«Еврейский Обозреватель»
ИЗРАИЛЬ
22/65
Ноябрь 2003
5764 Хешван

«ЕВРЕЙ У ПАНА»

СОФЬЯ РОН

На главную страницу Распечатать

Отец раввина Исраэля Айхлера сражался в ЛЕХИ. Сын, способный журналист и политик, - последовательный антисионист. Бывший коллега-оппонент Томи Лапида по популярной телепрограмме "Пополитика", Исраэль Айхлер выделяется среди парламентариев-харедим (ультраортодоксов, прим. ред.), да и среди нерелигиозных коллег, - нынешний состав Кнессета яркими личностями не богат. Руководство белзского хасидизма, к которому он относится, представляет самое "голубиное" крыло в мире харедим: поскольку с их точки зрения не следовало создавать еврейское государство, нет никакой проблемы отдавать территории. В конце 70-х Исраэль Айхлер переехал с женой в Ашдод, тогда город совершенно светский, и стал одним из основателей первого ультраортодоксального квартала. Айхлеры были тогда молодой парой, сегодня у них четырнадцать детей. На вопрос, сколько внуков, он, улыбаясь, отвечает, что точно не помнит.

Как раз в те годы белзские хасиды основали новую газету, "Ха-Махане ха-хареди" которую Айхлер возглавлял 23 года, пока не прошел в Кнессет. "Мы и есть настоящие евреи, - говорит он, - оправдываться нам не в чем, пусть остальные доказывают, что с ними все в порядке".

Путь Айхлера в Кнессет не был устлан розами. В 1988 году в мире ультраортодоксальной политики произошел раскол. Лидер литовского (то есть противостоящего хасидам) направления, "митнагдим", раввин Элиэзер Шах основал новую партию - Дегель ха-Тора. Поддержали ее и белзские хасиды, но Айхлер остался тогда за порогом Кнессета.

РАВВИН ШАХ И ТРОЦКИЙ

В 1992 году, когда победу на выборах одержала Авода, ультраортодоксы объединились в общий блок, и раввин Шах высказался против участия в правительственной коалиции. Белзские хасиды поддерживали Норвежские соглашения, но в списке снова места не получили.

- Вы считаете, что рав Шах допустил ошибку, когда не дал ашкеназам-харедим войти в правительство Рабина-Переса?

- Авода обещала харедим больше, чем Ликуд, и обычно была куда щедрее. Но раввин Шах еще помнил Троцкого. Когда он думал о партии Авода, у него перед глазами проходили Троцкий, Ленин, Евсекция. Он рассказывал, что в те времена сидел и изучал Тору с напарником, необычайно способным юношей. В город приехал Троцкий, и все евреи отправились его слушать. Тот юноша сказал: "Я тоже пойду, чтобы разбить Троцкого и не позволить ему влиять на нашу молодежь". Рав Шах сказал: "Не ходи", - но тот не послушался, ушел и в иешиву больше не вернулся. С правыми у раввина Шаха была проблема из-за их национализма, но он говорил, что харедим в своей массе тянутся к правым.

- Так он был прав в 1992 году?

- Во-первых, я вообще не имею права мыслить категориями "прав-неправ", когда речь идет о еврее, на протяжении ста лет непрерывно изучавшем Тору (раввин Шах скончался, когда ему было более ста лет). Во-вторых, нужно видеть вещи в перспективе. Возможно, и сейчас Вс-вышний сделал так, чтобы мы остались вне правительства, для того чтобы не быть частью светского государства.

- Вам хотелось стать депутатом?

В отличие от большинства парламентариев Айхлер не притворяется:

- Что значит, хотел ли я? Покажите мне кого-нибудь, кого притащили бы в Кнессет на аркане.

- Добрая половина фракции ШАС утверждает, что не хотели в Кнессет, да вот заставил рав Овадья. Да и в вашей фракции таких хватает. "Мы предпочли бы остаться в иешиве, но нас сюда послали..."

- Вы, конечно, знаете, что увлечение политикой - это вирус, так вот у меня он в крови. Я слушаю радио, читаю газеты и не могу остаться равнодушным, и так с детства. По крайней мере, в Кнессете у меня есть трибуна.

- Трибуна была у вас и на телевидении, и в прессе. Вы не думаете, что сегодня влиятельные журналисты сильнее политиков?

- Возможно. Но раз уж в Кнессет стремится попасть так много народу,   а  мест всего 120, значит, влияние есть. У нас в доме 24 квартиры, никто из жильцов не хочет заседать в домовом комитете. Но если бы я объявил, что в комитете только два места, и организовал две соперничающие группы, - ах, какие бы разгорелись предвыборные страсти!

И СНОВА О СЛУЖБЕ В АРМИИ

В канун выборов 1996 года белзский ребе дал хасидам инструкцию: на выборах главы правительства опустить в избирательную урну белый бюллетень, чтобы не голосовать за нерелигиозного кандидата.

- Но тот, кто не голосовал тогда за Нетаниягу, тем самым увеличивал удельный вес арабского сектора и способствовал победе Переса.

- Да, был и такой аргумент, но харедим очень скоро убедились, что Нетаниягу - это нехорошо для евреев. Не лучше всякого другого. Для харедим Шимон Перес был лучше Шарона и не хуже Нетаниягу. Разница между ними только политическая.

- Но Жаботинский распорядился в свое время, чтобы отделения "Бейтара" были закрыты по субботам.

- Это был тактический шаг. Движение "Бейтар" было мостиком к ассимиляции, "Мизрахи" (религиозные сионисты - С.Р.) - ручейком,  а  левые - морем.

- Но ваш отец сражался с англичанами в рядах ЛЕХИ.

- Да, в подразделении для харедим, и он почти единственный, кто остался религиозным. Впрочем, Хагана была еще хуже.

- Рав Овадья Йосеф сказал недавно, что мафдальники (другими словами, религиозные сионисты) заслуживают смерти, даже если накладывают ежедневно две пары тфилин. Что вы думаете по этому поводу?

- Наши мудрецы сказали, что если отступник упадет в яму, его не вытаскивают.  А  кто такой отступник? Тот, кто говорит: какая польза от изучающих Тору? Рав Овадья говорит, что те, кто утверждает, что ученики иешив ничего не дают стране, потому что не служат в армии, - отступники. Это не инструкция к действию. Это определение. Даже те, кто считает Израиль началом процесса избавления, должны видеть в иешивах род войск.

Тут мы начинаем классический спор по поводу службы в армии. "РАМБАМ, - говорю я, - считал, что на "заповеданную войну" выводят жениха из-под хупы, и изучающие Тору не освобождены,  а  оборонительные войны, которые ведет Израиль, относятся к этой категории".

- Да, но весь вопрос в том, сколько нужно солдат, говорит Айхлер. Я сторонник маленькой наемной профессиональной армии. И чтобы они сражались, как следует, до победы. Весь народ для этого не нужен. Вот если бы это была еврейская война, еврейская армия, еврейское государство...

- Вы хотите сказать, что не следовало создавать Государство Израиль?

- Я не знаю. Как-то раз я сказал одному религиозному сионисту: если сейчас придет Машиах - вы правы, если наступит катастрофа - прав я. Может быть, этим закончится государство - катастрофой. Если Всевышний сделает для нас чудо, как на протяжении этих 50 лет, - мы продержимся до прихода Машиаха. Если же Он поведет нас только естественным путем, через два года, ну, через пять лет государство будет уничтожено.

- Так вы признаете, что государство было создано при участии Вс-вышнего?

- Ясное дело, без Его участия ничего не происходит.

- В таком случае, участвовать в оборонительных войнах Израиля - это заповедь.

- Нет, нет. Проблема в том, что идет война культур. Когда я спрашиваю нерелигиозных, пошлют ли они своих детей в армию, если я буду начальником Генштаба,  а  все генералы - с пейсами, они говорят - ни за что. Они говорят, что тогда поднимут оружие против нас. Так пусть скажут нам спасибо, что мы не идем в армию.

- Почему бы харедим не создать собственные структуры - как йешивот-хесдер (где проходят службу религиозные солдаты)?

- Я очень люблю учащихся этих иешив, но это - сотрудничество со светской властью. Подход религиозного сионизма, подход сочетания - разрушительный подход.

- У меня два сына. Учатся в религиозной школе. Почему они должны служить в армии,  а  ваши дети и внуки - нет? Что это, если не дискриминация?

- Это не дискриминация. Вы сами выбрали такую дорогу. Отправьте их в иешиву, и они не пойдут в армию.

- Если все так будут поступать, как же может существовать государство?

- Может, евреи и не могут иметь государства, пока не придет Машиах. Главная задача начальника Генштаба и генералов - это оторвать евреев от еврейской традиции.

- В этом вы видите главную задачу Генштаба?!

- В этом задача системы. Отнять у народа веру. Этого хотел Герцль, и этого хочет Томи Лапид. Это и есть сионизм.

КРАСНАЯ ЧЕРТА? - В НЬЮ-ЙОРКЕ

"Поймите, нерелигиозные всегда будут преследовать религиозных - как харедим, так и поселенцев, - говорит Айхлер. Это - война культур. Эту цель преследуют и соглашения с Арафатом. Вы разберитесь с вашими религиозными,  а  мы разберемся с нашими. Поселенцев светские боятся даже больше, чем харедим, потому что харедим не претендуют на власть, но харедим они будут мучить и морить голодом. Ошибка их в том, что нет нерелигиозных арабов. Арафат не менее религиозен, чем религиозные у нас в правительстве".

- Но ведь вы же поддерживали соглашения с Арафатом!

- Мы готовы заплатить любую цену, чтобы избежать кровопролития.

-  А  конкретно? Например, отступление к границам 1967 года?

- Если нужно будет, хоть до Нью-Йорка.

- В обмен на мир вы согласились бы передать в арабские руки Стену Плача?

-  А  в чьих руках улица Шмуэль ха-Нави, не в арабских?! Арабы нас там взрывают и убивают, земля не в наших руках, это все фикция.

- Так что же, уезжать в Нью-Йорк?

- Может, и придется, если евреи не смогут здесь жить. Не факт, что в Нью-Йорке нас ждут. Но если бы сионисты знали, что прольется столько крови, не стали бы создавать государство. Сегодня нерелигиозные остаются здесь, только если они дураки или государственные чиновники. За что погибают нерелигиозные солдаты?

- Им следовало уехать в Нью-Йорк?

- Я этого не говорил.

ТОЛЬКО ФРАЕР ПЛАТИТ НАЛОГИ

- У "вязаных кип" большой процент - средний класс, у харедим большой процент - за чертой бедности. Может, ваше руководство в чем-то ошиблось?

- Как-то рав Штайнман сказал, что, возможно, бедность спасет народ Израиля. Но в любом случае, чего бы вы хотели - чтобы харедим были дровосеками и водоносами? Государственный сектор перед ними закрыт,  а  в частном их давят налоги.

- Остальные разве не платят налогов? Вы - депутат Кнессета и от налогоплательщиков получаете зарплату!

- Я - как еврей у пана, представляющий общину.

- Значит, Шарон - пан?

- Я этого не говорил. Шарон - еврей.

- Мэр Иерусалима - ультраортодокс. Евреи в панской Польше таких должностей не занимали.

- Пусть сионисты не учат меня любви к Эрец-Исраэль. Я - шестое поколение в Иерусалиме, здесь каждый камень наш, мы истинные дети Сиона, сионисты - пришельцы.

Публикуется в сокращении
"Вести-2", Израиль
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2003 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org