Недавно в беседе с одним известным профессором Еврейского университета я услышал от него любопытное и запомнившееся мне высказывание. Мы беседовали о текущей политической ситуации, переговорах с палестинцами, шансах достижения соглашения с арабами. Неожиданно профессор усмехнулся и , полушутя, произнес: "Алекс, поверь мне, слава Богу, что в Израиле нет мира… Иначе евреи просто перегрызлись бы, как пауки в банке".
Признаюсь, в первую минуту это меня шокировало, но, к сожалению, должен признать, что его словах есть доля правды, и немалая. Оглядываясь назад, мы видим, что еврейские государства рушились не столько под давлением извне, сколько из-за внутренней розни и раскола. То, что на иврите называется "синат хинам" – "бессмысленная ненависть" друг к другу. Именно "синат хинам" привела к расколу могучего царства Соломона, которое спустя считанные годы после его смерти распалось на два враждующих государства – Израиль и Иудею. То же самое произошло и во времена падения Второго Храма, когда враждующие группировки сводили счеты друг с другом перед лицом осаждавших Иерусалим римлян.
Увы, нечто подобное происходит и сегодня на наших глазах. Казалось бы, общество в государстве, находящемся под давлением непримиримых врагов, должно быть предельно объединено общей угрозой. К сожалению, все наоборот. С самого своего рождения израильское общество было расколото и в нем прочно утвердились стереотипы в отношении различных этнических групп. Эти стереотипы возникали с каждой алией и говорят сами за себя: "Йеки-поц" ("йеки" – презрительная кличка выходцев из Германии), "марокканец-нож", "румын-вор", "парси (иранец–скупердяй" и т.п.). Все эти стереотипы самозабвенно подхватывались обществом и создавали тяжелые, и порой невыносимые условия для и без того не простой абсорбции.
Как мы хорошо знаем, алию из бывшего Советского Союза не обошла эта болезнь. Мы в полной мере пострадали от подобного чванства и оскорбительных предрассудков. Напомню, как создавались клише в отношении "русской" алии.
25 декабря 1992 года в телевизионной передаче на первом государственном канале (в то время – единственном канале) "Йоман а-Шавуа" ("Дневник недели") был показан репортаж, в котором утверждалось, что 50% новых репатриантов привезли фальшивые водительские права. Спустя считанные дни газета "Едиот Ахронот" провела собственные расследование, в ходе которого выяснилось, что фальшивыми правами обладают только 4,3%.
22 января 1993 года в той же передаче сообщалось, что 50% олим не хотят служить в армии. На состоявшейся вслед за этим пресс-конференции ЦАХАЛ опроверг эти домыслы. Большинство репатриантов гордятся служить в армии, и две трети из них мечтают стать офицерами, сказал представитель армейской пресс-службы.
Спустя всего три недели, 29 января, последовала новая "сенсация": щупальца организованной преступности из стран СНГ "дотягиваются" до маленького Израиля. Это была "первая ласточка", знаменовавшая рождение мифа о "русской мафии". Тогдашний начальник полиции Яаков Тернер выступил с категорическим опровержением этой информации. "Процент преступности среди олим не выше, чем среди коренного населения", - заявил он.
В 1994 году бывшая министр труда и благосостояния Ора Намир заявила, что в Израиле находится большая группа репатриантов, для которых кровосмешение является обычным делом. Я направил госпоже Намир письмо с требованием принести извинения за оскорбительное высказывание, но ответа не получил.
В это же время в игру против олим включаются лучшие интеллектуальные силы израильского общества. Знаменитый профессор Иешаягу Лейбович заявил по поводу помощи олим, желающим приобрести мацу на Песах: "Олим – это наполовину евреи, выкресты и гои". Слова известного своей экстравагантностью и "свободомыслием" профессора были восприняты репатриантами, как преднамеренное оскорбление. Я подал тогда жалобу в полицию на Лейбовича. "Лейбович оскорбил своим высказыванием как сотни тысяч евреев из бывшего Советского Союза, так и всех израильских граждан. Евреи подвергались преследованиям в России на протяжении веков, их бросали в концентрационные лагеря. Если мы не обратим внимания на подобного рода высказывания, они станут источником ненависти и раскола в израильском обществе", - написал тогда я.
Я упомянул лишь немногие случаи клеветы и очернения алии, причем со стороны государственных чиновников, интеллектуалов и СМИ. Не буду касаться оскорблений со стороны разного рода доморощенных "трибунов", типа Давида Битона (председателя амуты по борьбе с наркотиками "Хасель сам"), который назвал алию из стран СНГ "проституированной". Несмотря на это, он получил премию председателя Кнессета.
Стереотипы в отношении к репатриантам начали меняться в результате трагических событий последнего времени, потрясших израильское общество. Чудовищные теракты в израильских городах, жертвами которых стали все без разбору граждане в Израиле, независимо от места их рождения и этнической принадлежности, и , конечно же, Вторая ливанская война, объединили и сблизили всех нас. Все мы осознали, что мы – единый народ, и устремились на помощь друг другу, открывая двери и давая приют совершенно незнакомым людям.
Неужели только в трагические для нашей страны минуты мы можем выступать, как единый народ? Неужели, действительно, прав профессор, о котором я писал вначале?
Сегодня наша задача – победить не только наших врагов на поле боя, но и одержать победу над стереотипами и предрассудками, которые гораздо опаснее для будущего нашей страны, чем любая "интифада". И это улица с двусторонним движением. Мы не можем не замечать расистских проявлений и в нашей общине. Русскоязычные репатрианты также порой с пренебрежением относятся к другим общинам и носителям других культур, создавая негативные и порой враждебные стереотипы. Любые проявления шовинизма и расизма нужно пресекать, вне зависимости, от кого он исходит. Лишь тогда мы станем единым и по-настоящему сильным народом с великим прошлым и достойным будущим.
zahav.ru
|