«Еврейский Обозреватель»
КУЛЬТУРА
17/60
Сентябрь 2003
5763 Элул

СКАНДАЛЬНЫЙ КЛАССИК

На главную страницу Распечатать

Недавно мэтр советской фотографии Лев Бородулин, уже три десятка лет живущий в Израиле, праздновал свое восьмидесятилетие. «Моя первая фотография была опубликована в 1947 г. в студенческой газете «Сталинский печатник» Московского полиграфического института, на художественном факультете которого я учился, — говорит мастер. — В юности я играл за сборную Москвы по баскетболу и поэтому посвятил себя спортивной фотографии».

В конце 50-х годов Бородулин стал штатным фотографом «Огонька» — лучшего журнала СССР, где работал около пятнадцати лет. За годы работы в «Огоньке» Лев Бородулин объехал почти весь мир, снимая Олимпийские игры и чемпионаты мира, создав кадры, ставшие классикой отечественной и мировой спортивной фотографии. В 1964 году английский ежегодник «Photography Year Book» назвал   Л .Бородулина звездой мировой фотографии, в 1966 году за достижения в области спортивной фотографии Бородулин был награжден золотой олимпийской медалью в Мюнхене, в 1967 году японская газеты «Асахи» объявила его лучшим фотографом года.

Один лишь раз случился скандал. В 1960 году на Олимпийских играх в Риме Бородулин сделал фотографию пловчихи, которая, расправив руки как крылья, летит с вышки в водную гладь бассейна. Эффектнейший снимок попал на обложку «Огонька». Там его и увидел сам товарищ Суслов. Серый кардинал Политбюро страшно разгневался, устроил взбучку главному редактору, а работу Бородулина обозвал «летающей жопой». Тут еще какой-то особо целомудренный читатель накатал письмо в «Правду»: мол, не место буржуазной эротике в советской прессе. Но ничего — пронесло.

Неожиданные ракурсы, авторская печать, умение мастерски схватить мгновение и выстроить композицию делали снимки Бородулина эмблемой эпохи, визитной карточкой страны. Он запечатлевал и лица, и подвиги героев спорта, а вместе с ними — массу безвестных и безымянных энтузиастов, заполнявших площади и стадионы (снимки «Массовое выступление гимнастов» или «Спортивный орнамент»).

Разумеется, не обходил мастер вниманием и прочие грани жизни, снимая пейзажи, прежде всего индустриальные и урбанистические, и уличные сценки: «Москва праздничная» 1961 года, «Фонтаны Петродворца», «Ленинградские пионеры». Выразительно решен снимок 1954 года «Москва строится», где на первом плане — не башенный кран в растущих Черемушках, а корова, которую не успели вывезти из города. Врезался в память облик Муслима Магомаева, начинающего певца, и жанровое фото «Папа, больше жару!», где за утренней зарядкой вместе с детьми запечатлен народный артист СССР Михаил Жаров. И уж вряд ли кто-нибудь забудет рекламу черной икры — «Все для людей!». Мастер поистине всемирно известен — и как фотограф, и как коллекционер. На престижных мировых аукционах «Sotheby’s», «Christie’s» и «Swann» за две-три тысячи долларов до сих пор уходят старые бородулинские фотографии. Даже Билл Клинтон прикупил себе «Парад спортсменов» для украшения Белого дома.

В 1972 году на пике славы Лев Бородулин покидает СССР. Вот это и стало главным скандалом. Образцовый советский фотограф из лучшего советского журнала, начинавший свою карьеру еще в сталинские времена, уже в немолодом возрасте отваживается на отъезд.

Вот уже 30 лет он живет в Израиле, став за это время одним из известнейших израильских фотохудожников, работающих в сфере рекламы и туризма.

По материалам СМИ
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2003 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org