Министры иностранных дел Евросоюза отклонили просьбу палестинской администрации "признать в одностороннем порядке Палестинское государство в границах 1967 года". Вымыслом оказались и взбудоражившие регион слухи об ультиматуме, который якобы выдвинула Израилю Германия: если соглашение в течение года не будет достигнуто, Берлин признает государство Палестина. Израильские руководители могут вздохнуть с облегчением - Европа не собирается брать на себя инициативу в решении ближневосточного конфликта. По крайней мере, пока.
Однако успокаиваться рано. С тех пор, как американская администрация официально сообщила, что ее миротворческая миссия провалилась, "свято место" главного спонсора мирного процесса пусто или, по крайней мере, кажется пустым. Но желающие его занять не заставят себя долго ждать. Не исключено, что американское "умывание рук" как раз и вызвано желанием разделить с кем-то ответственность за клубок неразрешимых противоречий, которым был и остается Ближний Восток.
Напомним, госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что Белый дом отказывается от попыток добиться продления моратория на строительство в еврейских поселениях Западного берега. Уточнив, что позиция Вашингтона по отношению к строительству на территориях и мирному процессу в целом не изменилась, Клинтон провозгласила: достичь мира израильтяне и палестинцы смогут только сами, своими силами, без посторонней помощи.
Возможно, такой поворот в политике США рассчитан на то, что предоставленные сами себе израильтяне и палестинцы испугаются и попросят "старшего брата" вернуться, чтобы снова их мирить. Реакция палестинского руководства оказалась очень близкой.
Согласно плану Саиба Ариката, следует сначала попросить о признании палестинского государства Белый дом, потом, в случае отказа, обратиться к Совету Безопасности ООНи уж на крайний случай - к Генеральной Ассамблее ООН, чьи резолюции не носят обязательного характера. Но даже это на руку администрации ПА: чем больше стран и организаций признают независимую Палестину, тем больше легитимности она обретает в глазах всего мира, тем труднее Израилю продолжать спор о границах и территориях. Потому палестинские политики без устали обращаются ко всем странам подряд, иногда добиваясь успеха, как это случилось с Бразилией и Аргентиной. То, что государства Европы еще не присоединились к "параду признаний", - вопрос времени и некоторых политических тонкостей.
Сразу после публикации ложной информации об "ультиматуме Меркель" международные эксперты поспешили сделать вывод о загубленных отношениях Израиля с Германией. Это наиболее лояльная к еврейскому государству страна в Европе, но ее расположение проистекает из чувства "исторической вины", которое невозможно эксплуатировать бесконечно, говорят аналитики. Иерусалиму следует проявлять больше активности и дружелюбия на европейском направлении. В таких выводах есть резон – Евросоюз может в ближайшее время созреть для того, чтобы вплотную заняться Ближним Востоком, и тогда нам будет дорог каждый союзник.
Пока же европейские министры ограничились "выражением разочарования" и подтверждением своей позиции по вопросу строительства в поселениях, к которым в Европе относят и Восточный Иерусалим. Руководство стран ЕС согласно признать изменения границ по отношению к 1967 году, если об этом договорятся сами участники переговоров. Не случайно палестинцы так держатся за эти магические цифры – 1967; мир поддержит их, если они сами не отступятся от своих требований.
В сущности, от массированного европейского давления Израиль спасает лишь отсутствие единой позиции ЕС по Ближнему Востоку. Есть страны, настроенные критично по отношению к Израилю – Ирландия, Швеция, Бельгия; больше симпатизируют еврейскому государству Финляндия, Германия и большинство стран Восточной Европы. Например, представитель Финляндии в Европарламенте Ханну Таккула недавно выразил сомнения в возможности создания жизнеспособного палестинского государства. Вместо этого он посоветовал Израилю, оставаясь еврейским государством, расширять права арабских и других меньшинств.
Аналитики также отмечают, что общественность в Европе в целом относится к Израилю хуже, чем правительственные круги. Здесь сказывается уже традиционная недоработка в сфере "информационной войны". Так, например, понятие "еврейское государство" для европейцев ассоциируется с религией, а потому требование присяги на лояльность именно еврейскому государству вызывает недоумение.
Из-за подобных недоразумений Израиль теряет очки в европейском общественном мнении, а это сказывается на уровне сотрудничества с Евросоюзом, хотя экономический статус нашей страны в ЕС достаточно высок. Несмотря на протесты Израиля, экономические отношения с Европой напрямую зависят от прогресса на мирных переговорах.
Не ослабляет своего внимания к ближневосточному региону и Россия. Об этом много говорилось на форуме международного дискуссионного "Валдай" на Мальте, где бывший министр иностранных дел Евгений Примаков раскритиковал и Нетаниягу за строительство поселений, и Барака Обаму – за слишком слабую политику, и международных спонсоров – за ослабление интереса к проблеме. Участники форума много говорили о необходимости "исторического прорыва" в ближневосточной ситуации. Москва, по-видимому, ждет, пока кризис углубится, и международное сообщество будет радо любому участнику, который возьмется за возрождение мирного процесса.
Не следует забывать, что и Россия, и Европа все больше зависят в своей политике от мусульманских общин. Повсеместно бытует убеждение, что если дать палестинцам государство, исламисты по всему миру начнут вести себя более лояльно. А западные политики напрямую увязывают рост антисемитизма с ситуацией на Ближнем Востоке.
В общем, "свято место" пока пусто. Но претендентов на него, как всегда, хватает. Неожиданное изменение в международной политике может привести к тому, что у мирного процесса появится новый, более энергичный и самоуверенный руководитель.
Ира Коган, MIGnews.com
|