«Еврейский Обозреватель»
ДИАСПОРА
10/197
Октябрь 2009
5770 Тишрей

ВСЕ – «ЗА»,   А  БАБА-ЯГА – «ПРОТИВ»

Борис Клин

На главную страницу Распечатать

На протяжении ряда лет я выступал в поддержку введения в школе «Основ православной культуры». Причем как предмета обязательного для всех, без различия вероисповедания школьников и их родителей. Но вот недавно, когда идею преподавания религиозных знаний поддержал президент Медведев (хотя и в несколько ином виде),  а  основные противники – раввин Берл Лазар и председатель Совета муфтиев Равиль Гайнутдин – фактически отказались от борьбы, моя позиция изменилась. Теперь как в мультфильме: все – «за»,  а  Баба-яга – «против». Теперь я считаю, что вводить ОПК не следует. Преждевременно и очень опасно.

Отказ от своего мнения всегда неприятен, всегда дурно пахнет. Однако же упрямство – достоинство ослов. И ряд событий последнего времени показал, что с введением ОПК торопиться не стоит. В этом меня убедила сама Русская православная церковь, точнее, ее последние «миссионерские», если их так вообще можно назвать, акции.

Я был убежден, что дети обязаны знать историю государствообразующей религии своей страны ( а  таковой является православие – нравится это кому-то или нет), понимать ее принципы. Без этого невозможно нормально изучать историю,  а  представление о великой русской литературе получается искаженным. Ну как, скажите на милость, можно понять Достоевского, Пушкина, да практически всех русских писателей вне контекста православия?! Наконец, мне хотелось, чтобы, приходя в наши прекрасные музеи, наши дети не таращились на полотна и скульптуры в таком же недоумении, как мои ровесники. Я же помню, как одни удивлялись жестокости Самсона, мучающего льва,  а  другие, разглядывая картины, написанные на библейские сюжеты, глупо хихикая, толкали друг друга в бок: «Позырь, какие сиськи!» Вот не хотелось всего этого, как минимум. Как максимум, я полагал, что в христианских нормах морали и нравственности нет ничего вредного для любого ребенка,  а  Русская православная церковь – организация в лучшем смысле слова консервативная,  а  потому сюрпризов в этой сфере от нее ждать не приходится. За два минувших десятилетия Русская православная церковь куда как потрудилась для поддержания межнационального и межрелигиозного мира.

Но в последнее время с грустью вижу, что отдельные служители Церкви, занимающие далеко не последнее место в ней, все чаще прибегают к современным методам политтехнологий, тех, что в современном политологическом, и даже в бытовом лексиконе презрительно именуются пиаром. И то, как это делается, просто пугает.

Речь идет о так называемой «миссии среди субкультур». Сначала нам показали байкеров с хоругвями и объявили: «Вот, посмотрите, это православные люди». Эти «православные», разумеется, не отказались от байкерских традиций. И я совсем не удивился полуголым девушкам на их слете в Севастополе. Я бы удивился, если бы их там не было, если бы они отказались от блуда, моря пива и т. п. Подавалось же все это по ТВ так: «Байкеры – это круто,  а  байкеры – православные, стань православным, и будешь крутым парнем». Практически был выбран стиль пивной рекламы: «Найди под крышкой крутой мотоцикл».

Ну  а  какая тут связь с ОПК?  А  самая прямая. Идейным вдохновителем байкерского пиара был протодиакон Андрей Кураев. И он же высочайше назначен писать учебник по ОПК.

Так вот, как отец дочери-подростка я не желаю, чтобы пастырь, оправдывающий такую «замечательную» субкультуру, как байкерство, учил моего ребенка вообще чему-либо.  А  уж тем более культуре.

Но отец Андрей байкерами решил не ограничиваться и объявил о намерении «вести диалог со всеми представителями молодежных субкультур, в том числе со скинхедами и готами».

Для скинхедов убийства инородцев уже давно стали нормой. Готы (поклонники мистического культа смерти) потренировались на расчленении кошек, но теперь все чаще стали попадаться на человеческих жертвоприношениях. И вот с убийцами автор будущего учебника по православной культуре намерен вести диалог (!). Так сказать, воцерковлять их. То, как он будет этим заниматься, легко себе представить по «работе с байкерами». Собственно говоря, никакой миссии среди мотоциклистов не было. Их просто объявили «своими, нашими» и показали по ТВ. Кстати, финал скандала с полуголыми девицами, катавшимися на мотоциклах, украшенных хоругвями, оказался вполне предсказуемым: лидер байкеров повелел мотоциклы теперь украшать только флагами клубов. Итог миссии: вместо того, чтобы отказаться от аморального поведения, окормляемые отцом Андреем байкеры решили отказаться от хоругвей на своих «железных конях».

Миссию же среди далеких от христианства готов представить вообще сложно,  а  уж тем более среди скинхедов. Значительную часть последних составляют неоязычники-родноверы, ненавидящие христиан не меньше, чем таджиков и узбеков-гастарбайтеров. Они обвиняют христиан в «навязывании славянам веры в еврейского Б-га», откуда и пошли «все несчастья Руси». Кстати, некоторое время назад в Москве и в других регионах было несколько попыток поджога православных храмов, и в этих преступлениях органы ищут след экстремистов из числа неоязычников.

Но есть, разумеется, и крещеные скинхеды. Вероятно, диалог будет вестись с ними. Такие попытки уже предпринимались некоторыми околоцерковными деятелями при организации так называемых «Русских маршей» на 4 ноября (День народного единства). Правда, переговоры сорвались. С одной стороны, как раз возник конфликт между православными и «родноверами»,  а  с другой – «Русские марши» властям не нравятся, и официальные церковные структуры акцию не благословили.

Но то было год назад. Сейчас РПЦ набирает политический вес. И делает это столь активно, что несколько месяцев назад в Московском центре Карнеги религиоведы и политологи всерьез заговорили о том, что к современным религиозным объединениям следует подходить как к «политическим партиям особого типа».  А  политическим партиям нужны союзники, особенно нужна политически активная молодежь.

Однако политики и спецслужбы всегда пребывают в заблуждении относительно своих возможностей контролировать радикалов. Чем обернется союз РПЦ с бритоголовыми, если таковой возникнет, понятно. Исторические прецеденты были. Евреям даже переход в православие не поможет. Достаточно заглянуть в историю, посмотреть устав Союза русского народа и Союза Михаила Архангела, куда лица «еврейского происхождения» не принимались в принципе, даже крещеные.

Говорить о правом повороте как о четко определившемся векторе движения РПЦ, конечно, пока рано. Но и не замечать таких странных попыток «миссии среди молодежных субкультур» невозможно. Тем более что, несмотря на возмущение, вызванное байкерской акцией в Севастополе в церковной среде, официальные представители РПЦ дали весьма сдержанные комментарии по этому поводу. И никто даже не помышляет об отставке ее идейного вдохновителя о. Андрея Кураева с поста руководителя коллектива по написанию ОПК.  А  так называемые деятели «политического православия» развязали кампанию травли тех, кто усомнился в правильности такой миссии. Хамские обвинения посыпались на головы православных священников и тем более на неправославных журналистов. И никто этих деятелей – вполне, между прочим, управляемых – не одергивает.

Отсюда вывод: нет никакой нужды спешить с введением «Духовно-нравственной культуры» в школах и ОПК в том числе. С таким создателем учебника неизвестно до чего дойдем. Можем и до уголовной субкультуры докатиться. Пойдут конкурсы на лучшую «православную» татуировку: у кого больше «куполов» на спине, станет победителем…  А  может, и до чего похуже.

Неужели среди огромного множества людей более достойного человека в Церкви для написания учебника не нашлось? Или его подходы считаются наиболее правильными? Не знаю. Но оба варианта меня не устраивают. Так что лучше обождать.

Да, собственно, и президент тоже спешить не предлагает. Он объявил лишь эксперимент в полутора десятках регионов. Там ОПК уже преподавался, правда, в рамках так называемого «регионального образовательного компонента», отныне будет преподаваться в рамках «президентского эксперимента». Но глава государства нашел элегантный выход из неловкой ситуации. Да и срок эксперимента он ограничил 2012 годом. « А  там как пойдет», – заметил Медведев.  А  в 2012 году выборы, и будут вопросы поважнее. Как говаривал Жванецкий: «При чем тут борщ, когда такие дела на кухне?!»

Да и для людей православных, искренне желающих, чтобы дети знали свою культуру, в такой задержке трагедии не будет. В этом году абсолютным победителем Всероссийской олимпиады среди школьников по этому предмету стала деревенская девочка, учащаяся школы, где никакого ОПК и в помине нет. И в воскресной школе она тоже не занималась, потому что храм в райцентре, и каждое воскресенье туда не находишься – далековато. Но книги она читала, много книг. Она вообще отличница. И еще она верующая. Я думаю, не нужен таким девочкам учебник от отца протодиакона, окормляющего байкеров и жаждущего диалога с убийцами.  А  то вдруг одни девочки и мальчики решат, что ездить на мотоцикле с голыми сиськами полезно для души,  а  другие подумают, будто резать людей в подворотнях – это и есть православная культура…

И еще замечу. Школа по определению должна быть чужда разным новшествам, не проверенным временем. Так что механическая замена автора учебника не развеет возникших сомнений. Сначала хотелось бы убедиться в том, что Церковь действительно разобралась в субкультурах,  а  ее молодежная политика – именно политика,  а  не пиар-акции. Уж слишком напугали.

"Лехаим"
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2009 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org