«Еврейский Обозреватель»
ЕВРЕЙСКАЯ УКРАИНА
10/197
Октябрь 2009
5770 Тишрей

"Мы вместе. Мы помним.   А  значит – мы живы"

На главную страницу Распечатать

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

 А  нынче – гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы,

Все судьбы в единую слиты.

Часто ли вам приходится видеть, чтобы раввин пожимал руку протоиерею и имаму, православный священник цитировал Коран, и все собравшиеся вместе слушали звуки шофара?! К сожалению, нечасто.  А  нам посчастливилось.

Крымский сентябрь. Мирное, яркое, еще по-летнему жаркое солнце. Ослепительно синее небо. Степь. На окраине села Елизаветово многолюдно – старики, молодежь, дети; русские, украинцы, крымские татары, евреи; сельчане, горожане; представители власти, духовенства, общественных организаций – КРЫМЧАНЕ. Язык не поворачивается назвать происходящее митингом – хочется найти менее казенное, более человечное слово.

10 сентября в селе Елизаветово Добрушинского сельсовета Сакского района Автономной Республики Крым (бывшее село Кары Фрайдорфского еврейского национального района) открылся памятный знак евреям – невинным жертвам фашизма.

В 20-е годы прошлого века еврейские переселенцы приехали в голую крымскую степь, откликнувшись на призыв КомЗЕТа и Агро-Джойнта, чтобы создавать цветущие села, по новейшим технологиям возделывать хлеб и виноград, чтобы растить детей и жить счастливо.

Поднялись в Крымской степи еврейские колхозы, заколосился хлеб, зазеленели и стали давать полновесный урожай виноградники. Подрастали дети. Все вместе, рядом друг с другом – евреи, крымские татары, русские, украинцы, немцы. Но… Все в один миг оборвала война. В страшный девяностометровый колодец были сброшены фашистскими извергами школьники, учителя, колхозники – все, кто не успел эвакуироваться из сельскохозяйственной артели «Соцгевет» (в переводе с идиша «Социалистическое соревнование»). Здесь убиты люди просто за то, что они принадлежали к еврейской нации. Вместе с ними расстреляны русские, крымские татары, украинцы – те, кто пытался спасти своих друзей и близких…

Поисковый отряд Елизаветовской школы под руководством учителя истории, настоящего энтузиаста, Дмитрия Вязинько, провел большую работу и восстановил многие имена жителей села, которые были здесь уничтожены. Огромную поддержку сельчанам оказал председатель Сакской районной государственной администрации Владимир Галуган. Он помог найти меценатов, связать воедино многих неравнодушных людей – тех, кто помогал деньгами, строителей, консультантов. Инициативная группа нашла поддержку в Благотворительном еврейском центре «Хесед Шимон». Строительство памятника проходило под патронатом депутата Верховного Совета Украины Бориса Дейча и его помощницы Анны Гальпериной. Поисковую работу помогал проводить Председатель Сакского регионального меджлиса Зевджет Куртумеров.

Открыла мероприятие Алие Вейсова, начальник службы по вопросам межнациональных отношений Сакской райгосадминистрации. Она говорила о том, что самая большая ценность в мире – это человеческая жизнь, самая большая ценность человека – его гордость: за свой народ, за свою культуру, за своих детей. Самое страшное преступление – лишить человека жизни. «Пусть мир наш будет добрым. Пусть Вс-вышний наделит всех нас мудростью, миролюбием, чтобы никогда не допустить повторения трагедии…»

Раввин Беньямин Вольф рассказал присутствующим, что в иудаизме есть несколько видов помощи: «Первое – это помочь друзьям, которые, в случае необходимости, тоже смогут помочь вам. Еще один вид помощи – это помощь бедным – людям, которые не могут отплатить вам тем же. И самая главная помощь – высшая ступень, которая ценится в иудаизме больше всего – это помощь усопшим. Сегодня совершилась большая помощь этим людям – поставили памятник невинно убиенным – людям, которые считаются самыми святыми». Раввин Вольф прочитал Поминальную молитву, которую эта земля не слышала уже много десятков лет.

Представитель Крымской Симферопольской епархии, протоиерей Евгений Лившук благочинный Евпаторийского Церковного округа: «Дорогие друзья, мы пришли почтить невинно убиенных сестер и братьев наших, которые не были вооружены, они не воевали, они были просто уничтожены, убиты, в колодцы сброшены только потому, что они имели иной цвет глаз, иную национальность. Священное Писание учит нас тому, что человек создан по образу и подобию Божьему, и всем необходимо относиться к ближнему своему, как к образу Б-жию, как к творению Б-жию. Как же и почему была так искажена духовная природа человека? Искажена она была грехом. Если человек – образ и подобие Б-жие, то не нужно искать друг в друге то, что может разъединять нас, потому что нет таковых причин.  А , наоборот, нужно искать то, что соединяет нас, людей. И в каждой религии имеются призывы к этому. Сегодня мы, представители разных конфессий, собрались здесь, у этого скорбного места, и ничто не мешает нам вместе задуматься о том, что же произошло. Я хочу сослаться на Коран – священную книгу мусульман, где в 85-й суре сказаны следующие слова: « А  ближе всех к нам по любви те, кто называет себя христианами, ибо среди них есть иереи и монахи, которые не превозносятся». Вот превозношение одних над другими дает повод тем трагедиям, которыми так богата история человечества. Не должно быть так, дорогие мои. Я также хочу совершить молитву».

Затем слово взял имам Сакского района Эбульмуссеин Муратов: «Мы собрались здесь, только в одной точке Крыма,  а  таких можно найти тысячи, где безвинно расстреляны люди. Дети наши, вы будете учиться, и будут среди вас министры или руководители. Вы всегда помните это место, чтобы не допустить войну. Нас Коран всех призывает, что мы сыновья Адама, мы должны все любить друг друга и уважать друг друга, и нельзя по-другому.

Поэтому, дорогие крымчане, вы все время заботьтесь об этом месте – братской могиле взрослых, детей и стариков. Сегодня собрались все. Крыма на всех хватает! Наш первый муфтият так сказал: «В Крыму есть много цветов. Это русские, евреи, татары, караимы… – все народы. Надо объединить их и сделать один букет, как в Швейцарии». Мы должны воспитывать детей так, чтобы они уважали стариков, уважали свою землю, потому что эту землю наши предки своей кровью, своим потом нам передали. Хорошо бы не вспоминать эту проклятую войну, но ничего не поделаешь, такова жизнь.  А  сейчас мы должны сохранить это место и мир во всем мире».

Поминальные молитвы звучали в этот день на трех языках – еврейском, русском, татарском.

На митинге также выступали Председатель Сакской государственной районной администрации Владимир Галуган, учитель елизаветовской и добрушинской школ Дмитрий Вязинько, председатель Правления Благотворительного еврейского центра «Хесед Шимон» Александр Глубочанский, Председатель Совета представителей крымских татар при Сакской райгосадминистрации, председатель регионального меджлиса Сакского района Зевджет Куртумеров, голова Добрушинского сельсовета Владимир Шпилевой. Лейтмотивом выступлений было: «Б-г благословил нас жить вместе, и мы должны, делая выводы из прошлого, научиться противостоять вместе злу и насилию. Мы должны научиться жить в добре и согласии, делать добро ближнему, рядом стоящему, немощному – всем, независимо от их цвета кожи, крови, вероисповедания».

Затем, в преддверии еврейского Нового года прозвучали древние звуки шофара.

После окончания митинга люди потянулись к мемориалу. Тихо, по очереди подходили к страшному колодцу, который отныне накрыт памятным знаком. На нем выбиты скорбные слова. Камни. Свечи. Цветы. Венки…

Мы вместе. Мы помним.  А  значит – мы живы.

Виктория Плоткина, Наталья Высоцкая
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2009 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org