовало в его время несколько чисто еврейских деревень, и что, по-видимому, они были основаны бежавшими рабами из Иудеи. В XII веке знаменитый путешественник Биньямин из Туделы, сообщал, что в этих краях живут люди, «называющие друг друга еврейскими именами» и считающие себя евреями.

В начале XVI в. первые еврейские общины появились в Берате, Дурресе, Элббасане и Влоне. Беженцы из Кастилии, Каталонии, Сицилии и Португалии основывали свои синагоги.

Самым знаменитым евреем в албанской истории был Шабтай Цви, провозгласивший себя Мессией в XVII веке. После его ареста и поразившего всех перехода в ислам великий визирь Константинополя отправил его в Албанию, тогдашнюю окраину Оттоманской империи.

Ко времени визита Элтона в Албании проживало чуть больше 200 евреев, и он пришел к выводу, что беженцы могли бы поселиться в этой небольшой стране.

Албания казалась привлекательной и в экономическом плане: земля здесь очень плодородна и при рациональном использовании могла бы прокормить 5 млн. человек. Элтона привели в восторг албанские апельсины и лимоны, по его мнению, лучшие в мире. Он фантазировал, что еврейские поселенцы смогли бы выращивать табак и разводить тутового шелкопряда, создали бы текстильную промышленность.

«Я полагаю, что первые поселенцы способны добиться не только материального благополучия, но и расположения жителей Албании. Думаю, в ближайшие годы сюда переедут не сотни, а тысячи евреев»,– писал журналист. Единственное, что его смущало, так это отсутствие в столице страны – Тиране – театров и концертных залов.

К сожалению, письмо, отправленное британцем президенту Еврейского университета Иехуде Лейбу Магнесу, осталось без ответа, а проект массовой иммиграции евреев в Албанию остался на бумаге.

К сожалению, потому что предположение Элтона о толерантности албанцев полностью оправдалось: во время Холокоста они спасли почти всех проживавших в стране евреев.

Традиционный кодекс чести – «канун» – обязывает албанцев не просто оказывать гостю гостеприимство, но и быть ответственным за его безопасность. Это во многом объясняет, почему албанский народ обеспечил безопасную гавань сотням еврейских беженцев, добравшихся до этой маленькой Балканской страны из Югославии, Германии, Австрии и Болгарии в годы гитлеровской оккупации.

Албанское движение сопротивления в 1943 году объявило – будут наказаны все, кто откажется дать приют нуждающимся в нем, «так как это преступление бесчестит албанский народ». И не было случая, чтобы кто-то преступил эту общепринятую в Албании норму поведения.

Даже итальянские оккупационные силы в Албании помогали спасать евреев. В 1943 году, ночью, накануне своего ухода из Албании (итальянцы уступали оккупированные ими территории немецким войскам) итальянец – комендант лагеря для интернированных около Дурреса приказал открыть ворота лагеря и посоветовал всем заключенным, среди которых были сотни евреев, спасаться бегством. Он обещал им сжечь лагерные регистрационные книги.

В начале 1944 года, после перехода страны под германский контроль, гестапо приказало зарегистрировать евреев в Тиране. Немцы полагали, что албанские чиновники принесут им списки живущих в стране евреев, но те не подчинились. Наоборот, они предупреждали евреев и, таким образом, вся община пережила войну, кроме одной семьи из 6 человек, которая была обнаружена немцами и выслана в Приштину.

«Албания была единственной страной в Европе, в которой к концу второй мировой войны оказалось больше евреев, чем было в начале войны», – говорит Михаэль Беренбаум из Вашингтонского музея Холокоста.

Кто знает, если бы к идее Элтона отнеслись более внимательно, возможно… Впрочем, история не знает сослагательного наклонения…

Михаил Дор, jn.com.ua
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2009 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org