«Еврейский Обозреватель»
ЕВРЕЙСКАЯ УКРАИНА
1/44
Январь 2003
5763 Шват

«МЫ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ВСЕ СВОЕ»...

ЕЛЕНА ЛИТВАК

На главную страницу Распечатать

«Стена, охраняющая еврейский дом» — так называет еврейская традиция кашрут, совокупность заповедей и законов о запрещенной и пригодной к употреблению пище. Часто для людей, не слишком сведущих в том, что кошерно, а что — нет, все знания о кашруте сводятся лишь к тому, что еврею нельзя есть свинину. Между тем правил и тонкостей, регламентирующих по-настоящему правильное еврейское питание, множество, даже если ограничиться одной лишь «мясной темой» (запрет есть мясо нечистых животных; запрет есть мясо чистых животных, умерших естественной смертью или зарезанных неправильным образом; запрет есть мясо зарезанных надлежащим образом чистых животных, которые были больны какими-либо серьезными недугами).

Уже в самом начале процесса исполняется очень важная заповедь, называемая «шхита». Именно она, при соблюдении необходимых условий, гарантирует от нарушения запретов. Не так давно шхита была совершена и в Одессе — впервые. Специально из Израиля были приглашены настоящие специалисты, мастерски владеющие своим специфическим ремеслом, а весь процесс происходил под наблюдением и контролем Главного раввина Одессы и области Шломо Бакшта.

Отметим, что законы о шхите и проверке туши животного на кошерность сложны для непосвященного, поэтому заниматься этим делом может человек, действительно досконально их изучивший и получивший специальный диплом, причем непременно от раввина. В документе этом, в частности, указываются те виды животных, резать которых имеет право обладатель диплома, — идет ли речь о птице, о мелком или крупном рогатом скоте...

Еще несколько десятилетий тому назад одесским евреям не надо было бы объяснять, чем занимается шойхет. Сегодня же разъяснения, наверное, весьма уместны... «Шойхет» («резник, проверяющий тушу») — это особая профессия. Она требует не только квалификации, навыков, мастерства, но и особых личных качеств по-настоящему верующего, ответственного, до конца осознающего всю важность происходящего человека.

Прежде всего доскональной проверке подвергаются орудия труда — невероятно острые ножи, на лезвии которых не должно быть ни малейшей зазубринки. Животное должно быть забито очень быстро, чтобы в миг смерти не почувствовать ни боли, ни страха. Естественно, когда речь идет о кашруте, просто невозможно применение, к примеру, электрошока или других широко распространенных методов забоя...

Из туши чистого животного, зарезанного надлежащим образом, должны быть удалены кровь, сало и седалищный нерв. Удалением сала и нерва занимается человек, чья профессия на иврите именуется «менакер». Кстати, занятие ею тоже требует специального разрешения от раввина. Очень тщательно проверяются внутренние органы животного: в случае, если на них обнаруживаются повреждения, мясо не может быть признано кошерным.

— Нам нельзя есть мясо больного животного, — говорит раввин Шломо Бакшт. — И не только потому, что это вредно для здоровья. Главное, что это запрещено законом Торы... Только после того, как все выполнено должным образом и никаких изъянов не обнаружилось, на тушу ставится специальная печать, знак кошерности. Значит, это мясо можно употреблять в пищу. Хотя, должен отметить, что шхита — это еще не все, это только начало, ведь дальше необходимо произвести кошерование мяса — это его замачивание, просолка, промывание — те процедуры, которые необходимо выполнить, чтобы соответствовать всем требованиям кашрута...

Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@  jewukr .org
© 2001-2003 Еврейская Конфедерация Украины - www. jewukr .org