«Еврейский Обозреватель»
ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА
22/209
Июнь 2010
5770 Сиван

Как Йозеф Тисо словацких евреев уничтожал

На главную страницу Распечатать

История Словакии насчитывает одиннадцать веков. За это время она входила   в  состав разных государств,  в  том числе была частью Чехословацкой республики  в  период между Первой и Второй мировыми войнами.

Впервые свое национальное государство словаки получили  в  1939 году. Просуществовало оно шесть лет по милости Гитлера. И ценой жизни тысяч словацких евреев, которых уничтожили еще до того, как этого потребовали немцы.

13 марта 1939 года фюрер принял  в  своей рейхсканцелярии лидера Словацкой народной партии монсеньора Йозефа Тисо. Эту радикально-националистическую партию создал священник Андрей Глинка. После его смерти  в  1938 году ее возглавил другой священник - Тисо. Партия имела своих боевиков - "глинковскую гвардию", очень похожую на нацистов из СС. Они ненавидели евреев, чехов и венгров и стремились создать свое государство.

Гостя из Пресбурга (Братиславы) весьма радушно приняли  в  Берлине, хотя пасторов Гитлер не очень любил. Но с монсеньором Тисо он был сама любезность и буквально очаровал его. Услышав из уст фюрера предложение создать Словацкое государство "под защитой Третьего рейха", Тисо заверил Гитлера, что народ Словакии вечно будет верным союзником Германии. Фюрер решил, что Словацкое государство станет полезным для него и будет способствовать демонтажу Чехословакии. Через два дня немецкие войска оккупировали Прагу и на территории Чехии создали имперский протекторат, т.е. попросту аннексировали целую страну.

* * *

Йозеф Тисо родился  в  1887 году  в  городке Битча на северо-западе Словакии. Учился  в  гимназии, затем  в  семинарии  в  Нитре. Способного ученика заметил епископ и послал учиться  в  Венский университет. После его окончания Тисо служил священником  в  местечке Ощадница. Когда началась Первая мировая война, был военным капелланом  в  австро-венгерской армии. Не прослужив и года, так и не понюхав пороху, духовный наставник солдат возвращается  в  1915 году  в  Нитру, где становится ректором семинарии и учителем гимназии. После образования Чехословацкой республики, Тисо - член и функционер Словацкой народной партии. Он становится депутатом парламента и  в  1927-1929 гг. даже занимал пост министра здравоохранения и спорта Чехословацкой республики.

 В  1938 году, после оккупации Германией Судет, Словакия провозгласила свою автономию  в  рамках Чехословакии. Тисо стал премьер-министром автономии. Ну а после подарка Гитлера - создания марионеточного Словацкого государства - он стал его президентом. Диктатура Тисо копировала другие подобные режимы, но с одним дополнением - она носила клерикально-католический характер. Ватикан направил  в  Пресбург своего представителя, поверенного  в  делах Джузеппе Бурцио. Тот был поражен тем, что увидел  в  стране, ставшей как будто, независимой.  В  действительности же - превратившейся  в  послушного сателлита нацистской Германии.

5 сентября 1940 года Джузеппе Бурцио сообщал  в  Ватикан:

"Добрый словацкий народ поражен ораторской акробатикой своего президента доктора Тисо, который всеми средствами религиозного и светского красноречия доказывает необходимость строительства "народной Словакии"  в  одном ритме с германским национальным социализмом. Борьба против евреев стоит при этом на первом месте".

Уже 18 апреля 1939 года, через месяц после подписания договора с Третьим рейхом, Тисо по совету своего министра внутренних дел Шано Махи перенял немецкое законодательство,  в  том числе расовые законы. Йозеф Тисо бежал впереди нацистского паровоза, стремясь доказать свою верность фюреру. По собственной инициативе правительство Словакии утвердило Кодекс законов о евреях, состоящий из 272 параграфов. Кодекс был разработан под руководством "главного советника по расовым вопросам" Войцеха Туки.

* * *

 В  Словакии перед Второй мировой войной проживало 90 тысяч евреев. Сравнительно высокий уровень образования и коммерческая смекалка способствовали тому, что они составляли экономически активный и интеллектуальный слой населения.

Живший  в  Словакии Хатам Софер (Моше Шрайбер) - один из самых знаменитых раввинов мира. С 1806 года и до конца дней своих (он умер  в  1839 году) Софер был раввином Братиславы и преподавал  в  иешиве. Могила Хатама Софера и теперь является одним из наиболее посещаемых мест для ортодоксальных евреев.

C 1939 года положение еврейского населения Словакии стало катастрофически ухудшаться. С первого дня после прихода к власти националисты стали планомерно и целеустремленно преследовать евреев.  В  течение нескольких месяцев еврейское население Словакии лишилось своего имущества и оказалось выброшенным из общественной жизни. Евреи не могли далее заниматься своим делом, подвергались постоянным унижениям и насилию, что являлось составной частью антисемитской политики Словацкого государства. И эту политику определял  в  первую очередь глава этого государства католический священник монсеньор Йозеф Тисо. На пост премьер-министра он назначил Войтеха Тука - человека, не обладавшего никакими деловыми качествами, зато патологического антисемита.

Парламент Словакии почти единогласно (один против - венгр Янош Эстерхази) проголосовал за депортацию евреев  в  нацистские лагеря смерти. Словацкое государство было единственным, которое изъявило готовность оплатить фашистской Германии депортацию каждого еврея со своей территории. Это явилось ярким выражением политики Тисо, поставившего своей целью ликвидацию еврейского населения  в  Словакии.

 В  марте 1942 года из словацкого города Попрад был отправлен первый эшелон  в  Освенцим. За ним последовали десятки других эшелонов, направлявшихся  в  концлагеря на территории Польши, Германии, Чехии.

Ватикан  в  то время довольно равнодушно относился к судьбе евреев. Но Словакия - это особый случай. Во главе государства стоял католический священник.  В  стране тон задавала Народная партия, созданная католическим священником Глинкой и руководимая Тисо. Тут уже Ватикан, по сути, становился прямым участником преступлений нацистов. И Ватикан пытался откреститься от Тисо и его злодеяний.

Представитель Ватикана по поручению папы Пия Двенадцатого заявил Тисо, что словацкие расовые законы откровенно противоречат принципам католической церкви. Тисо вычеркнули из списка папских прелатов, таким образом, лишив его титула монсеньора. Однако тот не очень расстроился и продолжал гнуть свою линию. 9 марта 1942 года Джузеппе Бурцио послал телеграмму  в  Рим:"Поступило сообщение о массовой депортации всех словацких евреев. Высылка 80 тысяч человек на территорию Польши  в  руки немцев означает для большинства из них верную гибель".

Две недели папа Пий Двенадцатый колебался и никак не мог решить, как ему реагировать. Наконец дал указание своему представителю заявить протест президенту Тисо. Глава МИД Ватикана Тарзини записал  в  своем дневнике:"Не знаю, остановят ли наши шаги этого безумца! А безумцев двое - премьер-министр Тука, который действует и Тисо, священник, который приказывает ему действовать".

Когда кардинал Мальоне передал от имени папы: "То, что происходит  в  Словакии, позор для католической страны", Тисо не очень смутился, и разъяснил, что хочет избавиться от "вечного еврейского врага" и просто обязан "устранить все, что способно причинить вред моему ближнему".

Тисо был инициатором вовлечения Словакии  в  войну против СССР на стороне нацистской Германии. Он отправил на Восточный фронт две дивизии. Однако словаки не хотели воевать за немцев и многие перебежали на сторону Красной армии или к партизанам. Тисо именовал Гитлера "настоящим отцом" и призывал молиться и бороться за победу немцев, чтобы уничтожить всех коммунистов, евреев и цыган.

* * *

3 ноября 1941 года Тисо прибыл  в  оккупированный немцами Киев. После торжественной встречи, устроенной немцами, он отправился  в  Успенский собор Киево-Печерской лавры. Здесь прогремел сильный взрыв и собор был разрушен.

Однако Тисо покинул его за час до взрыва. Покушение не удалось.

По-видимому, у партизан была не совсем точная информация и это спасло коллаборациониста.

Следует отметить, что большинство епископов Словакии фактически поддержали своего президента  в  проведении антисемитских акций. Но не все. Епископ Гойдич из Восточной Словакии открыто протестовал и высказывал свое возмущение депортацией евреев. Гойдич обратился к представителю Ватикана  в  Пресбурге с требованием лишить президента Тисо сана священника.

 В  мае 1944 года двое заключенных Освенцима совершили побег и сумели добраться до представительства Ватикана  в  Пресбурге. Их спрятали  в  монастыре неподалеку от столицы Словакии. Там и состоялась их встреча с монсеньором Мартилотти, специально прибывшим из Швейцарии. Подробный отчет об уничтожении высланных из Словакии евреев был отправлен  в  Ватикан. Шел он долго, очень долго. Тем временем папский посланник Бурцио снова обратился к президенту Тисо, попытался спасти тех, кого еще можно было спасти.

"Я не нашел у него никакого понимания, - сообщил Бурцио  в  Ватикан. - Ни единого слова сочувствия к жертвам преследований! Тисо видит  в  евреях корень зла и защищает акции немцев против евреев как следствие высшей необходимости".

Наконец, папа Пий Двенадцатый решился отреагировать на доклад кардинала Мартилотти и сообщения посланника Бурцио. Дело  в  том, что Рим уже был освобожден союзниками и папа теперь не боялся немцев. Он пишет письмо своему представителю  в  Словакии:"Вам следует немедленно отправиться к президенту Тисо и напомнить ему именем первосвященника о нормах поведения, которые должны соответствовать сану и совести священника. Обратите внимание на то, что несправедливость, которая творится его правительством, наносит ущерб престижу его родины и дискредитирует церковь и священнослужителей".

Йозеф Тисо по горло уже увяз  в  нацистском антисемитском болоте, на его совести кровь тысяч убитых евреев Словакии. Он пишет ответ папе:"Наша вера состоит  в  нашей благодарности немцам, которые признают право нашего народа на существование, независимость и национальную свободу, но и поддерживают нас  в  борьбе против чехов и евреев - врагов нашего народа. Святая мать-церковь подвигает священнослужителей на службу простым людям для того, чтобы они не становились добычей хищных волков.

Святой отец! Мы останемся верны нашей программе: "За бога, за народ!".

Это письмо папе президент подписал скромно - Йозеф Тисо, священник.

20 августа 1944 года  в  Словакии вспыхнуло народное восстание. Тисо объявил о введении военного положения и обратился за помощью к Гитлеру. Германские нацисты и их пособники, словацкие коллаборационисты, жестоко расправлялись с повстанцами. Заодно они уничтожали евреев, которым к тому времени еще удалось уцелеть, даже тех, кого скрывали  в  монастырях.

* * *

 В  марте 1945 года советские войска освободили Словакию, заняли Братиславу. Тисо бежал  в  Баварию, однако очень скоро его обнаружили американцы и передали властям Чехословакии.  В  начале декабря 1946 года начался судебный процесс над Тисо. Он отказался давать показания суду, не признал своей вины, не проявил ни капли сожаления и раскаяния  в  содеянном. Он сохранял спокойствие, когда многочисленные свидетели рассказывали о совершенных по его приказам убийствах и прочих преступлениях.

Тисо был приговорен к смертной казни и 18 мая 1947 года и повешен  в  тюрьме Братиславы. Такая же участь постигла его ближайшего сподвижника Войтеха Тука.

Командир "глинковской гвардии"Александр Мах непосредственно осуществлял депортацию евреев  в  лагеря смерти и был причастен к расстрелам. К удивлению многих он был осужден к 30 годам тюрьмы. Вышел на свободу  в  1968 году. Президент Чехословакии амнистировал его по состоянию здоровья.

* * *

 В  нацистских лагерях смерти погибло 70 тысяч словацких евреев. Уцелевшим пришлось пережить антисемитские акции на этот раз коммунистических властей Чехословакии. Еврейская община была загнана  в  подполье. Синагоги разрушались, их здания использовались как складские помещения...

Сейчас  в  Словакии, которая с 1993 года является независимой республикой, живет три тысячи евреев. Существует община, действуют синагоги, еврейские школы и детские сады. Создан Союз еврейской молодежи Словакии и другие общественные организации.

Однако есть  в  Словакии и почитатели Йозефа Тисо.  В  Братиславе был издан учебник истории, автор которого, профессор Милан Дурица утверждает: "еврейский вопрос был решен  в  Словакии  в  соответствии с христианскими моральными принципами". Возник скандал, учебник изъяли из обращения. Но профессор Дурица обратился к католической церкви с призывом канонизировать казненного диктатора Тисо.

На этот призыв церковь отреагировала своеобразно, Архиепископ Ян Сокол заявил  в  телеинтервью: "Да, Тисо был ставленником Гитлера и вступил  в  войну против СССР. Но стоит поблагодарить его за экономическое процветание страны".

 В  биографии Тисо, изданной  в  Словакии, приведено множеств цитат из его "добрых и человеколюбивых речей". Авторы биографии вынуждены признать преступления Тисо, но одновременно стараются найти то хорошее, что якобы сделал этот коллаборант.

Мол, и на солнце бывают пятна.

Иосиф Тельман, еженедельник "Секрет"
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2010 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org