«Еврейский Обозреватель»
ЕВРЕЙСКАЯ УКРАИНА
10/197
Октябрь 2009
5770 Тишрей

МАРК ГАЛЕСНИК В ПОРЯДКЕ

На главную страницу Распечатать

Как известно, все умелые юмористы и сатирики отличаются от слабых тем, что нестандартно мыслят. В этом смысле израильский журналист, драматург и писатель-сатирик Марк Галесник типичен. Его высказывания, памфлеты, фельетоны, заметки столь же неожиданны, парадоксальны и свежи, как и продукты нестандартного мышления всех прочих хороших юмористов и сатириков, имена которых принято упоминать всуе: Горина, Шендеровича и, конечно же, Жванецкого.

С проявлениями парадоксальности ума Марка Галесника сталкиваются (уже 18 лет) все, кто читает сатирический русскоязычный журнал с нерусским названием “Бесэдер?” (“В порядке?”). В свое время, будучи еще советским журналистом, Марк Галесник издавал сатирическую газету “Еще!”.

Переехав в Израиль, он резко сменил знак утверждения на знак вопроса и стал издавать газету “для тех, кому еще смешно”. Это вовсе не означает, что Марк, обосновавших на исторической родине, перестал жить шутя. Напротив, израильская действительность предоставляет ему массу тем и поводов для смеха. Для тех, кто лишен чувства юмора, вполне очевидно, что он не любит Израиль. Но вот что говорят другие.

Виктор Шендерович: “Может быть его ирония иногда довольно жесткая. Но автор проживает вместе со страной и свою судьбу, и когда он смеется над Израилем, он ведь смеется и над собой, не правда ли?”

Михаил Жванецкий: “Для меня, пожалуй, “Бэседер?” – это лучшее русскоязычное юмористическое издание в мире”. Как говорится, комментарии излишни!”.

Марк Галесник – мой ровесник, он родился в 1956-ом году в Куйбышеве, из которого уехал, оскорбившись названием родного города, в более благозвучную Москву, где легко окончил Литературный институт. Сообразив, что пора жениться, он собрал нехитрые пожитки и уехал в Ленинград, где действительно быстро и удачно женился на девушке Лене, подарившей ему впоследствии сына и дочь.

Поскольку жить серьезно Марку никогда не хотелось, он всегда писал только в сатирическом жанре. Интересно, что это никогда не нравилось тем, о ком он писал. Один большой коммунистический начальник, которого Марк “прославил” в фельетоне, пригласил журналиста в свой кабинет и строго глядя в глаза, сказал: “Меня можно исключить из партии, уволить, и даже расстрелять. Но нельзя надо мной смеяться. Я же – власть!”. Но Марк его не понял и продолжал смеяться, идя по жизни не сгибая колен и спины.

Из Союза, по его собственному признанию, он уехал не под влиянием ситуации,   а  скорее вопреки ей. “Просто однажды я решил: если Бог даст мне возможность прожить еще одну жизнь, неужели я откажусь?”.

Следующая жизнь Галесника складывается весьма удачно, он популярный, известный человек, преуспевающий бизнесмен-издатель. В качестве последнего был приглашен недавно на книжную ярмарку во Львов.

Первый же день пребывания в нашей стране убедил Марка в том, что Украина идет верным путем (как видите, и тут проявилась парадоксальность мышления сатирика), и что мы с вами живем в стране побеждающей демократии. Он об этом так прямо и выразился, встретившись с читателями-почитателями его таланта.

Встречали бурно и весело, отпускать не торопились,  а  автографы брали даже те, кто так и не понял, с кем встречался. К числу последних можно отнести и автора этих строк, к стыду своему ничего не ведавшего о Галеснике вплоть до этого вечера. И как не отдать должное юмористу, давшего интервью человеку, не ведающему о его талантах. Каюсь, был неправ, уже исправился, ведаю. И выдаю на гора то самое коротенькое интервью, которое удалось взять у Марка Галесника – моего ровесника, печатного слова кудесника, всемирной славы нашей Украины предвестника.

– Марк, как Вам понравился Киев?

– Прекрасный город Киев и люди неплохие, – искрометно ответил гость. – Нет, правда, за те несколько часов, что я здесь, успел оценить и восхититься.

– Нынешняя Украина, пожалуй, самая скандальная страна в мире. Очевидно, именно это дает Вам повод говорить о ее верном пути развития?

– Увы, свобода не всегда приводит к благообразным проявлениям. Я не в восторге от украинской коррумпированности властей, но общее направление движения выбрано правильно. Украина, как я это вижу, семимильными шагами движется к демократии. Уже один тот факт, что мы с Вами сейчас беседуем в Израильском центре в центре Киева, говорит о многом.

Я склонен положительно оценивать те условия, при которых возможно проявление самых разных мнений. Я категорически против однозначности и присоединяюсь к словам господина Вольтера, который говорил: “Я не разделяю вашего мнения, но я готов отдать свою жизнь за то, чтобы вы имели возможность его высказывать”. Это позиция западного человека, коим полагаю и себя. Она резко отличается от позиции восточного человека, который говорит: “Я не согласен с твоим мнением и готов отдать свою жизнь и забрать твою жизнь за то, чтобы ты не имел возможности его высказать”.

Я думаю, что условия, при которых возможно дать улице имя Петлюры, но в то же время дать другой улице имя, скажем, Шолом-Алейхема, – это позитивные условия для строительства нормального государства западного образца.

– Марк,  а  Вы уверены, что правильно выбранное направление обязательно выведет к намеченной цели?

– Отнюдь. Я не знаю, куда приведет вас ваш путь. Но и три тысячи лет назад далеко не все евреи были уверены в том, что надо выходить из Египта.

– Скажите, что Вам больше всего не нравится в Израиле?

– Все!  А  если серьезно, то я пишу об этом каждую неделю. Вот что мне больше всего нравится в Израиле, так это то, что имею возможность говорить о том, что мне не нравится.

– Вы человек верующий?

– Думаю, что да. Хотя мои религиозные друзья, наверное, другого мнения.

– Потому что Вы надо всем смеетесь?

– Нет. Еще Шекспир говорил: “Насмешники – хорошие пророки”.  А  по еврейской традиции шутники первыми попадают в рай, потому что они делают людям хорошо.

Но вот один из моих друзей, ударившись в религию, перестал приходить в редакцию. Встречаю его как-то, спрашиваю: в чем дело? “Ты, – говорит, не соблюдаешь шаббат.  А  в заповедях он стоит даже выше, чем “не убий”. Вот и выходит, что ты хуже убийцы”. Такие дела. Но я точно могу сказать, что не атеист и никогда им не был.

– Марк, кого, по Вашему мнению, следует считать евреем?

– Еврей – это я!  А  вообще-то есть масса вариантов. Самый традиционный – еврей – этот тот, кто живет по законам Моисея. Живу ли я по ним? Нет. Так может я и не еврей?!

Вот на этом замечательном вопросе-утверждении и закончилась наша беседа с Марком Галесником. Вы же, уважаемый читатель можете продолжить общение с этим интересным, непредсказуемым человеком, идущим по жизни не только вдоль, но и поперек, зайдя на сайт: www.beseder.ru, где собраны Галесниковы перлы за многие годы. Оптимистический стресс гарантирован!

Александр ОЛЬГИН
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2009 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org