«Еврейский Обозреватель»
ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА
18/205
Апрель 2010
5770 Нисан

Исход из Польши

На главную страницу Распечатать

До Второй мировой войны в Польше была крупнейшая в Европе еврейская община. Она превышала 3,5 миллиона человек. В результате Холокоста было уничтожено 2,8 миллиона. Уцелели немногие, однако и они, по сути, вынуждены были спасаться бегством. В 1967-1968 гг. из оставшихся в Польше 30 тысяч евреев подавляющее большинство покинули страну. Это было результатом антисемитской кампании, которой руководил Гомулка. Она велась под флагом "борьбы с сионизмом".

Польша была первой страной в Европе, оказавшей вооруженное сопротивление гитлеровским захватчикам. Ни одно воинское подразделение под польским флагом не сражалось на стороне фашистской Германии. Польша была единственной европейской страной, где не было марионеточного правительства. Многие поляки сражались в армиях антигитлеровской коалиции,   а  в самой стране действовало широкое движение Сопротивления.

Но... и местные юдофобы спешили себя проявить на позорной ниве. В городке Едвабне до войны жило 1600 евреев, что составляло больше половины его населения. В понедельник, 23 июня 1941 года в городок вошли немецкие войска,  а  25 июня поляки приступили к еврейским погромам. Они убивали своих соседей топорами, протыкали вилами, вырезали им языки, выкалывали глаза, топили в пруду, рубили головы. Местный ксендз отказался остановить кровопролитие, потому что считал всех евреев коммунистами. Затем евреев согнали на центральную площадь и повели их в сарай на окраине городка, куда раньше побросали тела растерзанных жертв. Там и сожгли их вместе - живых и мертвых.

Погром в Едвабне не был единственным случаем уничтожения евреев поляками. Это имело место в Радзивиллове, где было убито 659 человек, в Вонсоши, Визне и других городах и местечках. На траурной церемонии в Едвабне, посвященной 60-летию погрома, тогдашний президент Польши Александр Квасневский от себя лично и от имени тех поляков, которые испытывают большой стыд, попросил прощения у еврейского народа.

Антисемитизм в Польше не исчез и после войны, подогреваемый тем, что в состав нового руководства страны входило несколько евреев, в частности Якуб Берман и Хиляри Минц. Кроме того несколько евреев работали на руководящих постах в органах госбезопасности и это обстоятельство вовсю использовали юдофобы.

Историк Ян Томаш Гросс - еврей, родившийся уже в послевоенной Польше. После событий 1967-1968 гг. и кратковременной отсидки в тюрьме он покинул Польшу и обосновался в США. Профессор Принстонского университета.

Его книга "Страх" имеет подзаголовок "Антисемитизм в Польше после войны. История морального падения". В "Страхе" рассказывается об еврейских погромах в Польше после войны, о событиях в Кельце в июле 1946 года. Тогда, в результате самого большого в послевоенной Европе погрома, погибло 37 и было ранено 35 евреев. Это при том, что всего в городе было чуть больше 200 чудом уцелевших евреев.

Книга Гросса вызвала в Польше и за ее пределами довольно бурную реакцию. Резко выступила против Гросса католическая церковь. По сути в книге содержался вывод, что все поляки антисемиты. Дело дошло до того, что "Страхом" заинтересовался прокурор Кракова.

Без сомнения в Польше есть тысячи людей, которые с омерзением относятся к антисемитизму. На Аллее Праведников в Иерусалимском институте "Яд ва-Шем" более 6 тысяч деревьев высажено в честь поляков, спасавших евреев в годы гитлеровской оккупации. Однако с другой стороны, ни краковский, ни все другие прокуроры Польши, не смогут опровергнуть тот факт, что антисемитизм в стране имеет давнюю историю и пустил глубокие корни. Именно в этой связи следует рассматривать антисемитскую кампанию, организованную в 1967-1968 годах польскими коммунистами под руководством их тогдашнего лидера Владислава Гомулки.

* * *

Владислав Гомулка родился в феврале 1905 года близ города Красно в семье рабочего. В возрасте 14 лет начал работать на заводе механиком. С юных лет принимал участие в революционном движении, позже стал "профессиональным партийным активистом" и агитатором.

В 1926-1929 гг. был одним из руководителей профсоюза рабочих химической промышленности. В 1932 году за участие в подпольной организации коммунистов осужден к 4 годам тюрьмы. Отсидел половину срока и был освобожден по болезни. В 1934-1935 гг. Гомулка в Москве, учился в Ленинской школе. Ему тогда повезло, удалось избежать репрессий. Находившиеся в СССР функционеры Польской компартии были арестованы,  а  вся партия обвинена в троцкизме. Возвратившись на Родину Владислав Гомулка очутился в польской тюрьме. В заключении он находился до Второй мировой войны. Когда Варшаву захватили немецкие оккупанты он выбрался из тюрьмы и в 1941 году перебрался в Львов, занятый Красной Армией. Когда Германия напала на СССР и Львов заняли немецкие войска, Гомулка ушел в подполье и был участником движения Сопротивления.

В 1944 году под покровительством советских властей в Люблине был создан Комитет национального освобождения Польши. В его состав вошел и Гомулка. После освобождения страны он вернулся в Варшаву и был избран генеральным секретарем Польской рабочей парии. В 1949 году Гомулка и его ближайшее окружение были обвинены в правом националистическом уклоне и исключены из партии,  а  затем арестованы. Из тюрьмы Гомулка вышел в 1954 году. И в обстановке разразившегося в стране политического кризиса произошло его возвращение Владислава Гомулки во власть. 21 октября 1956 года его избрали первым секретарем ЦК ПОРП. Были проведены некоторые реформы. Ликвидирована часть коллективных хозяйств на селе, прекращено преследование Римско-католической церкви, смягчена цензура и др.

Однако реформистский запал у Гомулки быстро иссяк,  а  многие возникшие проблемы новые руководители Польши или не замечали или просто игнорировали. Это привело к политическому кризису, который разразился в стране в конце 60-х годов. Одной из целей антисемитской кампании, развернутой в Польше в 1967-1968 гг. было отвлечь внимание общества от насущных проблем, и в ход был пущен старый испытанный метод - сделать евреев "козлами отпущения". То, что в Польше евреев почти не осталось Гомулку и его окружение не очень смутило. Катализатором стала Шестидневная война в июне 1967 года. На совещании в Москве руководители социалистических стран получили указание разорвать дипломатические отношения с Израилем. Гомулка и другие поспешили выполнить желание Кремля. Исключение составила Румыния. Чаушеску отказался это сделать.

Возвратившись в Варшаву, первый секретарь ЦК ПОРП начал раскручивать маховик юдофобии. Он выступил на собрании партактива столицы и заявил о необходимости "дать отпор израильской агрессии" и изложил все те аргументы, которые услышал в Москве. Но этим, конечно, не ограничился. Он заявил, что Израиль поддерживают в Польше "сионистские круги", они ведут подрывную работу. Гомулка не без пафоса воскликнул:- Нам не нужна пятая колонна!

Таким образом, антиизраильская кампания получила название антисионистской,  а  по сути оказалась антисемитской. Своего пика она достигла в марте 1968 года. В это время общая ситуация в Польше обострилась.

Все началось со студенческих выступлений. Поводом для них стало запрещение властями постановки в Национальном театре пьесы "Дзяды" Адама Мицкевича. В ней разглядели антироссийскую, антисоветскую направленность. Студенты подали протест в сейм. Его подписали тысячи поляков. Гомулка и другие руководители ПОРП очень боялись, что к студентам присоединятся рабочие, профсоюзы, поэтому начали усиленно разоблачать "козни сионизма". В тот момент появилось огромное количество антисемитских листовок, в которых события в стране трактовались как происки сионистов и их союзников - польских интеллектуалов. Газеты были полны статей, в которых громили сионистов - "врагов народной Польши".

Излюбленный "разоблачающий" прием - составление списков фамилий с указанием настоящих имен и фамилий. В этой позорной кампании приняли участие все польские издания за очень редким исключением. Затем последовали невероятные для послевоенной Европы гонения на евреев. Была развернута грандиозная идеологическая кампания по образцу сталинского времени, правда людей не убивали. Все остальное происходило по той же схеме. За две недели кампании было проведено 1900 одних только партсобраний с осуждением сионизма. Собирались митинги, проводились собрания трудовых коллективов все с той же повесткой дня. Раздавались призывы: "Очистить Польшу от евреев-сионистов". Имели место случаи, когда с евреями расправлялись физически.

19 марта 1968 г. Гомулка выступил на одном из митингов и заявил:- Евреи, которым Израиль дороже чем Польша, должны покинуть нашу страну.

Следует отметить, что, пожалуй не меньшую,  а  может быть даже большую роль в гонениях на евреев сыграл тогдашний министр внутренних дел генерал Мечислав Мочар (настоящие имя и фамилия - Миколай Демко), который имел большую группу своих сторонников наиболее жесткой линии, противников либерализма. В то время появился анекдот:"В чем разница между антисемитизмом сегодня и до войны? До войны он не был обязательным".

В результате кампании по борьбе с сионизмом были уволены с работы тысячи людей. В первую очередь изгоняли евреев, работавших в госучреждениях, в вузах и школах, в сфере культуры. В результате около 20 тысяч человек покинули Польшу.

В итоге этой кампании авторитет Гомулки сильно пострадал. В конце 1970 года в Польше разразился новый политический кризис. Он был связан с серьезными экономическими трудностями, которые испытывала страна. Власти объявили о повышении цен на продукты и основные потребительские товары. Начались волнения. Рабочие вышли на демонстрации. Волнения, которые вспыхнули в Гданьске, Гдыне и Щецине подавили армейские части. Было убито 70 и ранено более 1000 рабочих. Гомулка и другие руководители ПОРП вновь пытались объяснить события в стране "происками сионистов". Но в стране уже не было евреев и это просто выглядело смешно.

14 лет правил Польшей Владислав Гомулка. За это время он прошел долгий путь. В октябре 1956 г. только что избранный первый секретарь ПОРП заявил: если рабочие выходят на улицу, то правда на их стороне. В 1970-м он же приказал стрелять в рабочих, которые вышли на улицу. После ухода в отставку Гомулка превратился в обычного пенсионера, забытый друзьями и врагами, он умер в Варшаве в сентябре 1982 года.

Новый всплеск антисемитской кампании произошел в Польше уже в 70-е годы. Как и раньше, входившая в состав руководства ПОРП группа так называемых "партизан" во главе с генералом Мечиславом Мочаром стала всячески раздувать ненависть к евреям, хотя в то время их оставалось в стране всего несколько тысяч и они не играли никакой роли в политической жизни. Именно тогда мировая печать заговорила о польском феномене "антисемитизме без евреев".

Иосиф Тельман, еженедельник "Секрет"
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2010 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org