«Еврейский Обозреватель»
ГЛАВНАЯ
15/202
Февраль 2010
5770 Адар

Слово о друге

На главную страницу Распечатать

Высокий и седой, неторопливый и очень требовательный, внимательный и добродушный, но нетерпимый к тому, что не приемлет. Это лишь контуры портрета Мартина Хорвица. Сегодня еще многим в Украине памятна его роль в нашей жизни, но имя это постепенно уходит в историю. Мне кажется, что этот человек сделал столько для развития еврейских общин России и Украины (именно так назывался созданный им в Нью-Йорке фонд), что для объективной оценки этого потребуется время.

Мне хочется вспомнить об этом человеке, который исчез с нашего еврейского горизонта вместе с его Фондом, прекратившим работу в конце 2006 года.

История моих контактов с Мартином - лишь небольшая страница его жизни, проходившей рядом с нашими проблемами и устремлениями. Это страница жизни наставника, страница жизни человека, о котором, как об очень немногих, можно без преувеличения сказать, что он ответственен за каждого из нас.

Мы познакомились с Мартином в 1996 году в Киеве на семинаре по фандрейзингу "Шорашим". С этой даты началась очень важная страница истории еврейской общины Николаева. Первым знаковым ее результатом стал компьютерный класс, средства на который были выделены его фондом в 1998 году. Каждому понятно, что никакой, даже генеральный спонсор не способен удовлетворить все потребности развивающейся еврейской организации. И специфика Фонда развития еврейских общин России и Украины заключалась именно в том, чтобы развивать те стороны жизни общин, которые по их собственному мнению важны для них.

Но наши проекты стали только частью сотрудничества с Фондом. Мартин не зря очень строго и ревниво относился к их написанию. Эта строгость порой воспринималась, как предвзятость или неоправданно высокая требовательность. Но в результате этот процесс оказался школой. Важной, серьезной школой фандрейзинга, которую вместе со мной прошли все его воспитанники. Именно так, я считаю, нужно называть тех, кто писал заявки на гранты в Фонд Мартина. Мне посчастливилось пройти эту школу. Но главное - я научился понимать, что представляет этот важный процесс, его глубинную сущность.

Это ли не школа? Я хорошо помню выступление нынешнего директора петербургского подразделения РЕК Жени Львовой на семинаре программы "Банчер" еще в 1998 году. Запомнились ее слова о необходимости преодоления стагнации, о том, что если жизнь не выставляет новых проблем, их необходимо придумывать самим, чтобы не привести общину к застою. Именно этим и занимался Мартин, который не давал покоя никому из своих воспитанников. Ты постоянно должен был придумывать что-то не просто новое,   а  важное и востребованное временем. Даже идти впереди времени. И мы придумали и реализовали в 1999 году с его помощью музейный проект с видеозаписью воспоминаний участников войны,  а  через год создали клезмерский ансамбль.  А  как помогли нам сохранить программы летних лагерей и воскресных школ его гранты, когда генеральные спонсоры испытывали трудности в поддержке этих программ!

Мартин видел и понимал нашу жизнь и ее проблемы с высоты своего не маленького роста, опираясь на богатейший опыт жизни в развитой американской общине. Он понимал, что тот фандрейзинг, которому он научил нас и который мы реализовывали с его помощью, носил отчасти тепличный характер. И он пытался вывести нас в фарватер еврейской жизни. Таким шагом стала его информация о новой позиции UJA-Federation of NY, обратившей свой взгляд на пространство СНГ! Именно с этого момента и с его помощью мы вышли на "международную арену". И не почувствовали себя при этом новичками (школа!), выиграв грант на образовательный проект. С 2002 года проект начал работать в Николаеве и до сих пор продолжает работу, несмотря на прекращение финансирования.

Я упускаю многие нюансы, в том числе и этого образовательного проекта, потому что пишу не "отчет о проделанной работе",  а  хочу сказать о человеке, присутствие которого в нашей жизни приподняло нас в еврейском мире. Оно воспитало в нас то реальное чувство ответственности, которым и должен отличаться каждый руководитель.  А  мы - это большая группа руководителей еврейских организаций России и Украины, работавших с Фондом Мартина Хорвица и поддержанных им. Он сумел создать пространство единомышленников, которое переживало дополнительные всплески на семинарах Фонда. Эти семинары позволяли ощутить себя в поле родственных душ, опереться на мысли и предложения друг друга.

Мартин знает идиш, он часто использовал его при общении с нами. Я иногда упоминал при нем одну идишистскую поговорку: "Бог сидит наверху и парует внизу". Наверное, так произошло и с нами, мы были парованы и с ним, и со своими коллегами, отмеченными им. И той же поговорке отвечал его офис - Мила Мильнер, с которой мы решали все "глобальные" проблемы, Светлана Кисилевская, доводящая до блеска наши, далеко не всегда блестящие тексты заявок. Это была настоящая команда.

Глубокое знание русского языка,  а  главное - нашего образа жизни и менталитета, позволили Мартину Хорвицу с высокой степенью адекватности ориентироваться в нашем пространстве. Он сумел значительно дальше своих коллег по благотворительности продвинуться в понимании наших проблем и их преодоления, досконально вникал во все нюансы нашей жизни. Но когда слышал о наших обидах на "тех" или "иных", тотчас прерывал это нытье словами: "Занимайся своими проблемами, делай хорошо свое дело, и все будет в порядке". Я по сей день вспоминаю эти слова, особенно когда хочется кого-то из попутчиков обвинить в ошибочных, на мой взгляд, действиях.

Сколько еще идей родились и были реализованы при участии Мартина даже без материальной поддержки Фонда! Каждая встреча с ним была этапом в рождении новых решений, новых планов. Еще в 1999 году, при первом его приезде в Николаев, в разговоре с членом нашего правления Игорем Грасевичем возникла мысль о покупке здания для Общества еврейской культуры. Эта идея, разогретая Мартином и постоянно подталкиваемая Игорем, привела к тому, что мы сумели построить на свои средства Дом, который принял сегодня и наш Общинный центр "Шофар", и Благотворительный фонд "Хэсед Реим". К сожалению, при этом не реализовалась идея Мартина о "всемирном" фандрейзинге на это строительство (ни один зарубежный николаевец не откликнулся на наш призыв). Очень узким оказался и круг (даже кружок) тех, кто спонсировал это строительство. Но даже при этом,  а  может быть и благодаря этому, наш Дом стал уникальным проектом, родившимся не без участия Мартина.  А  открытие Дома укрепило наши контакты с новым кругом друзей, "спроектированным" им незадолго до этого.

Познакомив меня на одной из конференций руководителей общинных центров СНГ с руководителями Манхэттенского Общинного центра, Мартин ввел нас в еще одно пространство - пространство друзей этого Общинного центра. Наша дружба обрела не только материальный характер. Через нашего большого друга - члена правления этого Общинного центра Одри Дэвид - мы обмениваемся идеями и планами, обмениваемся творческими работами наших детей,  а  самое главное - ощущаем себя частицей еврейского мира, в котором мы действительно ответственны друг за друга.

Все это лишь часть событий, связавших нас с Фондом развития еврейских общин России и Украины.  А  ведь их было еще так много! И это дает мне основание заявить, что волею судеб я встретился с другом и учителем, появившемся в моей жизни в нужное время. С человеком, которого зовут - Мартин Хорвиц.

Мне понятно его желание после выхода на пенсию отдохнуть со своей семьей, провести время с внуками, отринуть весь тяжкий груз проблем, которыми мы его весьма эгоистично загружали. Но так хочется услышать в телефонной трубке его голос, ироничные комментарии и добрые слова и выразить надежду на это фразой из одной известной книги: "Он улетел, но обещал вернуться...".

Михаил Гольденберг,
председатель Николаевской областной еврейской общины
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2010 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org