«Еврейский Обозреватель»
ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА
17/60
Сентябрь 2003
5763 Элул

ПОЛЬША ПРИВЕТСТВУЕТ ЕВРЕЕВ, ИЗГНАННЫХ   В  68-М

РУКЛ ШЕХТЕР

На главную страницу Распечатать

 В  1963 году, когда «Битлз» стали известны всей Европе, три еврейских студента из польского города Щецин основали рок-группу, получившую название «Последователи». С усилением недовольства коммунистическим режимом песни группы пользовались все большей популярностью у польской молодежи.  В  конце концов, рок-музыка была объявлена коммунистами продуктом разложения капитализма и поэтому могла стать для молодежи удобным средством для выражения протеста.  В  1967 году группа получила первый приз на официальном конкурсе за песню против войны во Вьетнаме. К 1968 году эта песня стала хитом на польском радио.

Но тогда все кончилось крахом. Лидер польской коммунистической партии Владислав Гомулка за разжигание студенческих беспорядков обвинил евреев  в  сионизме и объявил, что они могут «свободно покинуть страну». Леон Эйдельман, бывший еврейский студент из Щецина, живущий сейчас  в  Нью-Йорке, понимал, что это значит. « В  коммунистической стране, откуда невозможно было уехать, предложение Гомулки было равнозначно указанию на дверь», — поясняет Эйдельман.  В  течение нескольких месяцев тысячи евреев по всей Польше были уволены с работы, с прекращением членства  в  Коммунистической партии. К концу года 13 тыс. евреев были вынуждены покинуть страну и, следовательно, лишиться польского гражданства. Cейчас, 35 лет спустя, состоялась первая со времени трагических событий 68-го встреча евреев Щецина. Бывшие жители города съехались со всего мира — из США, Канады, Австралии, Израиля, Германии, Франции, Швеции, Дании, Бельгии и различных городов Польши. Многие евреи, возвращавшиеся  в  Польшу после Холокоста, обосновались  в  этом городе, опасаясь реакции бывших соседей  в  своих родных населенных пунктах. Действительно, имели место случаи, когда пережившие Холокост евреи оказывались жертвами поляков. Щецин быстро стал процветающей еврейской общиной.  В  1946 году польское правительство позволило евреям открыть собственную дневную школу с преподаванием на идиш — школу Перец, по имени Ицхака-Лейбуша Переца — известного еврейского писателя, писавшего на идише. (Идиш был одобрен коммунистами  в  противоположность ивриту, запрещенному из-за связанных с ним сионистских и религиозных ассоциаций.) Вокруг Щецина располагалось три еврейских лагеря, и для евреев любого возраста  в  городе была организована общественная жизнь.

Сейчас от того времени мало что сохранилось. Школа Переца была отремонтирована и превратилась  в  центр подготовки учителей, а немногие из оставшихся членов сообщества постарели и одряхлели. Исключением оказалась только организатор встречи Роза Крол, которой, подобно многим из ее участников, сейчас уже за пятьдесят.

Но не только ностальгия подвигла бывших жителей Щецина на этот визит. Неожиданный энтузиазм проявили поляки. Еврейский визит был анонсирован  в  ряде польских газет под заголовком — « В  68-м их заставили покинуть Польшу, и сейчас они возвращаются». Даже известнейшая «Gazeta Wyborcza», своего рода польская «New-York Times», послала  в  Щецин своего репортера. «Где бы мы ни находились, нас сопровождали телекамеры», — замечает Крол.

Зигмунд Мейер, губернатор провинции Щецин, принял участие  в  открытии мемориальной доски на здании бывшей школы Переца, а позднее пригласил участников съезда на деловую встречу.

Одним из гостей Щецина был Макс Клайман, бывший участник некогда столь популярной среди польской молодежи рок-группы. Клайман, сейчас преуспевающий бизнесмен из Манхеттена, сообщил, что губернатор начал эту встречу неожиданным заявлением: «Польское правительство совершило большую несправедливость по отношению к евреям, и этого больше не должно повториться. Сказать по правде, нам стыдно за это». «Все были шокированы», — говорит Клайман. — Мы собрались на деловую встречу, и вдруг нас стали умолять о прощении. Я был очень тронут».

Леон Эйдельман был не менее удивлен, прослушав лекции польских ученых, посвященные истории щецинских евреев, и осмотрев выставку фотографий и документов, относящихся к периоду 1945–1968 гг., организованную поляками. «Мне трудно поверить, что они вложили  в  изучение нашей жизни  в  Щецине столько усилий.  В  68-м, когда нас заставили уехать, казалось, что мы им совершенно чужды. А сейчас я почувствовал откровенную симпатию».

По мнению Клаймана,  в  отношениях между поляками и евреями есть поводы для оптимизма.  В  1998 году, когда президент Александр Квасьневский официально заявил, что Польша охотно возвратит гражданство подвергнувшимся изгнанию евреям, Клайман был одним из немногих, кто действительно воспользовался случаем, прежде всего, по деловым соображениям. «Поляки настроены сотрудничать со мной, — говорит он. — Поскольку я еврей, они стараются мне всячески помогать, увеличивают кредиты и даже дают мне льготы».

Однако наиболее воодушевляющий для Клаймана момент не был связан с бизнесом.  В  одном из ночных клубов польские представители презентовали ему компакт-диск с записью той самой антивоенной песни, которая когда-то сделала группу «Последователи» знаменитой.

Перевод Ал.Фролова
The Yiddish Forward, JTA, 7:40
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2003 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org