«Еврейский Обозреватель»
ГЛАВНАЯ
1/44
Январь 2003
5763 Шват

«У ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ НЕТ БУДУЩЕГО»

СИМОН ФАЙНБЕРГ

На главную страницу Распечатать

В 1989 году, после падения берлинской стены, Френсис Фукуяма опубликовал книгу «Конец Истории — Конец Идеологического Развития Человечества». По его мысли, вследствие распада Советского Союза образовалась мировая культура, основанная на либеральной демократии, и это конец истории. В 1993 году профессор Самуэль Хантингтон предложил тезу, которая стала приемлемой в академическом мире Запада. Согласно этой тезе, будущие войны будут между цивилизациями, как война на Балканах и в Чечне, и столкновения между мусульманами и их соседями неизбежны, как это происходит в последнее время от Нигерии и до Индонезии.

По Хантингтону, история человечества — это история цивилизаций, и религия — главная ее часть. Семь основных цивилизаций — это западная, китайская, индуистская, мусульманская, латиноамериканская, ортодоксально-славянская и японская. Иудаизм — это отдельная цивилизация, крошечная и одинокая.

Мир организуется по принадлежности к цивилизации. Государства теряют самодостаточность в пользу групп государств. Глобализация происходит параллельно с децентрализацией, однообразие с разнообразием. Мир становится более модерновым и менее западным. Сила Запада уменьшается по сравнению с другими цивилизациями. Мы приближаемся к концу 200–300-летнего периода Западной гегемонии в мире. Сто лет назад белая раса составляла 50% населения мира, сегодня 20%, в 2020 году будет только 5%.

ВЕК ИСЛАМА. ВЫЗОВ ИСЛАМА

Запад, написавший Декларацию прав человека (1948), постепенно исчезает. Предложения по правам человека почти никогда не проходят в ООН. Запад наводнен беженцами, угрожающими его образу жизни. Ислам будет вызовом XXI веку. Ислам поднимается как центр мирового бурления вместо левых движений, что ушли со сцены. Ислам дважды угрожал мечом Западу — в 1529 и 1683 годах. На сей раз он это делает «через матку исламской женщины», по выражению Арафата.

Культурный и религиозный пейзаж США изменился фундаментально за последние 30 лет, со времени принятия закона в 1965 году, разрешившего иммиграцию из неевропейских стран.

В Африке место Запада захватывает руководитель Ливии Муамар Каддафи и таким образом ускоряет исламизацию Черной Африки. Саудовская Аравия расходует более одного миллиарда долларов в год на фундаменталистское просвещение молодых мусульман во всем мире — от Америки и до Индонезии.

Демографические изменения на Западе уменьшат, уже в близком будущем, его поддержку Израилю.

Мысль о том, что экономическое развитие и сотрудничество Израиля со странами Среднего Востока приведет к миру, наивна и опасна. Надежда на сосуществование с враждебной цивилизацией — исламом, находящимся в процессе демографического взрыва, иллюзорна. По традиции, начатой пророком Мохаммедом, у договора мира с неисламской стороной нет постоянства и нет религиозной апробации. После договора Осло (1993), выступая в Южной Африке, Арафат оправдывался этим примером.

По мнению профессора Рут Вайс из Гарвардского университета, поведение Израиля во время переговоров с палестинцами — это классическая ошибка, корни которой — в еврейском рассеянии. Стратегия евреев рассеяния, которая привела к Катастрофе, и заключается в капитуляции перед врагом и возложении вины на себя. Все это не приносит искупления и уважения. Врага, что поклялся тебя уничтожить, вооружать с надеждой получить безопасность — это политическое безумие. Договор Осло, что был принят в Кнессете большинством в один голос, — это крупнейшая ошибка в истории дипломатии, которая ставит существование Израиля под угрозу.

По Хантингтону, торговля и туризм не сближают народы. Экономическое развитие приводит к политической дестабилизации стран. Народы, у которых не было возможности воевать, получают такую возможность. В 1914 году, когда международная торговля и экономическая интеграция Европы была рекордная, вспыхнула Первая мировая война.

Экономический расцвет во время британского мандата в Палестине, вследствие притока капитала с беженцами из Европы, привлек также арабов из соседних стран. Одновременно отношения между евреями и арабами ухудшились и привели к погромам. В 1967–1998 годах доходы арабского населения в Самарии и Иудее увеличились в 22 раза, в Газе — в 12 раз. Результат — первая интифада (1987–1993). Экономическое развитие не приводит к миру, скорее наоборот.

Население Восточного Иерусалима уменьшалось до 1967 года. С тех пор экономический расцвет утроил его и этим вызвал повторное разделение города. Арабы Восточного Иерусалима автоматически получают израильское гражданство. Мохаммед Фаид, египетский гражданин, владелец универмага «Хародс» в Лондоне, платит налоги 30 лет и все еще не получил британского гражданства. Арабы Газы 20 лет жили под египетской властью и не получили гражданства.

Израиль существует благодаря его экономической силе. К сожалению, мы ее применяем во вред себе.

В противоположность сторонникам соглашения Осло ученые говорят, что нет исторических доказательств связи между бедностью и войной. Первые сионисты надеялись, что милосердием можно купить благожелательность арабов: евреи привезут медицину и науку арабам, и они согласятся на Еврейское государство. Владимир (Зеев) Жаботинский предвидел другое — мир в Израиль придет, если мы построим « железную стену», которую невозможно пробить.

Сегодня в Израиле и на территориях живут 9 миллионов человек, половина из них — 4,5 миллиона — евреи. Более полумиллиона евреев-израильтян живут за границей. Израильское гражданство имеют 1,2 миллиона арабов. В 2010 году еврейские дети в возрасте до одного года будут в меньшинстве.

НАЛОГИ УБИВАЮТ НАС

Главная проблема израильской экономики — низкий рост (в среднем 1,6% в год) с 1973 года. Дорога к росту — снижение налогов (уменьшение налогов на 1% увеличивает экономический рост на 2%) и приватизация общественного сектора. В мире происходит уменьшение общественного сектора и снижение налогов до 20%. Израиль страдает от слишком большого вмешательства в жизнь граждан с целью достичь социального равенства, но результаты этого — обратные. Приватизация общественного сектора уменьшит социальное напряжение и необходимость бороться за политическую власть.

АРМИЯ — ПОЛОВИНА НАРОДА

Наше положение в регионе обязывает реорганизовать армию. Обязательная служба в армии привела к расточительству людских ресурсов. Израильская армия — единственная в мире, в которой офицеры назначаются из ее рядов без академической степени.

Технологические изменения обязывают перейти на профессиональную армию. Опасность мобилизации заковывает религиозных ортодоксов в иешивы и не дает им работать, предотвращает иммиграцию и толкает к эмиграции, причем лучших, самых перспективных членов общества. Если в Израиле сохранится обязательная военная служба, государство останется с народной армией, но без возможности защитить страну.

НЕДОСТАТКИ ЗАКОНА О ВОЗВРАЩЕНИИ

В мире растет переселение из бедных стран в богатые. Мексиканцы отвоевывают обратно юг США с помощью дешевизны их рабочей силы. Миллионы — с ритуалами разных религий — от Анд до Гималаев, живущие на доллар в день, готовы надеть кипу, чтобы прибыть в страну «меда и молока» и получить ссуду-подарок в долларах. Посол Эфиопии сказал, что по израильскому Закону о возвращении, он и половина населения его страны — 30 миллионов христиан — имеют право иммигрировать в Израиль. Продолжение притока сотен тысяч неевреев приведет к национальному самоубийству. Между морем и Иорданом сегодня живут 9 миллионов человек, и только половина из них евреи.

ПОСТСИОНИЗМ

Та же идея, что сто лет назад призывала евреев перестать быть евреями и подсоединиться к универсальному человечеству, призывает сегодня, слегка перефразируя, к «государству для всех граждан».

Поколения, что росли без иудаизма, остались без чувства самосохранения и внутренней безопасности, без внутренней духовности, целостности.

Постсионизм борется против Еврейского государства, еврейской истории, еврейских символов. Писатель Амос Оз доказывает, что государство не может быть еврейским, так же как стул или автобус не может быть еврейским. Все стороны жизни пропитаны постсионизмом. Новые денежные знаки Израиля по цветам напоминают шотландские юбки без еврейских символов.

Сузан Хайк-Вентура, французский музыковед, опубликовала в 1976 году расшифровку музыкальных знаков ТаНаХа (Таамей Амикра). По ее теории, эти знаки являются точными музыкальными нотами. Музыка ТаНаХа — это основа григорианской музыки, музыки западной культуры. Академическая элита Иерусалима не признает это открытие. Мы живем в открытом мире. Скрытое, невидимое мы находим с помощью традиции, включающей религию, философию, искусство. Традиция дает вдохновение духовным и творческим силам человека, кристаллизует, объединяет общество, дает значение формам. К сожалению, ортодоксальный иудаизм безразличен к эстетике. Без эстетики ее место занимает безобразие. Наш древний иврит сохраняет мудрость, скрытую в корне, имеющем два значения — древность и прогресс.

МОРАЛЬ НА БУДУЩЕЕ

Начало морали прав человека — в Торе, по которой человек создан по образу Б-га. Пророки Израиля вещали об уважении, чести человека, справедливости и мире. Понятие прав человека не существовало в древнем мире. Платон и Аристотель в древней Греции верили, что часть людей рождается рабами. Но основывать национальную политику на утопии — достичь справедливости в этом мире, вместо того чтобы оставить это на будущее, — недосягаемый идеал. Результатом такой политики может быть только конфликт с цивилизацией, живущей по другой морали. Еврейский философ Эмануэль Капланас выразился так: «Чем больше я прав, тем больше я виноват». Концентрируясь на хорошей стороне вещей, мы видим только половину картины, не целое. Плохое есть часть нашего существования, часть каждого из нас. У человека есть Эго — темная сторона.

Наша мораль равенства — основная причина антисемитизма. Христианство, получившее нашу мораль, чувствует, что с ней не очень удобно. Поэтому преследования евреев кончаются преследованиями либералов вообще. Горячее желание быть «светочем народам» представляет опасность нашему существованию. Социальные платежи строят народ и государство вместо Израиля. Еврейские юристы трудились для основания международного криминального суда. Египет сумел включить пункт, по которому жить на оккупированной территории — это уголовное преступление. При соответствующем составе суд сможет осудить жителя Яффо, «оккупированного» в 1948 году.

В иудаизме традиция определялась в семье и общине. После 1948 года, с установлением государства, авторитет перешел из общины к религиозной администрации. Это привело к усилению строгостей в исполнении заповедей и к потере гибкости, необходимой для поддержания высокой морали. Потеря гибкости приводит любую систему к ее концу.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

В XXI веке Израиль будет еще больше изолирован и одинок. Чтобы выжить, Израиль должен сделать глубокие структурные изменения.

1. Правительство, которое предпочтет развитие универсальной культуры, а не национальной с духовными элементами, приведет к разрушению Израиля.

2. Правительство, которое будет следовать идее, что экономическое развитие врага создаст условия для мира, что противоречит политической науке, приведет к войне.

3. Правительство, которое будет действовать по нормам, принятым 50 лет назад, останется с большим общественным сектором и армией, но без возможности содержать государство. Только уменьшение налогов и государственных расходов на 50%, до уровня США, выведет страну из экономического застоя, даст гибкость, необходимую для изменения, обновления и, в конечном счете, дальнейшего существования системы.

4. Правительство, которое забудет о демографическом прогнозе (что через одно поколение евреи будут в меньшинстве среди граждан Израиля), приведет к уничтожению Израиля.

Мы существуем благодаря нашему относительному качеству, а не количеству. Чтобы выжить, мы должны быть не просто хорошими, а очень хорошими.

«Заметки по еврейской истории»
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@  jewukr .org
© 2001-2003 Еврейская Конфедерация Украины - www. jewukr .org