Израильская академия наук впервые представила общественности рукопись работы по теории относительности Альберта Эйнштейна. Рукопись, которую ученый закончил в 1916 году, он впоследствии подарил Еврейскому университету в Иерусалиме. Выставка приурочена ко дню рождения Эйнштейна, который празднуется 14 марта. Помимо этого выставка открывает цикл мероприятий, приуроченных к грядущему 50-летию академии.
Рукопись представляет собой 46 страниц, написанных на немецком языке. Широкая публика не особенно разбирается в теории относительности, которую профессор Ханох Гутфройнд, исследователь научного наследия Эйнштейна, называет «великой хартией вольностей физики».
В настоящее время общая теория Эйнштейна — одна из самых безупречных в физике: судя по экспериментальным данным, она практически не имеет изъянов. Общая теория относительности подтверждается эмпирическими наблюдениями и объясняет множество явлений, происхождение которых раньше оставалось загадкой — в частности, черные дыры.
Выставка организована совместными усилиями Израильской академии наук и Еврейского университета. Комната, в которой хранится рукопись, затемнена, каждая страница бесценного документа помещена под стекло с подсветкой.
По словам Гутфройнда, выставка посвящена и вкладу, который сделал Эйнштейн в дело создания Еврейского университета. Ученый активно поддерживал сионистское движение и стал, наряду с Зигмундом Фрейдом и Мартином Бубером, одним из учредителей первого высшего учебного заведения в Палестине. В 1921 году, еще проживая в Германии, Эйнштейн ездил в США собирать средства на создание университета. После Второй мировой войны у Эйнштейна не осталось ни одного родственника, кроме внука, которому он завещал свою скрипку. Все свои письма и рукописи, а также авторское право на коммерческое использование своего образа и имени ученый оставил Еврейскому университету.
Ханох Гутфройнд не может объяснить феномен сохраняющейся популярности гениального ученого: ведь сейчас Эйнштейн, пожалуй, еще более знаменит, чем при жизни. На вопрос, как ему удалось создать теорию относительности,гениальный физик полушутя ответил: «Нормальный взрослый человек вообще не задумывается над проблемой пространства и времени — ведь он уже думал об этой проблеме в детстве. Я же развивался в интеллектуальном отношении так медленно, что пространство и время занимали мои мысли, когда я уже стал взрослым. Естественно, я мог глубже проникнуть в проблему, чем обычный ребенок».
Артем Лукин,Jewish.ru
|