Это полуразрушенное здание в Сантьяго-де-Куба ничем не отличается от остальных домов, возвышающихся по обе стороны улицы Калле-Корона. Кроме, разве что, бронзовой табличкой с надписью на иврите и испанском: «Община Атиква». Каждую пятницу в небольшой синагоге собираются на встречу шабата чуть больше тридцати евреев всех возрастов. Молитву читает Хулио Амона Гомес — профессор биохимии, исповедующий иудаизм с 1996 года и фактически ставший для евреев Сантьяго-де-Куба духовный вождем.
«У нас нет своего раввина с 1966 года, и все же по субботам мы продолжаем изучать Тору», — говорит президент общины Эугениа Фариа Леви. Не так давно она написала краткую историю городской еврейской общины, отметив, что до революции 1959 года в Сантьяго-де-Куба проживало около тысячи евреев. После прихода к власти Фиделя Кастро их становилось все меньше и сегодня осталось не больше восьмидесяти, несмотря на то, что этот расположенный в 525 милях от Гаваны город — второй в стране по величине. До революции на территории острова проживало около 15 тысяч евреев, теперь их осталось немногим больше 1300, из которых 1000 — в столице.
«Фидель всегда уважал евреев. Возможно, еще и потому, что мы никогда не сопротивлялись кубинским законам, — рассказывает Эугениа и, после некоторой паузы, не без гордости добавляет: несмотря ни на что, ни один еврей Сантьяго-де-Куба так и не вступил в коммунистическую партию».
После пятничной службы в синагоге все члены общины устраивают скромную трапезу. «К счастью, наш вице-президент по профессии ветеринар. И, хотя у нас нет шойхета, мы все-таки стараемся соблюдать, насколько это возможно, законы кашрута».
Доктор Хосе Миллер возглавляет Совет еврейских общин Кубы. По его данным, численность еврейского населения Кубы в последние годы стабилизировалась: несмотря на то, что люди уезжают в Израиль или Америку, в синагогу все чаще приходят новые — в основном, те, кто принял иудаизм через гиюр. Вопросами гиюра занимаются раввины консервативного направления, приезжающие из Лос-Анджелеса, Сан-Диего и Буэнос-Айреса.
«В массе своей евреи живут так же, как и все на Кубе, но все же немного лучше», — говорит Хосе Миллер. Координатор комитета «Джойнт» на Кубе 35-летний Нестор Цевач приехал на «Остров свободы» из Аргентины, где руководил еврейским общинным центром «Тиферет» в Буэнос-Айресе. Вместе со своей женой Марой он живет в Гаване, ежегодно получая от «Джойнта» 90 тысяч долларов на различные проекты. Помимо прочего, осуществляется и финансирование программы помощи нуждающимся, а также организация и проведение религиозных праздников. При общине работает воскресная школа, которую посещают 70 детей и 30 взрослых. Занятия проходят по воскресеньям до полудня, после чего автобус развозит учеников по домам. Здесь же занимаются и люди, желающие исповедовать иудаизм.
В холле общинного центра висит мемориальная табличка со словами благодарности Еврейской федерации Майами за помощь, оказанную в деле восстановлении синагоги. А среди множества развешанных на стенах фотографий бросается в глаза снимок самого Фиделя с сидуром в руках.
Вот уж и впрямь парадокс: несмотря на враждебное отношение власти к Израилю и сионизму, режим Кастро, в общем-то, не притеснял кубинских евреев.
По словам одного из членов общины Сантьяго-де-Куба, он зарабатывает 325 песо (12 долларов) в месяц, хотя и работает в государственном аппарате. Попросив не называть его имя, он рассказал, что подрабатывает на стороне, занимаясь доставкой различных товаров, и добавил: «Многим семьям приходится еще хуже, чем моей. Тем, кто отсюда уезжает, приходится помогать оставшимся родственникам. А люди, не получающие помощи со стороны, живут просто ужасно». Многие причисляют Хосе Миллера к сторонникам режима Кастро. Он относится к этому спокойно: «Правительство ни в коем случае меня не контролирует. А мы в общине стараемся не обсуждать политических вопросов и не иметь никакого отношения ни к противникам, ни к сторонникам режима. Единственное, что меня в данный момент интересует, так это дальнейшая позиция Фиделя по отношению к еврейской общине острова».
Jewish.ru
|