«Еврейский Обозреватель»
АНТИСЕМИТИЗМ
16/59
Август 2003
5763 Ав

ЛЬВОВСКИЕ РЕФЛЕКСИИ

РУДОЛЬФ МИРСКИЙ

На главную страницу Распечатать

Начало в № 15 (58)

Под украинофобскими материалами наши оппоненты имеют в виду книгу Р.Я.Мирского, Я.С.Хонигсмана, А.Я.Наймана «Юдофобия против Украины», в которой давался критический анализ антисемитских статей в газетах «За вільну Україну», «Вечірній Київ» и доказывалось, что антисемитские проявления объективно направлены против украинского государства и народа, ибо наносят тяжелый моральный и политический ущерб международному имиджу Украины, укрепляют комплекс неполноценности в украинском самосознании.

В аннотации к книге, в частности, подчеркивалось: «В книге освещается методология исследования юдофобских мифов в Украине. Показаны предпосылки зарождения государственного антисемитизма в период господства тоталитарного режима и проявления постсоветского антисемитизма в переходном украинском обществе. Опровергаются современные национал-ревизионистские фальсификации и отрицание Холокоста, в частности, относительно Яновского концлагеря (Львов) и др. Рассматриваются постсоветские деформации и антисемитские искажения в освещении еврейской жизни, истории и культуры некоторыми органами прессы. Авторы доказывают, что такая деятельность объективно носит антиукраинский характер. Приводятся многочисленные выступления украинских общественных и государственных деятелей против юдофобии. Подчеркивается также, что толерантность государственных органов к проявлениям антисемитизма фактически поощряет национал-шовинистов к разжиганию межнациональной вражды».

Истцы не привели никаких документальных доказательств для обвинения в украинофобии. Вместо этого они красноречиво и эмоционально описывали свою любовь ко всем «жидам» Украины и к своим «жидовским» друзьям, которые якобы отвернулись от них, когда узнали, что они — национал-экстремисты (читай — антисемиты — Р.М.). Эти два понятия истцы почему-то отождествляют. Вся эта фантасмагория, отнюдь не наив простачков, усиливается и расцвечивается идеологическими импликациями юдофоба Богдана Вовка, одного из 13-ти истцов, бывшего главного редактора газеты «За вільну Україну» и члена Центральной Рады той самой Украинской партии «Єдність». Он решил по-новому «раскрыть» суть понятий «юдофобия» и «антисемитизм». По его словам юдофобия — это ни что иное, как страх перед евреями, а современным международным центром антисемитизма сегодня является... сам Израиль.

В связи с этими идеологическими пассажами Богдана Вовка было бы уместно вспомнить о его антисемитском сборнике «Кого выбирает Господь?». Этот публицистический сборник, посвященный 10-летию независимости Украины, включает в себя антисемитские статьи газеты «За вільну Україну» за 1992–2000 гг. В аннотации подчеркивается, что сборник будет иметь продолжение, ибо актуальность темы «украино-жидивских» отношений — очевидна. Учитывая, что газета «За вільну Україну» (ЗВУ) в последнее время не публикует антисемитских материалов, издание этого фашистского юдофобского сборника бывшим главным редактором газеты   Б .Вовком, пытающимся реанимировать прежние антисемитские позиции «ЗВУ», является ни чем иным, как откровенным вызовом демократическим силам Украины из «галичанского угла».

В статье Вадима Голембо «Осторожно: отрава!», опубликованной в львовской газете «Шофар», явившейся первой реакцией еврейской общественности на юдофобский сборник Богдана Вовка, подчеркивается: «Продукт шизофрении, вышедший из печати в Львове... было бы ошибкой считать только клинической проблемой... Он значительно опаснее... Он напоминает нам осужденные всем человечеством проявления неонацизма и шовинизма в некоторых странах Европы, международного терроризма фундаменталистского направления. Ибо также питается межнациональной ненавистью и базируется на лжи, предрассудках и устаревших стереотипах, которым не должно быть места в ХХI веке».

Истцы никоим образом не отмежевались от юдофобского сборника  Б .Вовка, что достаточно красноречиво раскрывает их подлинную позицию и их дешевый маскарад «любви к евреям». Судебный процесс закончился.

Решением районного суда истцам отказано в их материальных претензиях (13 тыс. грн). Однако Р.Мирскому вменено опубликовать в газете «Україна і світ сьогодні» извинения за свое высказывание об опасности национал-экстремистского характера статей в газете «За вільну Україну», связанных с созданием во Львове «Партії української єдності».

Апелляционная и кассационная жалобы, направленные в областной и Верховный Суд Украины, были отклонены, поэтому направлено апелляционное заявление в Европейский суд по правам человека (Страсбург).

Сегодня все более очевидным становится, что этот бездоказательный иск является своеобразной национал-экстремистской провокацией, имеющей целью устрашить евреев, осмелившихся противодействовать антисемитизму, представить их украинофобами и попытаться наказать в судебном порядке.

К сожалению, подобного рода провокации продолжают осуществляться определенными политическими силами, заинтересованными в дестабилизации межнационального баланса в Западном регионе Украины.

Так, 1 апреля 2003 г. в львовской газете «Молода Галичина» под рубрикой «Обережно: провокація» помещена статья С.Маги «Голокост і Львів: комусь потрібен конфлікт».

«Над головами львів’ян, — сообщает автор, — згущаються хмари чергового міжнародного заходу, присвяченого проблемам Голокосту. Організатори форуму, які «потрудилися» розіслати електронною поштою повідомлення про проведення форуму у майже всі мас-медіа Львова, навмисне завдали собі і всім мороки із аргументацією вибраного місця форуму...». И далее автор замечает: «Не відкрию Америки, коли скажу, що питання, які стосуються євреїв, завжди викликали деяку алергію не лише у мас-медійному середовищі Львова, але й серед місцевих науковців та інтелектуалів» («Молода Галичина», 1 апреля 2003 г.).

В связи с этим Международный центр «Холокост» им. доктора Александра Шварца — инициатор проведения в Львове Международного форума, посвященного 60-летию трагедии Яновского концлагеря (17–21.11.2003) — направил в газету официальный протест, в котором, в частности, было заявлено: «...ЖОДНОЇ ІНФОРМАЦІЇ СТОСОВНО МІЖНАРОДНОГО ФОРУМУ ЕЛЕКТРОННОЮ ПОШТОЮ В МАС-МЕДІА МІЖНАРОДНИМ ЦЕНТРОМ НЕ НАДАВАЛОСЯ. Отже, на наш погляд, ми маємо справу з подвійною медіа-провокацією, направленою проти проведення Міжнародного Форуму у Львові. З одного боку, якась структура (?) від імені Міжнародного Центру «Холокост» запускає у львівські мас-медіа викривлену інформацію на російській мові про Міжнародний форум; з другого боку, газета «Молода Галичина», нехтуючи будь-якими попередніми контактами з Міжнародним Центром «Холокост», в свою чергу, використовує вказану фальшивку для написання тенденційної і провокаційної, на наш погляд, статті.

Складається враження (і тут ми повністю згідні з автором вказаної статті), що комусь кортить відновити взаємне україно-єврейське поливання брудом, яке спостерігалося у Львові 4–5 років тому.

Отож, на наш погляд, ця подвійна медіа-провокація може лише зіпсувати імідж газети і Львова».

С грустью следует констатировать, что до сих пор заявление-протест Международного Центра газетой «Молода Галичина» не было опубликовано, но вместо этого Международный Центр получил достаточно красноречивый ответ из районной прокуратуры Львова, куда обратился с подобным заявлением: «...В ході проведеної перевірки встановлено... текст статті С.Маги... не виражає неприязного ставлення до тої чи іншої нації, що виключає можливість кваліфікувати поширення електронною поштою згаданого повідомлення та публікацію зазначеної статті як дії, передбачені ст. 161 КК України, підстав для втручання органів прокуратури з цього приводу не вбачається. Одночасно роз’яснюю, що... громадяни мають право вимагати від редакції... спростування поширених про них відомостей... У випадку відмови редакції... заявник має право оскаржити таку відмову до суду...».

А нам представляется, что в современных условиях в Украине антисемитизм все более будет приобретать идеологический характер и использоваться партийными структурами в сфере политической борьбы, и поэтому противодействие ему должно быть адекватно политическим.

Это противодействие должны осуществлять не просто еврейские активисты, а профессионалы, идеологи, способные возбудить общественную мысль.

Противодействие антисемитизму должно являться общепризнанным нормативом современного демократического общества. Пока еще скрытая (слава  Б-гу ) тенденция цивилизованной адаптации к повседневному антисемитизму не должна быть препятствием для давно назревших методологических исследований проблемы противодействия современному антисемитизму.

Деятельность по противодействию антисемитизму не должна восприниматься ни как закамуфлированная «украинофобия», ни как некая провокативная деятельность амбициозных людей.

В связи с этим иным еврейским крышевым структурам в постсоветской Украине, видимо, предстоит решительно пересмотреть свое отношение к антисемитизму.

Уважаемые господа, поддержите проведение Международного форума во Львове «Вызов Холокоста и его уроки», посвященного 60-летию трагедии Яновского концлагеря, через который прошло и было уничтожено около 200 тысяч евреев. Трагедия Яновского концлагеря была в Украине второй по масштабу трагедией после Бабьего Яра. До сих пор еще полностью не ликвидирован заговор замалчивания вокруг этой трагедии.

Реальный вклад всеукраинских еврейских организаций в это благородное дело явственно обозначит их политическую и идеологическую позицию в противодействии современному фашизму и антисемитизму.

Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2003 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org