Когда в 1940 году немецкие войска вторглись на территорию Норвегии, там проживало около 1800 евреев. Страна была оккупирована, а лидер норвежских фашистов Видкун Квислинг имя которого стало символом предательства, заявил, что своей важнейшей задачей считает избавление от евреев.
Квислинг (1887 - 1945 гг.) был сыном лютеранского священника. После школы довольно быстро сделал карьеру в армии, дослужившись до чина майора. В 1918 году был военным атташе в Петрограде, а в 1920-1921 гг. - в Хельсинки. В 20-х годах прошлого века работал в миссии Ф.Нансена, которая занималась оказанием помощи голодающим в СССР.
Во время пребывания в России Квислинг обзавелся даже не одной, а двумя женами - сын пастора был двоеженцем. Первую жену, 17-летнюю Александру Воронину, он привез из первой поездки в Россию. Во время следующей поездки ему пришлась по душе Мария Пасечникова, и ее он тоже привез в Осло. С Марией у него был бурный роман, единственное, что мешало - он уже был женат на Ворониной. Дело кончилось тем, что Александру сплавили во Францию, а Мария Пасечникова осталась его женой (она дожила до глубокой старости и умерла в 1980 году).
Занявшись политикой, Квислинг поменял несколько партий, но ни в одной не прижился. В 1931-1933 гг. входил в состав правительства, созданного аграриями. В мае 1933 года при помощи своих немецких друзей Квислинг основал фашистскую партию "Национальное согласие", получив членский билет номер 1. Однако политические успехи норвежских нацистов были мизерными. На выборах в парламент в 1933 году они не получили ни одного депутатского места. Через три года повторилась та же история. Не помогла и помощь германских нацистов, которые зачастили в Норвегию и всячески старались укрепить позиции Квислинга и его партии. В общем, партийные дела шли неважно. Оратор Квислинг был никудышный и организатор тоже не блестящий.
В первый день вторжения немецких войск 9 апреля 1940 года король Норвегии Хокон Седьмой и правительство покинули Осло. Квислинг по радио объявил о государственном перевороте и создании правительства под его руководством. Он призвал норвежцев подчиниться немецким властям и прекратить сопротивление. Однако правительство Квислинга просуществовало 5 дней. Гитлеру не понравилась "самодеятельность" норвежского фюрера, который даже не согласовал состав своего кабинета с Берлином.
Немцам удалось в первый же день захватить Берген и Нарвик. Однако при штурме Осло немецкие части встретили серьезное сопротивление. Огнем береговой артиллерии норвежской армии, верной королю Хокону, был потоплен немецкий крейсер "Блюхер", пытавшийся высадить десант. Два других крейсера, "Карлсруэ" и "Кенигсберг", постигла та же участь. Кроме того немецкий флот потерял 10 эсминцев, 4 подлодки, 10 малых судов. Когда немцы все же вошли в столицу, король и члены его правительства успели эмигрировать через Швецию в Англию.
Назначенный Гитлером рейхскомиссаром Норвегии Йозеф Тербовен 1 февраля 1942 года предложил Квислингу создать марионеточное правительство, которое будет оказывать помощь германским властям в управлении страной. В результате, единственной разрешенной партией стало "Национальное согласие" - партия коллаборантов. Вводились дополнительные налоги на содержание оккупационных войск.
В начале оккупации Норвегии рейхскомиссариат не имел единого плана депортации и уничтожения евреев. Да и в Берлине на первых порах не торопили. На Ванзейской конференции скандинавские страны были выделены в особую группу. Мартин Лютер, высокопоставленный чиновник МВД, отметил, что там депортация может столкнуться с трудностями из-за протестов местного населения, поэтому предложил пока отложить антиеврейские акции.
Положение евреев в Норвегии сильно зависело от местных властей, которые иногда проявляли инициативу, опережая указания своих хозяев из Берлина. Свой непримиримый антисемитизм постоянно демонстрировал Квислинг, надеясь тем самым поднять авторитет у не очень доверявших ему немцев и презиравших его норвежцев. Ему принадлежит термин "искусственный еврей". Это норвежец, зараженный еврейским духом. И таких - заявлял Квислинг - в Норвегии полным-полно.
В антиеврейских акциях он мог положиться на норвежских полицейских, большинство которых были членами его нацистской партии. Однако действия норвежских фашистов не всегда находили поддержку у немецких властей. Тербовен считал, что самочинные действия Квислинга и его людей мешают навести порядок в стране. Германские фашисты невысоко ставили норвежского нациста и не считали его партию серьезной силой. Фюрер называл Квислинга одной из своих надувных зверушек.
В первые месяцы оккупации даже казалось, что жизни норвежских евреев ничего не угрожает. Проводилась главным образом регистрация "инородцев" и учет их имущества. От руководства еврейских общин в Осло и Тронхейме немцы потребовали предоставить списки членов этих общин. Были собраны сведения о предприятиях, принадлежащих евреям, чтобы потом отобрать эту собственность. Использовались разные методы выявления "неарийских семей". Были обнаружены 600 еврейских беженцев из стран Центральной Европы, нашедших в Норвегии убежище в 1933-1940 гг. Время для безоглядной жестокости тогда еще не пришло. Как-то перед членами нового коллаборационистского правительства Квислинга выступил Тербовен. Он обещал, что будет соблюдать Конституцию Норвегии и даже объявил амнистию всем беженцам, уехавшим из страны за время оккупации. Это трудно представить, но некоторые евреи поверили словам рейхскомиссара и даже вернулись из безопасной Швеции в оккупированную Норвегию, фактически подписав себе смертный приговор. Правда, и в это время в печати ни на один день не прекращалась антисемитская агитация. Но прямых нападений и арестов пока нее было. Пока...
В июле 1941 г. евреи были уволены с госслужбы, адвокаты лишились лицензий. Был принят закон о запрете смешанных браков. В удостоверениях личности евреев полиция начала ставить специальную отметку.
В октябре 1942 года бойцы Сопротивления в Тронхейме совершили ряд диверсий против немецких оккупантов. В ответ Тербовен объявил в Тронхейме чрезвычайное положение, а Квислинг отдал приказ арестовать всех мужчин-евреев. Ровно через месяц женщин и детей собрали в спецлагерь, чтобы переправить на военных кораблях в Штеттин для отправки в конечный путь назначения - Освенцим.
22 октября 1942 года группа из девяти евреев пыталась перейти границу со Швецией, но была арестована. Норвежец-проводник группы застрелил при этом полицейского. Квислинг использовал это для развертывания антиеврейской кампании. Указом от 25 октября предписывалось арестовать всех мужчин-евреев старше 15 лет. Одновременно Квислинг подписал указ, по которому имущество евреев конфисковывалось и передавалось государству. В определении, кого считать евреем, норвежские коллаборанты во главе с Квислингом пошли даже дальше чем гитлеровская Германия. К евреям причислялись все дети от смешанных браков без исключения. Депортация евреев производилась на военных кораблях в ноябре 1942-го и в феврале 1943 года. Всего через Штеттин в Освенцим было отправлено 759 человек, из них уцелело только 12. В мае 1943 года еврейская община Норвегии перестала существовать. Об этом официально сообщил Квислинг в своем выступлении по радио. В стране оставалось до конца войны менее ста евреев. 60 человек, состоявших в браке с норвежцами, были заключены в лагерь. Незадолго до конца войны их освободили и 2 мая 1945 года большинство уцелевших уехало в Швецию.
Однако норвежской полиции не удалось депортировать всех евреев. Среди полицейских оказались честные люди, которые предупредили евреев об опасности. И Сопротивлению удалось организовать для евреев сеть временных укрытий, а затем эвакуировать людей в нейтральную Швецию. Те, кто помогал евреям, шли на большой риск - за эту помощь им грозила смертная казнь.
На процессе Эйхмана в Иерусалиме в 1961 году Генриетта Самуэль, жена раввина Осло, рассказала, как ее вместе с тремя внуками и невесткой спасли участники Сопротивления. Ночью 26 ноября 1942 года ее разбудил звонок соседки Ингеборг Слаттен, она сказала, что сегодня очень холодная ночь и надо одеть детей потеплее.
Через час в квартиру Самуэль пришла незнакомая девушка и увела женщин и детей в один из соседних домов, где они прятались весь следующий день, после чего их перевезли в надежное убежище в окрестностях Осло. Смелой и благородной акцией норвежского Сопротивления было спасение детского дома на улице Хольбер в Осло. В ноябре 1942 года там жили 14 детей в возрасте от 8 до 13 лет. Они были привезены из Австрии и Чехословакии в 1938-1939 годах. Директор детдома Нина Хазвольд узнала о готовящихся арестах. Она обратилась к своей подруге-врачу, которая согласилась помочь. На автомашине со знаком Красного Креста она перевезла детей во временное убежище, где они смогли переждать первое время. Позже их двумя группами переправили в Швецию. Все дети были спасены. Подполье Норвегии успело всего переправить через шведскую границу 900 евреев.
Аресты и депортация евреев повергли тысячи норвежцев в состояние шока. Авторитет Квислинга и его партии "Национальное согласие" упал до нуля. Многие открыто выражали свое возмущение. Форма гражданского протеста дошла до того, что пассажиры уходили со своих мест в поездах, не желая сидеть рядом с нацистами из партии Квислинга. На стенах писали лозунги: "Квислинг - немецкий холуй и пускай катится к черту!".
В защиту евреев выступили епископы. Они опубликовали открытое письмо Квислингу, в котором охарактеризовали антисемитские акции как несмываемый позор.
На этом фоне Квислинг безуспешно пытался внедрить в стране свой культ. 1 февраля - в этот день в 1942 году было образовано марионеточное правительство во главе с Квислингом - был объявлен национальным праздником. Сам "вождь" поселился в роскошном доме, его обслуживало 12 слуг.
Несмотря на ненависть большинства соотечественников, об одном из поклонников норвежского "фюрера" нельзя не сказать. Прославленный писатель, лауреат Нобелевской премии Кнут Гамсун еще в 1934 году заявил о своей поддержке германских нацистов. Он выступил по радио с призывом поддержать Квислинга. И это вызвало всеобщее возмущение. В тот же день двор дома Гамсуна стали забрасывать его книгами. На некоторых из них бывшие читатели и почитатели писали свои отзывы о Гамсуне, приверженце нацистов и оккупантов. Теперь в библиотеках норвежцев нет места книгам человека, который стал изменником. Книги приходили потоком по почте, перебрасывались через забор в сад. Каждую неделю грузовик вывозил с виллы Гамсуна тысячи книг. В 1943 году писатель ездил в Германию, встречался с Гитлером и Геббельсом. После войны Гамсуна судили за коллаборационизм, учли преклонный возраст и вообще сочли слабоумным, отправили в больницу для умалишенных, где классик и закончил свой жизненный путь.
В Норвегии нет памятников Гамсуну-человеку, который прославил свою страну в начале ХХ века и опозорившему ее в 40-е годы.
****************************************************************************
Видкун Квислинг был арестован 9 мая 1945 года в своем особняке в Осло. На суде он заявил, что считает себя мучеником за великую Норвегию. Квислинг был обвинен в государственной измене и приговорен к смертной казни. 24 октября 1945 года приговор был приведен в исполнение.
Многие норвежские нацисты, причастные к преступлениям против евреев, отделались легким испугом. Норвежская Фемида оказалась к ним милостивой. Только в 1996 году после разоблачения в прессе и под давлением общественности министерство юстиции создало комиссию по вопросу возвращения евреям собственности, конфискованной у них Квислингом.
Иосиф Тельман, еженедельник «Секрет»
|