Когда слышу слово "антисемитизм", воображение рисует "фрица", картины Великой Отечественной и пейзажи Бабьего Яра. Но история Киева знает не только печальные события 40-х годов ХХ века. Преследования евреев будоражили стольный град не одно столетие.
ЕВРЕИ В КИЕВЕ - C ПОДАЧИ СВЯТОСЛАВА
История появления и проживания "сыновей Израиля" на землях Руси имеет глубокие корни. Образование еврейской общины в Киеве связывают с Хазарским каганатом - государством тюркских народов периода раннего средневековья - авар, хазар и болгар. Его столица Итиль была крупным торговым центром. В начале IХ века часть хазар, в том числе правящая элита, приняла иудаизм, что и способствовало притоку в хазарские города евреев из мусульманских стран и Византии.
Спустя полвека победоносный поход на хазар совершил Святослав Игоревич: некоторые города были разорены, другие присоединились к Руси. После такого удара государство превратилось в махонькое ханство и просуществовало предположительно до ХIII века.
В летописном сообщении о катастрофическом пожаре 1124 года упоминается район стольного града Жиды, который располагался в Копыревом конце и дал название Жидовским воротам. Наверняка, там существовала и синагога.
После смерти Святополка Изяславовича во время восстания в Киеве впервые были разгромлены еврейские дворы. Причины? Скорее всего, ростовщичество - традиционное занятие средневековых евреев. Хотя есть версия, что они стали жертвами ксенофобии.
ЖЕРТВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ПРОСЧЕТОВ
На смену древнекиевским евреям, вышедшим из Хазарии, мусульманского Востока и Византии и разговаривающим по-древнерусски, в ХV веке пришли жители Польши и Германии, родным языком которых был идиш. Литовские владыки Киева относились к ним благосклонно, а Казимир IV даже предоставил привилегии на откуп налогов. При Сигизмунде I евреи начали конкурировать с купцами-киевлянами. Это и стало причиной того, что в 1619 году Сигизмунд III, "желая, чтобы город пограничный не жидами, а людьми украинскими купеческими расширялся", издал указ о выселении: евреи имели право жить только на территории вне юрисдикции магистрата - на Бискупщине и под Замковой горой.
Возня с разрешениями и запретами не прекратилась даже тогда, когда Киев вошел в черту оседлости. Черта оседлости - установленная законом территория проживания евреев в России. Впервые обозначена правительством в 1791 году, чтобы предупредить проникновение иудеев в великорусские губернии, где они могли составить конкуренцию местным предпринимателям.
В Киеве уже при Александре II это были Плосская и Лыбидская части.
В 1801 году магистрат, напуганный растущей конкуренцией, попытался опять-таки изгнать "сыновей Израиля", но губернская власть не согласилась. Напротив, евреи получили право вписываться в ремесленные цеха. Через 9 лет их права подтвердил Александр I, и к 1815 году еврейская община насчитывала полторы тысячи человек, а также имела три деревянные синагоги - одну на Подоле и две на Печерске.
Благодаря своей предприимчивости немало евреев оказались среди уважаемых лиц в городе: семья Бродских - купцы-сахарозаводчики, Давид Марголин - предприниматель, домовладелец и филантроп, Лев Гинзбург - строитель-подрядчик, Иосиф Маршак - владелец огромной ювелирной фабрики, Макс-Эммануил Мандельштам - врач-офтальмолог, общественный деятель.
Красноречив и тот факт, что практически все киевские купцы первой гильдии были евреями, деньги которых сделали неоценимый вклад в развитие города. Взять хотя бы Политехнический институт, открытый благодаря финансовой поддержке Лазаря Бродского, или Бессарабский рынок, построенный на средства, завещанные Киеву тем же сахарозаводчиком.
Но, несмотря на это, в стране, где преследования по национальной принадлежности были официальной политикой, а грубые просчеты правительства привели к разорению значительной части населения, евреям всегда угрожала опасность. Правые газеты постоянно утверждали, что именно они, евреи, довели Россию до нищеты.
Чтобы напрочь унизить и сломить дух евреев, Николай I в 1827 году издал указ, согласно которому на всех евреев распространялась воинская повинность, причем срок службы длился 25 лет. Из семей несчастных чуть ли не насильно забирали детей 12 лет, а иногда даже 8-летних.
Однако самое ужасное время для "сыновей Израиля" наступило весной 1881 года, когда народовольцы убили Александра II. Вину опять-таки свалили на бунтарей-иудеев, направив на них гнев народа.
И пошло-поехало. В апреле 1881 года произошли первые еврейские погромы в Киеве, которые, подобно лесному пожару, распространялись повсюду. Затем - создание антисемитского черносотенного "Союза русского народа".
КАЗАКИ САЛЮТОВАЛИ ГРОМИЛАМ
Осенью 1905 года в городе не прекращались митинги и собрания. 14 октября началась всеобщая забастовка. В Киеве было введено военное положение. А вечером 18-го толпа "босяков" начала грабить еврейские магазины на подольских базарах. (К слову, задолго до этого ходили слухи, будто "царь велел перерезать всех жидов".)
Прекратить беспредел можно было сразу же, но генерал-губернатор Дрентельн и губернатор Гессе спокойно чего-то ожидали. Не получая ни малейшего противостояния, погромщики перешли к уничтожению еврейских квартир. Христиане, боясь нечаянно попасться под руку громилам, выставляли в окнах и дверях своих жилищ образа и царские портреты с национальными флагами.
19 октября в Липках в присутствии войск и полиции были разгромлены особняки барона Гинзбурга, Гальперина, Александра и Льва Бродских. В тот же день разгромили казенное еврейское училище.
Что же делали те, кто должен был охранять покой и безопасность киевлян? Патрули солдат не только не разгоняли толпы, но и, смешавшись с хулиганами, оказывали им содействие. Мало того, казаки салютовали во время прохождения беспредельщиков мимо казарм.
КРЕСТНЫЙ ХОД... НА КОЛЕНЯХ
Когда погром достиг своего апогея, епископ Чигиринский Платон в течение дня совершил крестный ход по улицам Подола, умоляя толпу прекратить грабежи. Владыка несколько раз опускался перед нею на колени. Тщетно.
А исполняющий обязанности генерал-губернатора генерал Карасе проявил трогательную заботу о погромщиках - издал постановление, в котором говорилось, что те, "кто из окон или балконов домов будут стрелять или бросать предметы (в громил), которые могут причинить смерть или увечье, будут подвергаться аресту до трех месяцев или штрафу до 500 рублей".
"Киевская газета" писала: "На протяжении целых кварталов, прилегающих к базарам, люди шли и ехали по рассыпанной муке, крупе, семечкам, гороху, разноцветной бумаге, разлитому маслу, керосину, краскам, разломанной мебели и магазинной обстановке, разбитой посуде... Валялись воловьи туши, вытащенные из мясных лавок, а в 20 шагах от них лежал убитый патрулем человек... А мимо все несли и везли плоды чужих трудов..."
К христианам, защищавшим евреев, черносотенцы были не менее беспощадными. Дворник в доме купца Бражникова на Львовской улице не пустил варваров во двор, где жило одно еврейское семейство и озверевшая толпа убила заступившегося.
Во время погрома в городе "работали" агитаторы-черносотенцы, призывающие бить евреев - на обывателей безотказно действовали слухи об избиении ими русских.
Кстати, часть горожан поощряла громил, преследуя корыстные интересы. Подстрекателями к беспределу часто оказывались местные купцы-христиане, которые были не прочь устранить своих конкурентов чужими руками. Не обходилось как среди погромщиков, так и среди "зрителей" без любителей поживиться за чужой счет.
ПОГРОМ ЗАКОНЧИЛСЯ - БЕСПРЕДЕЛ ПРОДОЛЖАЛСЯ
20 октября 1905 года начальник охраны Киева генерал Драке отдал войскам приказ задерживать хулиганов, и во второй половине дня тактика полиции заметно изменилась. Многие громилы были арестованы, что произвело впечатление на черносотенцев, и к вечеру погром прекратился.
Следующий день был сравнительно спокойным: на улицах (хоть и редко) появлялись евреи, ранее прятавшиеся на чердаках и в погребах. Итак, цель погрома достигнута - революционное движение в Киеве подавлено, обыватели запуганы.
Только по официальным данным за три дня в городе было убито 47 человек, ранено свыше 300. Разграблено свыше 2000 еврейских домов, квартир, лавочек, магазинов и мастерских. Общая сумма убытков составила 7 миллионов рублей.
После власти оправдывались перед возмущенной общественностью, что, мол, не в состоянии были прекратить беспорядки: "В своих объяснениях, предоставленных в штаб округа, генерал Драке ссылался на сравнительную малочисленность войск".
Все, казалось, наконец-то закончилось. Многие евреи, объятые страхом, эмигрировали. А над рискнувшими остаться нависал Дамоклов меч. И в конце марта 1911 года он упал: в одной из пещер на западных склонах Татарки было обнаружено тело зарезанного 13-летнего мальчика - ученика Софийского духовного училища. По инициативе киевских правых монархистов и с молчаливого согласия сильных мира сего это преступление решили подать как "ритуальное убийство", совершенное евреями, дабы достать кровь христианского ребенка для приготовления мацы. На роль главного обвиняемого избрали 37-летнего приказчика кирпичного завода Менахема Менделя Бейлиса.
С самого начала следствие знало, что Бейлис невиновен, а весной 1912 года были окончательно определены настоящие убийцы, однако киевский прокурор Георгий Чаплинский при поддержке самого министра юстиции Ивана Щегловитова и авторитетного психиатра Ивана Сикорского настаивал на версии ритуального убийства. Вывод Сикорского открыл самую страшную, какую только знала Россия, антисемитскую кампанию. Впрочем, задумки черносотенцев наткнулись на противодействия прогрессивной общественности России и Европы - по империи прокатились демонстрации протеста. Киевских антисемитов заклеймили европейские политики, писатели и ученые, а российские литераторы во главе с Владимиром Короленко и Максимом Горьким создали комитет по защите Бейлиса на суде.
Процесс продолжался 34 дня. За это время все подробности дела стали известны, посему главное задание обвинения заключалось в установлении влияния на специально подобранных присяжных. Это были старшина, чиновник, писарь, пятеро крестьян, два телеграфиста, трамвайные контролеры, извозчик и вокзальный несун, и ни одного интеллигента.
И хотя "экспертизу" Сикорского убедительно опроверг Владимир Бехтерев, черносотенцы не сомневались в победе. На день оглашения приговора даже планировался большой еврейский погром. Но здравый рассудок победил - присяжные признали Бейлиса невиновным, и он, устав от постоянных "реваншистских" угроз черносотенцев, уехал с семьей в Палестину, а оттуда - в США.
P.S. 1881 год стал началом исхода евреев из России.
За тридцать с лишним лет (1881-1914) империю покинули свыше 1,2 миллиона человек. Примерно 1,1 миллиона обосновались в США и Канаде, около 50 тысяч бежали в Палестину.
«Сегодня», Киев
|