«Еврейский Обозреватель»
КУЛЬТУРА
2/45
Январь 2003
5763 Шват

ХУДОЖНИК МИХАИЛ РЫТЯЕВ

АРТУР ФРЕДЕКИНД

На главную страницу Распечатать

Художник Михаил Рытяев вырос   в  Днепропетровске. Таких называли «дети победы», он родился  в  1946 году. Миша рано начал рисовать и рано пережил трагедию настоящего художника — его рисунки почти никому не нравились. Его первым учителем был Виталий Ефремов — главный художник театра им.Горького, недавно умерший и забытый «элитой» нынешнего Днепропетровска.

 В  середине 1960-х годов для художника  в  Днепропетровске было три дороги — либо «гнать» бюсты Ленина, либо спиваться, либо повторить судьбу  В .Сидура (который тоже родом из Днепропетровска). Миша перебирается  в  Москву, оканчивает школу-студию МХАТ, работает  в  театре, становится членом Союза художников, получает мастерскую  в  центре города.

Кто-то дает ему почитать «Архипелаг ГУЛАГ», и это все изменяет  в  его жизни. Миша уходит из театра, начинает нелегкую свободную, творческую и глубоко одинокую жизнь. Пишет картины.  В  период перестройки — выставки одна за другой. География та же — Москва, Киев, Днепропетровск.  В  дни путча 1991 года у него хранятся документы демократов.

Но страна вместо обретения долгожданной свободы превращается неизвестно во что. Культура обслуживает рестораны да шалманы, перед братками лебезят интеллектуалы. Хамство, какой-то осатанелый пир во время чумы, эстетские, бездушные игры, страсть только к одному — «устроиться!», все это и многое другое мало способствовало искусству. Все это только усиливало одиночество художника.

Но Миша пишет картины.  В  середине 1990-х он создает серию «Холокост». Надеялся с помощью этого проекта немножко изменить ситуацию, подвигнуть людей на осмысление еврейской трагедии и проблем немцев. Он хотел показать людям, что Европа смогла осознать свою вину и тем самым «восстановила связь времен», повернулась лицом к человеку, к его правам. Да и поправить ухудшающееся материальное положение. Всем известно, сколько тогда уходило денег на проекты, посвященные Холокосту. Сколько создавалось фондов — и благотворительных, и попечительских. Сколько под эти «бешеные» деньги проводилось «мероприятий», сколько лепилось фильмов, сколько сочинялось виршей... С Рытяевым все было иначе. О нем и его серии «Холокост» говорили: «Он просто русский праведник! Но это слишком умно и серьезно. Да и много — 48 работ!»

А тогда прокатилась волна геноцида  в  Югославии и Руанде. Методично и целенаправленно уничтожалась и уничтожается Чечня. США мечется  в  поисках бен Ладена, но при этом  в  СНГ не открывают архивы КГБ и не раскрывают имена организаторов тренировочных лагерей для палестинцев, «красных» немцев, итальянцев, других... И Миша делает серию «Ислам». Однако у него уже нет денег даже на краски. Но он еще жив. Им еще можно воспользоваться. Чтобы позже не столь уж яростно проклинать общество, которое его «не поняло». На самом деле оно его прекрасно понимает. И рассуждает примерно так: «Ну и пусть он за нас думает и делает, если ему надо...»

Заинтересовавшиеся могут посетить сайт художника — www.infocoal.ru/ritiaev/bio.html

По материалам сайта www.holocaust.kiev.ua
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2003 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org