«Еврейский Обозреватель»
ГЛАВНАЯ
23/66
Декабрь 2003
5764 Кислев

ЗАСЛУШАВШИЙСЯ ИЗРАИЛЬ

МИХАИЛ ГОЛЬД

На главную страницу Распечатать

Если погрузиться в проблему достаточно глубоко, мы непременно увидим себя как часть проблемы

Аксиома Дюшарма

Среди разношерстной рекламной публики, назойливо сующей вам листовки с приглашением на очередную ярмарку-акцию-собеседование, уличные «Евреи за Иисуса» выделяются своей организованностью и чрезмерным энтузиазмом. Подмена понятий, использование традиционной еврейской символики и грандиозные фестивали «еврейской музыки и танца» — постоянные спутники евангелизационных кампаний «Еврейского голоса», «Слушай, Израиль» и прочих «несущих благую весть».

Спору нет, опасность, исходящая от иудеохристиан, велика, особенно учитывая количество заслушавшихся «Еврейским голосом» и десятимиллионный долларовый годовой бюджет подобных организаций по Украине. И мы (если позволительно употребить это местоимение по отношению к еврейской общине) с этой опасностью боремся...

При этом все борцы за правое дело старательно обходят одну неудобную проблему. Формулируемую, если сковырнуть коросту пропагандистских штампов, очень просто: «во имя чего к НИМ приходят» и «почему от НАС уходят» — зачастую всего лишь две стороны одной медали.

Позвонив однажды в дверь вашего покорного слуги (не поленились ведь, нашли адресок, да по морозцу...), евангелисты оставили своей предупредительностью двойственное впечатление. Отвергнув, разумеется, личное приглашение на шаббат (да еще с доставкой на дом), я прекрасно понимаю «начинающих евреев», которых подобная заинтересованность обезоруживает.

Улыбающиеся ВАМ лица, подчеркнутое внимание к ВАШИМ проблемам, заботливые, порой услужливые предложения помощи и индивидуальный подход, — против этого действительно тяжело устоять «пересичному» еврею, посетившему пару-тройку «своих» институций. «Бомбардировка любовью» — так, вполне официально, миссионеры называют «раскрутку» потенциального прихожанина. Поэтому у впервые переступившего порог мессианской «синагоги» создается впечатление, что эти, вчера еще незнакомые люди, — его лучшие друзья, у которых он найдет понимание и... моментальную (вплоть до материальной) поддержку.

Пускай это радушие — тысячу раз отработанный популистский прием. И приветливое выражение физиономий — результат кропотливой работы психологов, а общая атмосфера мессианских сект — пример грамотной отработки вложенных средств.

Но при виде у входа в крупные еврейские организации мальчиков-«секьюрити» с не тронутыми эмоциями лицами и челюстями, не знавшими улыбки, многие почему-то вспоминают радость (возможно, наигранную) от встречи с ним, новым «уверовавшим» в мессианской общине.

А если уж привратные «мальчики», судя по их поведению, принадлежат к некой высшей касте, что говорить о более крупной еврейской чиновней птице — тут и голос построже, и проблемы поважней твоей...

Безопасней, разумеется, метать громы и молнии во внешнего (хоть и опасного) врага, чем разгребать авгиевы конюшни нашего равнодушия и еврейского чванства. Такого привычного, что сверху его уж и не видно...

«Если бы журналист пришел к одному из ортодоксальных раввинов любого направления, он бы убедился, что его мечта — найти человека, сведущего в Торе, с которым можно поговорить по душам, легко осуществима, — пишет один уважаемый раввин в одной уважаемой газете. Он убедился бы в том, что большую часть времени раввин занимается решением личных проблем людей». Конец цитаты. Хотелось бы, конечно, принять желаемое за действительное, да то ли о другой какой стране речь, то ли... К сожалению, многие «должностные» раввины (не только ортодоксального направления) и не только раввины, а иногда и просто «крышевые» и «региональные» евреи давно уже не заняты «разговорами по душам» и «решением личных проблем людей». Зато решение личных проблем превратилось в приманку многочисленных сект, а циничные спекуляции на человеческой беде — в обещания чудесного исцеления после принятия Царства Божия. И не к Иисусу ведь в большинстве своем идут люди, а за человеческим теплом и от отчуждения и неприкаянности.

Есть у иудеохристиан приверженцы и совсем другого сорта, в отличие от «разочарованных» уже отлично усвоившие правила национальной игры. Во многом благодаря этим «ситуативным евреям» нас по последней переписи всего 104 тысячи, переписчик ведь за указание правильной национальности гуманитарку не даст и детей в лагерь не отправит. Вот и приходится сосать от двух маток — надевая кипу в синагоге и послушно внимая историям о Спасителе в иудеохристианской общине. И кого после этого называть обманутыми? Посмеивающихся в кулачок хитрованов, прекрасно знающих, что Машиах, о котором ему только что толковали — не кто иной, как Мессия-Спаситель, а Иешуа — да, да...

Кто в настоящем недоумении — так это «средний» украинец, который никак не уразумеет разницу между евреями и... «бывшими» евреями, а строго говоря, вовсе не евреями. Ибо на протяжении всей нашей многовековой истории еврей, принимавший другую веру, переставал быть членом общины. Впрочем, к таким и у многих христиан отношение было соответствующее, иначе откуда все эти «Жид крещеный, конь леченый, вор прощеный — одна цена» и т.  д . и т.п. Да что там «средний», если даже в Комитете по делам религий мессианскую газету «Бсора това» («Благая весть») поначалу включили в еврейские СМИ, потом, правда, быстро разобравшись, что к чему, исключили. Между прочим, «ловцы заблудших овец Израиля» именуются отныне — Христианское евангельское общество «Евреи за Иисуса». Теперь, по идее, ни у кого не должно остаться сомнений, «кто есть ху» на религиозном перепутье и в каком направлении движется свернувший в ту или иную сторону. Внесение этой ясности — одно из главных достижений антимиссионерской кампании. Дело за малым — за укреплением доверия к традиционным еврейским институтам. Ведь от добра добра не ищут. Иначе поиски счастья на стороне будут продолжаться, даже с риском так и остаться в этой самой «стороне» — от себя, своего народа, своего так и не узнанного еврейского прошлого и так и не наступившего еврейского будущего...

Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2003 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org