«Еврейский Обозреватель»
ИЗРАИЛЬ
9/196
Сентябрь 2009
5769 Элул

20 лет алии: рождение   и  крушение стереотипов

Александр Тенцер

На главную страницу Распечатать

Недавно в беседе с одним известным профессором Еврейского университета я услышал от него любопытное  и  запомнившееся мне высказывание. Мы беседовали о текущей политической ситуации, переговорах с палестинцами, шансах достижения соглашения с арабами. Неожиданно профессор усмехнулся  и , полушутя, произнес: "Алекс, поверь мне, слава Богу, что в Израиле нет мира… Иначе евреи просто перегрызлись бы, как пауки в банке".

Признаюсь, в первую минуту это меня шокировало, но, к сожалению, должен признать, что его словах есть доля правды,  и  немалая. Оглядываясь назад, мы видим, что еврейские государства рушились не столько под давлением извне, сколько из-за внутренней розни  и  раскола. То, что на иврите называется "синат хинам" – "бессмысленная ненависть" друг к другу. Именно "синат хинам" привела к расколу могучего царства Соломона, которое спустя считанные годы после его смерти распалось на два враждующих государства – Израиль  и  Иудею. То же самое произошло  и  во времена падения Второго Храма, когда враждующие группировки сводили счеты друг с другом перед лицом осаждавших Иерусалим римлян.

Увы, нечто подобное происходит  и  сегодня на наших глазах. Казалось бы, общество в государстве, находящемся под давлением непримиримых врагов, должно быть предельно объединено общей угрозой. К сожалению, все наоборот. С самого своего рождения израильское общество было расколото  и  в нем прочно утвердились стереотипы в отношении различных этнических групп. Эти стереотипы возникали с каждой алией  и  говорят сами за себя: "Йеки-поц" ("йеки" – презрительная кличка выходцев из Германии), "марокканец-нож", "румын-вор", "парси (иранец–скупердяй"  и  т.п.). Все эти стереотипы самозабвенно подхватывались обществом  и  создавали тяжелые,  и  порой невыносимые условия для  и  без того не простой абсорбции.

Как мы хорошо знаем, алию из бывшего Советского Союза не обошла эта болезнь. Мы в полной мере пострадали от подобного чванства  и  оскорбительных предрассудков. Напомню, как создавались клише в отношении "русской" алии.

25 декабря 1992 года в телевизионной передаче на первом государственном канале (в то время – единственном канале) "Йоман а-Шавуа" ("Дневник недели") был показан репортаж, в котором утверждалось, что 50% новых репатриантов привезли фальшивые водительские права. Спустя считанные дни газета "Едиот Ахронот" провела собственные расследование, в ходе которого выяснилось, что фальшивыми правами обладают только 4,3%.

22 января 1993 года в той же передаче сообщалось, что 50% олим не хотят служить в армии. На состоявшейся вслед за этим пресс-конференции ЦАХАЛ опроверг эти домыслы. Большинство репатриантов гордятся служить в армии,  и  две трети из них мечтают стать офицерами, сказал представитель армейской пресс-службы.

Спустя всего три недели, 29 января, последовала новая "сенсация": щупальца организованной преступности из стран СНГ "дотягиваются" до маленького Израиля. Это была "первая ласточка", знаменовавшая рождение мифа о "русской мафии". Тогдашний начальник полиции Яаков Тернер выступил с категорическим опровержением этой информации. "Процент преступности среди олим не выше, чем среди коренного населения", - заявил он.

В 1994 году бывшая министр труда  и  благосостояния Ора Намир заявила, что в Израиле находится большая группа репатриантов, для которых кровосмешение является обычным делом. Я направил госпоже Намир письмо с требованием принести извинения за оскорбительное высказывание, но ответа не получил.

В это же время в игру против олим включаются лучшие интеллектуальные силы израильского общества. Знаменитый профессор Иешаягу Лейбович заявил по поводу помощи олим, желающим приобрести мацу на Песах: "Олим – это наполовину евреи, выкресты  и  гои". Слова известного своей экстравагантностью  и  "свободомыслием" профессора были восприняты репатриантами, как преднамеренное оскорбление. Я подал тогда жалобу в полицию на Лейбовича. "Лейбович оскорбил своим высказыванием как сотни тысяч евреев из бывшего Советского Союза, так  и  всех израильских граждан. Евреи подвергались преследованиям в России на протяжении веков, их бросали в концентрационные лагеря. Если мы не обратим внимания на подобного рода высказывания, они станут источником ненависти  и  раскола в израильском обществе", - написал тогда я.

Я упомянул лишь немногие случаи клеветы  и  очернения алии, причем со стороны государственных чиновников, интеллектуалов  и  СМИ. Не буду касаться оскорблений со стороны разного рода доморощенных "трибунов", типа Давида Битона (председателя амуты по борьбе с наркотиками "Хасель сам"), который назвал алию из стран СНГ "проституированной". Несмотря на это, он получил премию председателя Кнессета.

Стереотипы в отношении к репатриантам начали меняться в результате трагических событий последнего времени, потрясших израильское общество. Чудовищные теракты в израильских городах, жертвами которых стали все без разбору граждане в Израиле, независимо от места их рождения  и  этнической принадлежности,  и , конечно же, Вторая ливанская война, объединили  и  сблизили всех нас. Все мы осознали, что мы – единый народ,  и  устремились на помощь друг другу, открывая двери  и  давая приют совершенно незнакомым людям.

Неужели только в трагические для нашей страны минуты мы можем выступать, как единый народ? Неужели, действительно, прав профессор, о котором я писал вначале?

Сегодня наша задача – победить не только наших врагов на поле боя, но  и  одержать победу над стереотипами  и  предрассудками, которые гораздо опаснее для будущего нашей страны, чем любая "интифада".  И  это улица с двусторонним движением. Мы не можем не замечать расистских проявлений  и  в нашей общине. Русскоязычные репатрианты также порой с пренебрежением относятся к другим общинам  и  носителям других культур, создавая негативные  и  порой враждебные стереотипы. Любые проявления шовинизма  и  расизма нужно пресекать, вне зависимости, от кого он исходит. Лишь тогда мы станем единым  и  по-настоящему сильным народом с великим прошлым  и  достойным будущим.

zahav.ru
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2009 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org