«Музыка способна успокоить свирепого зверя», — памятуя об этом изречении, известный дирижер Даниэль Баренбойм твердо верует в то, что созданный им «The West-Eastern Divan Orchestra» поможет преодолеть любые религиозные и политические разногласия. В оркестре играют и израильтяне, и арабы, в том числе палестинцы...
В конце августа состоялся концерт в Марокко — первое выступление музыкантов в арабской стране. На концерте присутствовали супруга короля Мохамеда VI принцесса Сальма, его сестры — принцесса Мириам и принцесса Хасна, а также премьер-министр Дрисс Джетту и другие члены правительства страны.
В составе «The West-Eastern Divan Orchestra» — 6 ливанцев, 13 египтян, 6 сирийцев, 31 еврей, 4 израильских араба, 19 испанцев и 3 иорданца, которые собираются в одном из репетиционных залов Андалузии. Место для репетиций, проводимых под руководством самого Баренбойма и известного палестинского композитора Эдварда Саида, глубоко символично. Здесь, в Андалузии, когда-то царило единство иудеев, мусульман и христиан, завершившееся изгнанием евреев в 1492 году.
«Несмотря на внешнюю аполитичность, наш оркестр наглядно демонстрирует, как совершенно разные люди объединяются для создания чего-то нового», — говорит Баренбойм.
Ему 60 лет. Он — выдающийся пианист, музыкальный руководитель симфонического оркестра Чикаго и Немецкой государственной оперы. И Даниэль Баренбойм, и Эдвард Саид утверждают, что главной причиной создания подобного коллектива было их искреннее желание помочь израильтянам и арабам взглянуть друг на друга иначе. В интервью «The Guardian» Саид признался, что, основав вместе с Баренбоймом «The West-Eastern Divan Orchestra», он «совершил, возможно, самый значимый поступок в своей жизни». И уточнил: «Наш проект не имеет никакого отношения к политике. Мы не пытаемся изобразить себя миротворцами в белоснежных хламидах. Мы просто являемся объединением честных и разумных людей».
В прошлом году Баренбойм и Саид стали лауреатами «The Prince of Asturias’s Concord prize» — премии, присуждаемой борцам за мир. В глазах мировой общественности их деятельность воплощает идею возрождения мира на Ближнем Востоке.
21-летний израильский пианист и композитор Матан Порат признался, что впервые общался с арабскими музыкантами именно у Баренбойма: «Вы не представляете себе, как я удивился, обнаружив, что их музыкальное образование ничуть не хуже моего. Да и наши взгляды на жизнь не сильно различались...». 27-летний гобоист из Египта Мохаммед Салех конкретизирует слова коллеги: «Нам нет никакого дела до обсуждения политических или религиозных проблем. Мы просто хотим жить в мире и согласии!».
Jewish.ru
|