Подполковник ЦАХАЛа, заместитель командира израильской школы военной связи Коби Блитштейн много слышал от своей покойной мамы о Коростене — местечке в Житомирской области, в котором она родилась. Особенно запомнились мамины рассказы о речушке Уж, протекающей в городе, с ней было связано большинство ее детских воспоминаний.
В Коростене похоронен дедушка Блитштейна, поэтому, приехав в Украину, офицер не мог не посетить его могилу. Поскольку коростенский раввин Аарон Бергер был в отъезде, израильский офицер, говорящий на идиш, прибыв в Коростень, обратился в еврейскую общину и изложил свою историю ее председателю Илье Пинхасовичу Корытному. Вначале Коби постигло горькое разочарование, так как выяснилось, что старое кладбище, где похоронен дед, снесено и на его месте стоят новые дома... Но когда Блитштейн назвал фамилию коростенских родственников — Кипнис, выяснилось, что его собеседник — тоже Кипнис. Корытным же он стал после войны.
Оказалось также, что у председателя Коростенской еврейской общины в Израиле живет двоюродная сестра, которая вот уже три года не отвечает на письма, а ее сын — Янкель — служит в израильской армии.
Догадливые читатели, сведущие в ивритских именах, уже, конечно, поняли, что Коби и Янкель — это одно и то же лицо, а мама офицера — двоюродная сестра председателя Коростенской общины. Трудно описать эмоциональное потрясение Коби и Ильи Пинхасовича, когда это поняли и они. Гость сообщил Илье Кипнису-Корытному горькую весть о том, что его двоюродная сестра три года назад умерла и поэтому он не получает письма из Израиля...
Илья Пинхасович пригласил родственника к себе домой, показал племяннику его детские и юношеские фотографии, которые присылала мама. Затем показал дом, где жила его мать, а также могилы дяди и тети на новом еврейском кладбище, отвел израильского гостя к реке Уж, о которой тот так много слышал от матери.
По словам Ильи Пинхасовича, выйдя на берег реки, Коби встал на колени и вознес руки к небесам, благодаря Вс-вышнего за подаренную встречу.
Когда Блитштейн вернулся в Киев, его глаза светились от радости и он без устали пересказывал историю нежданной встречи.
Двоюродному дяде Коби — 77 лет. Он прожил всю жизнь в Коростене, работал инженером на местном заводе по производству дорожных машин. Сейчас он и председатель еврейской общины города, и габай (служка) местной синагоги. Илья Пинхасович был настолько растроган встречей, что всю ночь после нее не мог уснуть, жалел, что не успел задать Янкелю много вопросов. О том, сколько детей у него, а также о жизни руководителя израильской школы военной связи председатель Коростенской общины намерен выяснить в письмах, надеясь на помощь израильских преподавателей местной еврейской школы.
P.S. Очень не хочется заканчивать эту историю на грустной ноте... Но... 9 сентября в пригороде Тель-Авива — Црифине — рядом с военной базой прогремел мощный взрыв, унесший жизни троих молодых солдат из части Коби. Весь следующий день израильский офицер принимал участие в похоронных процессиях, выступал от имени командования и произносил траурные речи.
Поездка закончилась, начались израильские будни «мирного урегулирования», и название этого материала, к сожалению, уже не вполне соответствует действительности.
|