«Учи, рабби, учи!», — такими возгласами перемежаются слова раввина на бар-мицве. «Вознесем хвалу Вс-вышнему! — возглашает он, и все дружно подхватывают: «Аминь!». Обратившись к проходящему бар-мицву мальчику, раввин строго говорит ему: «Я хочу, чтобы ты учился!», и все с рукоплесканием от всего сердца повторяют: «Аминь!». Раввин продолжает: «А если кто-то курит, или употребляет наркотики, или что-нибудь в этом роде, то скажем всему этому «Нет! И вспомним о Б-ге . И помолимся Всемогущему о даровании сил!».
Это картинка со службы в общине Хранителей Заповедей в одном из шести приходов эфиопов еврейского происхождения в Гарлеме для примерно восьми тысяч афроамериканцев еврейского происхождения. Эта община является частью крупной конгрегации, с приходами в Пенсильвании, Канзасе, Флориде и других штатах. Признаваемые ортодоксальными раввинами или нет, прошедшие гиюр или нет, несколько тысяч афроамериканцев еврейского происхождения посещают синагогу, употребляют только кошерное, прибивают мезузу, отмечают еврейские праздники и проводят своих детей через бат-мицву и бар-мицву.
Община Хранителей Заповедей была создана в 1919 году главным раввином Уэнтворта Артуром Мэтью (1892–1973). К сегодняшнему дню численность афроамериканцев еврейского происхождения в Америке невозможно определить точно. «По приблизительным оценкам, она составляет от 40 тысяч до 500 тысяч, хотя ни один из источников не сообщает, откуда эти цифры», — рассказывает раввин Шломо бен Леви, духовный лидер и президент синагоги афроамериканцев еврейского происхождения в Сент-Олбенс в штате Нью-Йорк. Он старший сын раввина Леви бен Леви, в 1985 году изучал в Тель-Авивском университете древнееврейский, археологию и историю. В 1986 году он получил степень бакалавра искусств в колледже Мидлбери, а в 1988 году — степень магистра искусств в Йельском университете.
Режиссер-документалист Марлен Гликсман сейчас заканчивает снимать фильм о жизни афроамериканцев еврейского происхождения в Гарлеме. Она говорит, что принадлежащие к этой категории различные группы включают как лиц смешанного африкано-еврейского происхождения, так и «чистых» афроамериканцев еврейского происхождения, причем из этих последних некоторые являются соблюдающими евреями и посещают синагогу, тогда как другие этого не делают. Есть и такие, которые считают себя афроамериканцами еврейского происхождения и не посещают синагогу, но образуют несколько серьезных групп по изучению Субботы и еврейских праздников.
«Все продукты я покупаю только у любавичских хасидов в Краун Хейтс в Бруклине и всегда беру только кошерное», — рассказывает Моника Уиган, 42-х лет, мать двоих детей.
И хотя ее родители — не соблюдающие евреи, отец рассказывал ей, что его собственные родители и прародители соблюдали «еврейские обычаи». Так что она легко приняла иудаизм. Уиган носит национальную одежду Эфиопии, украшенную бахромой и звездой Давида. В ее доме много еврейской атрибутики и картин, изображающих ее в Эфиопии с детьми эфиопского прихода Бета Израэль.
На подоконнике главного окна гостиной стоит Менора со свитками Торы.
С детства она воспитывалась в духе «уважения и любви ко всем людям, независимо от их цвета кожи и образования». Она сотрудничает с Kulanu — еврейской организацией, работающей с сефардами. По ее словам, ее «знают любавичские в Краун Хейтс», вместе с ними и со своими детьми она отмечает каждый праздник Суккот.
Она пока не побывала на Святой земле. Более того, она хочет воспитывать детей в США, где они получат хорошее религиозное образование. Она считает, что проживание вне Израиля не было ее собственным выбором и что срок, когда ей уехать туда, будет ей указан Высшими Силами. «Когда Создатель начнет собирать всех нас и возвращать на Землю Обетованную, то придут не только белые европейцы, но и люди с коричневым цветом кожи из Африки и желтокожие люди из Азии. И мы не являемся принявшими иудаизм: мы Бней Исраэль от начала времен!»
Многие исповедующие сегодня иудаизм афроамериканцы утверждают, что им всегда были близки «евреи» Ветхого Завета, — продолжает бен Леви.
— Они вспоминают, что их родители не ели свинину, другие вспоминают предания о Субботе, Песахе и празднике Суккот — хотя в большинстве случаев это сочеталось и с христианскими обычаями.
Бен Леви пишет, что в Западной Африке многие племена имели обычаи, так похожие на иудейские, что, возможно, между ними существовала древняя связь. Это сходство может объясняться и связями между еврейскими рабовладельцами и купцами Карибского побережья и Северной Америки. Другой причиной, по его мнению, могла быть духовная основа, сделавшая афроамериканцев восприимчивыми к прямому призыву Мэтью перейти в иудаизм, который прозвучал в начале 1900-х годов.
Мэтью подготовил многих раввинов, впоследствии основавших синагоги в Америке и на Карибах. И Мэтью, и небезызвестный Маркус Гарви выражали протест против стереотипов, исключавших фигурирование черной расы в истории и в Библии. Они критиковали предположение о том, что все библейские персонажи выглядели, как европейцы, и утверждали, что темная кожа древних евреев заставляет отнести их к сегодняшней черной расе. Это было сенсацией для тысяч афроамериканцев, ранее не сомневавшихся в том, что все библейские персонажи принадлежали к белой расе.
Однако после безуспешных попыток найти общий язык с принадлежащими к белой расе евреями в посещаемых только белыми синагогах во всей Америке и в международных ложах «Бней-Брит», а также после неоднократных попыток войти в Нью-Йоркский совет раввинов Мэтью пришел к выводу о том, что афроамериканцы еврейского происхождения никогда не будут полностью приняты белыми евреями. После смерти Мэтью в 1973 году в Америке, в сущности, больше не было попыток диалога между евреями белой расы и афроамериканцами еврейского происхождения.
Режиссер-документалист и редактор журнала Vogue Марлен Гликсман одно время ходила в еврейскую школу. Не находившая в колледже общего языка с католиками и протестантами-англосаксами, в своем старом колониальном городе она тяготела к студентам-афроамериканцам. «Однажды я увидела фотографию 20-х годов. Сделал ее афроамериканец Джеймс Вандерзее, на ней была снята еврейская община, однако на снимке были только афроамериканцы. Эта фотография каким-то образом соединила мою сильную тягу к афроамериканской культуре и любовь к еврейской культуре... Я никогда не могла понять, почему иудаизм считают религией только белых», — подытоживает она.
Перевод Е.Левашова jpost.com, 7:40
|