«Еврейский Обозреватель»
ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС
23/66
Декабрь 2003
5764 Кислев

СОЗДАЮЩИЕ ПРАЗДНИК

МИХАИЛ ФРЕНКЕЛЬ

На главную страницу Распечатать

Этой недели Яна и Борис Яновер ждут целый год. Впрочем, нет. Не ждут. События, происходящие в эти несколько дней, они готовят и лелеют. Вот уже четыре года они делают "Клезфест в Украине" праздником еврейской музыки, надолго запоминающимся и участникам, и зрителям. Да и всю свою жизнь они теперь разделяют на две части - до "Клезфеста" и вместе с ним.

- Было время, - рассказывают Яна и Борис, - когда наши познания в еврейской музыке ограничивались только одной мелодией.

- "Семь-сорок"?

-   А  какой же еще. Это был удел многих из нас, кто рос в годы, когда еврейская культура, мягко говоря, не поощрялась.

-  А , говоря менее мягко, помню, что со времен Шестидневной войны,  а  именно с 1967 года, исполнять еврейские мелодии было запрещено даже в ресторанах, не говоря уже о радио или телевидении. И все это в рамках "борьбы с сионизмом".

- Наверное, все мы были жертвами этой "борьбы". И уже во времена независимой Украины нам вначале пришлось самим пробиваться к истокам музыкальной культуры нашего народа,  а  уже затем знакомить с ней других.

И вот сегодня (Яна смеется - Авт.), моя мама шутит во время телепрограммы "Аншлаг", что я для наших клезфестовцев такая же "бандерша", как Дубовицкая для своих артистов. Да, мы и сами к нашей руководящей роли в "Клезфесте" относимся со здоровой иронией. Мы сами не играем, не поем. Наша роль - объединить тех, кто это умеет делать очень хорошо. Обеспечить им условия для роста творчества, подружить. И уже сегодня у нас на "Клезфесте" поют, играют, учатся друг у друга и дышат воздухом творчества очень талантливые люди. Этого мы и хотим, этого мы и добиваемся.

- Словом, как пишут в газетах, идет возрождение культуры.

- "Возрождение" - это любимое слово наших функционеров.

-  А  "крышевые структуры"?

- Тоже. Но сейчас мы о другом. Так вот. Мы считаем, что ныне происходит уже не "возрождение",  а  формирование новой ашкеназийской культуры на старых корнях.

- Интересное мнение. Но оно явно диссонирует с популярным в еврейском движении мнении, что никакой другой еврейской культуры, кроме ивритской, ныне быть не может.

- Не можем с этим согласиться. Сегодня наши клезфестовцы уже не только исполняют и аранжируют традиционные мелодии, но и пишут новые музыку и тексты. От нашего старейшины Аркадия Гендлера до самых юных - все клезфестовцы пребывают в состоянии творческого развития.

И нам вообще не нравится противопоставление идишистской культуры ивритской. Его в свое время придумали некоторые израильские политики, боявшиеся, что идиш не даст развиваться ивриту как живому разговорному языку. Но этого не произошло. И сегодня, надеемся, не произойдет обратного - ивритская культура окончательно не вытеснит идишистскую.

-  А  вы не выдаете желаемое за действительное? Ведь любая культура жива, пока у нее есть потребитель. Об идишистской литературе было метафорически сказано, что ее читателей убил Гитлер,  а  писателей - Сталин. Образно говоря, вы воспитываете новых "писателей" клезмерской музыки, но есть ли широкая аудитория для нее?

- Есть и будет. Мы считаем, что именно музыкальная культура, в первую очередь, благодаря эмоциям впитывается легче всего. И дело даже не в том, что на последнем "Клезфесте" были исполнители, которые пели, скажем, одну песню сразу и на идише, и на иврите, и на русском. Просто мы уже убедились в том, что клезмерские концерты собирают заметно большую аудиторию, чем, например, литературные чтения. Нет, мы не за то, чтобы упрощать культуру. Мы за то, чтобы приобщать к ней как можно большее число людей.

Кроме того, клезмерская музыка сегодня популярна в мире и среди неевреев,  а  потому еще и способствует межнациональному взаимопониманию.

- Значит, вы считаете, что публика есть и будет?

- Проблем собрать зрительный зал нет. Но наша задача - воспитывать у людей вкус к хорошей музыке и уважение к национальной культуре.

- Давайте уточним. Аншлаг в зале - это когда, как принято сейчас в общине, концерт бесплатный,  а  если платный?..

- Хороший вопрос. И ответ на него есть. Но сперва хотелось бы поблагодарить тех, кто пришел к нам на помощь в самом начале клезфестской эпопеи. В первую очередь это Фонд развития еврейских общин в России и Украине и его исполнительный директор Мартин Хорвиц. Это наш генеральный спонсор, есть и другие.

К слову, мы благодарны Мартину не только за финансовую поддержку. Он человек, выросший на идишистской культуре, всегда был нам добрым другом и учителем на клезфестском пути.

 А  теперь возвратимся к вопросу об аншлаге на платном концерте. Мы считаем, что уровень многих исполнителей, приезжающих на "Клезфест", уже таков, что они вполне могли бы собирать полные залы на платных "мероприятиях". Но здесь у нас еще немало организационных проблем.

- Я помню, после первого "Клезфеста" была идея, которая пока, по-моему, так и не осуществилась, - ездить с концертами по городам и весям.

- Между нами постоянно идут дискуссии - кто должен помогать еврейским музыкантам вне клезфестов. Нужна ли какая-то определенная структура, продюсерские центры или конкретные импресарио.  А  может, артист должен сам заниматься своим промоушеном. В этом году у нас на "Клезфесте" прочитал курс лекций Джеф Перельман. Он много интересного рассказал о менеджменте в шоу-бизнесе. Хотя мы считаем, что музыкант должен играть.  А  его раскруткой должен заниматься кто-то другой. Большая часть собирающихся на "Клезфесте" исполнителей не живет в крупных городах. И они на протяжении многих лет играют для узкого круга публики - они выступают в общинах.  А  общины сегодня живут не на самоокупаемости,  а  на спонсорскую поддержку. Поэтому все эти музыканты работают как бы за определенную зарплату или поддержку и обслуживают в основном общинные мероприятия. И понятно, что кураторы данной общины не могут заниматься их промоушеном в другом городе. Так что единственное средство музыкантов поддержать друг друга - пригласить товарища участвовать в общих концертах.

Но мы говорим сейчас о другом. Все наши четыре клезфестовские семинара были тематические. Прошлогодний, например, был посвящен еврейской свадьбе. И многие музыканты после этого стали больше играть на свадьбах, днях рождений, других праздниках. Но мы надеемся, что нам все же удастся создать для еврейских музыкантов биржу, куда будут обращаться еврейские организации и приглашать музыкантов из разных регионов Украины, России, СНГ.

Возможно, мы сможем организовать продюсерскую структуру, которая поможет и организациям приглашать к себе лучших музыкантов,  а  им выступить на лучших площадках и перед самой изысканной публикой. Мы полагаем - здесь взаимная выгода.

Кроме того, в шоу-бизнесе сегодня на разных его уровнях присутствует понятие формата. В нем много составляющих. Это и имидж, и репертуар, наличие собственных афиш, умение преподать себя. Опыт последнего "Клезфеста" показал, что у нас уже появились музыканты, профессионально готовые выступать не только на праздники в еврейских общинах или перед подопечными хеседов, но и в элитных клубах. Клезмерская музыка многослойна. Это ведь не только "Тум-балалайка" или те же "Семь-сорок". Это еще и сложная и мощная импровизационная музыка. Она сродни джазу, который тоже по своей сути является фолком - но только негритянским.

- Ну почему же лишь афро-американский. "Саммер тайм" еврея Гершвина - одна из самых популярных джазовых мелодий.

В свою очередь мелодия "Семь-сорок" в сознании многих давно уже перестала ассоциироваться как чисто еврейская. В одном из рассказов Евгения Евтушенко, помнится, есть фраза о том, что "Семь-сорок" в России танцуют даже антисемиты.

- Ну, насчет антисемитов не знаем. Но у нас в этом году была забавная история с Джефом Перельманом. За неделю до "Клезфеста" был идишистский семинар в Пуще-Водице. И Джеф, читавший там лекции, вечером вышел погулять на улицу. Утром он нам говорит: "Скажите мне, пожалуйста, санаторий "Дюбек" - это, очевидно, не единственное место, где евреи проводят семинары?". " А  почему ты об этом спрашиваешь?", - говорим мы. Он и отвечает: "Я вчера вышел на улицу погулять и услышал, как в одном из санаториев очень громко играют "Семь-сорок". Мы рассмеялись: "Джеф, учти, в Украине совершенно не обязательно, чтобы это были евреи".

- Смех-смехом. Но действительно наблюдается забавная тенденция. Еврейские мелодии сегодня играют ансамбли, одетые в украинские национальные костюмы. И даже хор МВД очень лихо исполняет песнь о ребе. Насколько я знаю, есть такая тенденция и на "Клезфесте"...

- Да, имеется. Более того, в нынешнем году впервые мастер-классы было доверено вести постоянным участникам наших семинаров Гене Фомину из Харькова и винничанке Наташе Касьянчик. По крови они не евреи, но душа у них при звуках клезмерских мелодий поет. Наташа при этом играет на совершенно "не еврейском" инструменте - домбре. Но она так играет еврейские мелодии, что в зале равнодушных не бывает.

- Согласен. Выступления Наташи всегда одна из эмоционально высоких точек концертов "Клезфеста". Да и вообще, наверное, справедливо суждение, что у клезмерских музыкантов - одна группа крови, кем бы они по рождению ни были.

- Наши "Клезфесты" тому полное подтверждение.

- Вы сказали: наши.  А  есть ведь еще петербургский "Клезфест". У вас нет конкуренции с его организаторами?

- Нет, ни ревности, ни конкуренции. Мы делаем общее дело, и чем больше будет клезмерских фестивалей, тем лучше. Многие музыканты, которым удается найти спонсора, участвуют и в Санкт-Петербурге, и у нас. Наши личные отношения с организаторами петербургского фестиваля Ликой и Аликом Френкель - они тоже семейная пара - хорошие. Мы встречаемся не только во время клезфестов, но и на каких-то других тусовках, общаемся, обмениваемся мнениями. И, возможно, дальнейшим шагом будет то, что наш "Клезфест" поедет в гости в Питер,  а  их приедет к нам. К слову, нам уже удалось после одного из клезфестов свозить наших артистов в Таллинн.  А  еще одну группу в Лондон, кроме того, участники украинского "Клезфеста" выступали во многих городах США.

Так что нас уже знают в мире. И здесь спасибо и тем, кто нас поддерживает информационно. Это и ты, Миша, и Ольга Стельмашевская, и другие журналисты. Мы ведь и не скрываем, что известность нам нужна. В мире искусства без нее никак нельзя. Вот только важно, для чего ты жаждешь известности.

- Ну да. Самое время вспомнить знаменитое: "Любите искусство в себе,  а  не себя в искусстве".

- Суть не в словах,  а  в том, как ты понимаешь свое призвание. Как относишься к делу, к коллегам. Вот у нас на "Клезфесте" никакой "дедовщины". У нас все - звезды. Приехал ты из Америки или из райцентра - все равны. И люди это ценят. Поэтому недостатка в желающих участвовать в нашем "Клезфесте" еще ни разу не было. И очень хочется, чтобы наша дружная клезфестовская семья росла с каждым новым фестивалем.

- "Клезмерскому роду - нема переводу..."

-  А  почему бы и нет. Хорошее должно продолжаться как можно дольше...

 А  правда, пусть продолжается хорошее.

И снова так будет: в зрительном зале погаснет свет,  а  на сцене загорятся огни рампы. И начнется праздник еврейской музыки, праздник, главными именинниками на котором будут они - Яна и Борис Яновер - люди, его создающие...

Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2003 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org