«Еврейский Обозреватель»
ЕВРЕЙСКИЙ МИР
18/205
Апрель 2010
5770 Нисан

Евреи Франции: проблема выбора

На главную страницу Распечатать

Евреи Франции испытывают серьезное беспокойство по поводу своего будущего. Антисемитизм в этой стране, говорят они, находится на подъеме и все больше проникает в общественные и политические структуры.   А  учитывая нынешние демографические тенденции, ситуация не оставляет места для оптимизма...

В последнее десятилетие статус и уровень благополучия еврейской общины во Франции, насчитывающей 500-600 тысяч, существенно снизились, и ситуация продолжает ухудшаться. Причин для этого много. Это и рост исламского экстремизма среди мусульманской общины страны, и возрождение традиционных форм антисемитизма, сочетающихся с новыми формами этой застарелой «болезни», и политическая поддержка Францией арабов в ближневосточном конфликте, которая берет корни из периода правления Шарля де Голля.

В последние годы уровень напряженности существенно возрос, ибо выпады против евреев все чаще приобретают характер открытых угроз и физического насилия - в первую очередь, со стороны радикальных элементов мусульманской общины. Осквернение еврейских кладбищ, нападение на синагоги, попытки диверсий против еврейских учреждений превратились в обыденное явление современной Франции. Еврейская община живет в страхе перед физическими расправами,  а  похищение и убийство молодого парижского еврея Илана Халими, подвергшегося жестоким пыткам и издевательствам, повергло ее в шок. Евреи Франции сталкиваются со столь откровенной враждебностью, что руководители общины призывают воздерживаться от ношения кип в общественных местах, даже находящихся в самом центре Парижа и давно уже ставших всемирной аттракцией, как, например, Елисейские поля.

Атмосфере страха и напряжения способствует откровенно антиизраильская позиция ведущих СМИ с момента начала «второй интифады» в 2000 году, когда французское телевидение транслировало ролик с убийством палестинского мальчика Мохаммеда ад-Дуры. И хотя с тех пор было доказано, что весь этот репортаж был фальсификацией с целью очернить Израиль и представить солдат ЦАХАЛа убийцами, безжалостно расправляющимися с палестинскими детьми, ситуация не изменилась. Израиль подвергается непрерывному осуждению и поношению, что не может не сказываться на французских евреях. Каждая очередная эскалация насилия на Ближнем Востоке осложняет жизнь общины. Последний прилив поношения Израиля был спровоцирован отчетом Голдстоуна, и рикошетом эти словесные залпы болезненно ударяют по французским евреям.

Хотя традиционно евреи Франции голосуют за левые партии, на последних выборах они практически единогласно проголосовали за Николя Саркози, которого считают своим другом. У Саркози еврейские корни, его мать - представительница старинной общины сефардских евреев в Салониках, и хотя в детстве он принял католичество, его еврейство - факт общеизвестный, и сам президент его не скрывает. Его сын женат на еврейке,  а  внук прошел традиционный обряд обрезания. Ранее, будучи министром внутренних дел, Саркози жестко подавил массовые беспорядки, спровоцированные мусульманами, и демонстрировал категорическое неприятие к преступлениям, совершаемым на почве антисемитизма. Большинство французских евреев, проголосовавших за него, надеялись, что его победа существенно улучшит их положение и положит конец сгущавшейся атмосфере страха и тревоги.

Эти ожидания обрели новую силу после того, как одержавший победу Саркози пригласил в качестве почетных гостей на ежегодный президентский банкет лидеров ведущей еврейской организации CRIF и демонстративно выразил свою симпатию и поддержку Израилю, заявив, что не пожмет руки ни одному мировому лидеру, который отказывается признавать еврейское государство. Он выступил также за введение в учебные программы курса о Катастрофе, чего до него не предлагал ни один французский президент.

Увы, эйфория продолжалась недолго. Хотя, без сомнения, общая атмосфера, несравнимая с открытой враждебностью правительства Ширака к Израилю, улучшилась, внешняя политика Франции практически не изменилась и полностью сохранила свою проарабскую направленность. Министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер (еврей по происхождению, как и его британский коллега), без сомнения, не может быть зачислен в ряды друзей Израиля. На прошедшей Генеральной Ассамблее ООН Франция присоединилась к тем европейским государствам, которые выступили в поддержку резолюции по отчету Голдстоуна.  А  Саркози недавно заявил: «Я обуздаю Израиль»,  а  ликвидацию одного из главарей ХАМАСа в Дубае назвал «убийством».

Тем не менее многие еврейские лидеры все еще не торопятся списывать Саркози со счетов, указывая, что он поддерживает тесные персональные отношения с премьер-министром Биньямином Нетаниягу и выступает в поддержку жесткой политики в отношении Ирана. Все это, по их словам, позволяет надеяться, что хотя президент и не оправдал возлагавшихся на него надежд, он все же не предаст Израиль.

Что касается самой еврейской общины Франции, то она, в противоположность общине Великобритании, все эти годы без колебаний демонстрирует поддержку Израилю, организует произраильские демонстрации и не скрывает своего возмущения проявлениями политики «двойных стандартов» со стороны Парижа. Бывший президент CRIF Роже Цукерман задал тон, когда организовал впечатляющий марш десятков тысяч сторонников Израиля по улицам Парижа в знак протеста против откровенно антиизраильского курса Ширака во время «интифады».

Хотя мужество и решительность лидеров французских евреев связывается с памятью о Катастрофе, главное здесь, скорее всего, не это,  а  этнический состав общины. Большинство французских ашкеназов находятся, во-первых, уже в преклонном возрасте,  а  во-вторых, окультурились и практически утратили всякую связь с еврейством.

Сегодня 70% еврейской общины Франции составляют выходцы из Северной Африки, гордящиеся своим этническим происхождением и с уважением относящиеся к еврейским традициям и ценностям, даже если ведут светский образ жизни. Их приверженность национальным традициям можно заметить по обилию кошерных ресторанов в Париже, коих насчитывается более сотни. И хотя большинство посетителей этих ресторанов не носят кип, семейные торжества и национальные праздники они предпочитают отмечать именно здесь. Еще 30 лет назад во французской столице вряд ли можно было найти даже один кошерный ресторан.

Приверженность французских евреев Израилю не может не впечатлять. Около 300 тысяч из них, то есть половина общины, ежегодно посещают Израиль на праздники или каникулы или же навещают своих друзей и родственников. Этот факт уже говорит сам за себя. Многие из них покупают в Израиле дома и квартиры - не столько ради меркантильных соображений или стремления навсегда перебраться в еврейское государство, сколько ради психологического комфорта. Многие из этих домов стоят пустыми большую часть времени.

Во время недавнего визита в Париж я встречался с ведущими представителями еврейской общины Франции, включая ее нынешнего лидера CRIF Ришара Праске, который, подобно своему предшественнику Роже Цукерману, пережил Катастрофу и является одним из наиболее преданных сторонников Израиля. Дети Праске, как и Цукермана, живут в Израиле,  а  оба они представляют собой цвет еврейской диаспоры. Людей, подобных им, увы, все труднее найти в еврейском мире.

Праске с волнением рассказывает о торжественном обеде, посвященном созданию CRIF, в котором участвовали более 800 почетных гостей, включая Саркози, 23-х министров, политических деятелей, послов, представителей католической церкви и мусульманской общины. На торжествах выступал премьер-министр Франции Франсуа Филон, чья речь, транслировавшаяся по государственному телевидению, вызвала бурные споры о природе антисемитизма, исламском экстремизме, отношениях с Израилем и иранской угрозе.

Праске гордится тем, что активно участвует в диалоге между французскими евреями и мусульманами, в котором, в отличие от диалога подобного рода в США, не выставляются заведомо неприемлемые политические условия или требования привлечь к ответу представителей радикальных кругов мусульманской общины. При этом Праске не скрывает своей озабоченности по поводу набирающей силы кампании ненависти против евреев и волны насилия на антисемитской почве, особенно поднявшейся после операции «Литой свинец». Правда, подчеркивает он, было бы неправильным представлять Францию как антисемитскую страну. Большинство французских лидеров, по его словам, совершенно искренне пытаются бороться с традиционными формами проявления антисемитизма.

Признавая, что большинство французских евреев в ближайшее время не репатриируются в Израиль, Праске верит, что твердая произраильская позиция CRIF будет способствовать укреплению еврейской общины Франции, ее сплоченности и самоидентификации.

Хотя евреи Франции представляют собой одну из наиболее сионистских общин еврейской диаспоры, и здесь, к сожалению, нет недостатка в экстремистски настроенных антисионистах, не упускающих возможности облить помоями Израиль. Их голос хорошо различим в хоре антиизраильских выступлений, они пользуются поддержкой и симпатиями местных СМИ. Тем не менее большинство евреев Франции не скрывают своих симпатий к Израилю и гордятся своими сионистскими взглядами.

При этом в целом настроения среди французских евреев вряд ли можно назвать оптимистичными. Они не скрывают опасений по поводу будущего своих детей. Антисемитские настроения во французском обществе, тон которым задают мусульманские радикалы, нарастают с каждым днем и обретают влияние в политических кругах. Несмотря на запрет на ношение паранджи и попытки сокрушить исламский экстремизм, уже сейчас можно сказать, что интеграция мусульман во французское общество провалилась. Учитывая зловещие демографические тенденции, в частности, крайний низкий уровень рождаемости у коренных французов и одновременно очень высокую рождаемость у мусульман, есть все основания полагать, что через каких-нибудь 50 лет Франция станет мусульманской страной.

Предвидя такое развитие событий, которое на сегодняшний день выглядит неизбежным, многие евреи задумываются над эмиграцией в Канаду. В тоже время Израиль также остается вариантом, и не исключено, что в будущем мы увидим резкий прилив алии, отличающейся очень высоким уровнем образования и национального самосознания.

Изи Либлер,
Jerusalem Post
Перевод Давида Маркова
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2010 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org