Когда в арабских странах начались революции, у Израиля и руководства ПА, как ни странно, появился шанс наладить отношения.
Это могло бы случиться, если бы израильтяне и палестинцы почувствовали себя "в одной лодке" - островком относительной стабильности в бушующем море беспорядков. Показательна в этом отношении была просьба администрации ПА разрешить въезд в автономию палестинцам, проживающим в Ливии. Согласие Израиля стало шагом навстречу, с которого мог бы начаться путь если не к взаимопониманию, то, по крайней мере, к взаимным компромиссам. Но этому пути, по-видимому, так и не суждено начаться. Напротив, отношения становятся все напряженнее и начинают сбываться самые пессимистичные прогнозы.
Об этом свидетельствуют возобновившиеся обстрелы израильской территории из сектора Газа и пограничные инциденты. Недавно "Касамы" упали на города Беэр-Шеву и Нетивот. Военные отмечают, что после переворота в Египте через Филадельфийский коридор могут практически бесконтрольно поставляться большие партии оружия, а также проникать группы боевиков для осуществления терактов против Израиля.
Однако причина эскалации насилия – вовсе не появление в Газе новых боевиков из-за границы и не растущее влияние Аль-Каиды, которое распространяется и на палестинцев. Причина – внутри. Вопреки иллюзиям миротворцев, население автономии ощущает свое единство с бунтующим арабским миром и разделяет его убеждение в том, что правильный путь для мусульман – усиление исламизма. В автономии эти идеи побеждают в виде усиления ХАМАСа и Исламского джихада, которые становятся все популярнее и на Западном берегу.
Что касается Махмуда Аббаса, то его порой сравнивают с Хосни Мубараком, не имевшим полного контроля над ситуацией. Демонстрации против власти Абу Мазена в Иудее и Самарии уже давно бы начались, если бы ХАМАС не боялся "встречных" выступлений в Газе. Палестинцы наглядно убедились в эффективности демонстраций и акций протеста. Экстремистские, дестабилизирующие элементы в автономии активизировались, и у местной власти – что в Газе, что на Западном берегу – остается один способ гарантировать свое спокойствие: направить их агрессию против Израиля.
Враждебность к Израилю и исламистские настроения в большой моде в арабском мире - не только у простого народа, но и у образованных молодых людей, которые составляют интеллектуальную элиту нынешних революций. Соответственно растет эта враждебность и среди палестинцев.
Другой (но не исключающий первый) способ избежать опасных волнений – это объединение враждующих группировок. И не случайно ХАМАС, еще недавно выставляющий ФАТХу жесткие условия для примирения, сегодня готов обсуждать создание правительства национального единства. Его руководителем должен стать нынешний премьер Салам Файад, идеолог одностороннего провозглашения палестинского государства. Согласно данным, обнародованным СМИ, ХАМАС сохранит власть в Газе, если будет воздерживаться от насилия.
Несомненно, позиция этого правительства по отношению к Израилю будет гораздо жестче. ХАМАС предъявит свои требования, представители ООП не захотят демонстрировать народу свою уступчивость. Помимо всего прочего, палестинцы остались без "своих" посредников – Египта и Иордании, которые могли оказывать на них давление от лица арабского мира. Свою стратегию по отношению к Израилю и коспонсорам мирного процесса они теперь могут формировать сами.
Еще одна причина, по которой власти Газы допускают (если не инициируют) обстрелы израильских территорий – это иллюзия безнаказанности. Экстремисты изначально надеялись, что Израиль не будет остро реагировать на эти вылазки, чтобы не накалять и без того взрывоопасную обстановку. Однако здесь они просчитались. ВВС Израиля нанесли несколько ударов по целям в Газе и обстреляли джип с палестинскими боевиками. Премьер Нетаниягу предупредил террористов, что им не стоит испытывать терпение еврейского государства. Такой жесткий ответ был необходим, чтобы остудить горячие головы в Газе и не допустить возвращения тех времен (до операции "Литой свинец"), когда ракеты падали на нашу землю почти каждый день.
Кроме того, Израиль пожаловался на обстрел своих городов в ООН. Последнее было сделано, конечно, не для того, чтобы международные круги воздействовали на палестинских террористов – это бесполезно, да и миру сейчас не до них. Просто власти Израиля разумно решили напомнить международному сообществу про опасность, которая постоянно исходит из Палестинской автономии. Это особенно актуально в свете тех миротворческих усилий, которые направлены сейчас на возобновление переговоров. Такие усилия сейчас активизировались. Запад стремится спасти "священную корову" палестино-израильского урегулирования, хотя многие эксперты считают, что в нынешних условиях достижение мира сомнительно, а с победой исламистов в большей части арабских стран оно станет невозможным. Высказывается мнение, что палестинцы упустили свой шанс создать государство.
Теперь за дело взялся Ближневосточный квартет. Посланник ООН Роберт Серри сообщил, что запланированы предварительные раздельные встречи с представителями Израиля и ПА в Брюсселе с целью выяснить позиции сторон. При этом он произнес загадочную фразу о том, что принцип "два государства для двух народов" не вечен, и в нынешних условиях от участников процесса требуются решительные действия.
Вряд ли это означает, что квартет отказался от идеи создания Палестинского государства. Скорее, наоборот – Запад всерьез напуган намерением палестинцев в сентябре объявить о рождении государства в одностороннем порядке. Не случайно израильтянам и палестинцам предлагается придти к соглашению до сентября. По-видимому, речь идет о том, чтобы достичь принципиальной договоренности о палестинской государственности без окончательного утверждения границ и решения других спорных вопросов – о cтатусе Иерусалима, поселениях, обмене территориями и возвращении палестинских беженцев.
Опасаясь выпустить из-под контроля весь арабский Восток, США и Европа намерены потребовать от Израиля значительных уступок. Недавно канцлер Германии Ангела Меркель в телефонном разговоре резко раскритиковала Нетаниягу за бездействие в продвижении мирного процесса. Она дала ему понять, что почти никто из европейских лидеров не верит израильскому премьеру. Растерянный Нетаниягу пообещал в ближайшее время выступить с программной речью, подобной его речи в Бар-Иланском университете.
Израилю действительно пора пересмотреть модель "мир в обмен на территории", которая более или менее работала в рамках соглашений с умеренными арабскими режимами. Вряд ли можно рассчитывать на эффективность этой модели, выстраивая отношения с новым, более радикальными правительствами, а также с ООП. Правые круги в стране призывают вернуться к концепции сдерживания по формуле "мир в обмен на мир".
Нетаниягу находится сейчас между двух огней. Если он даст понять Западу, что готов на уступки или даже на обсуждения статуса Иерусалима и возвращения беженцев, его коалиция рискует развалиться. Упорство или уклончивые ответы не устроят квартет. От премьера потребуется вся его дипломатичность, чтобы, сказав что-то, не сказать ничего. Но если боевики Газы, продолжая обстрелы, вынудят Израиль на антитеррористическую операцию, она и станет очевидным и самым правильным ответом. Конечно, международное сообщество традиционно осудит Израиль, но еще один очаг напряженности в регионе будет подавлен.
Ирина Петрова, MIGnews
|