ОТЛИЧНИЦА
Магда Геббельс олицетворяла в Третьем рейхе идеал немецкой женщины. Красивая и образованная, убежденная сторонница идей национал-социалистической партии, она во всем разделяла взгляды своего мужа, министра пропаганды Германии и гауляйтера Берлина.
Мать семи детей, Магда Геббельс была первой награждена «Почетным крестом немецкой матери». Этот орден, приравненный к высшим военным наградам, был утвержден Гитлером в 1938 году. Нацистская пропаганда называла Магду немецкой «супер-матерью». По словам актрисы Анне-Лизе Улиг, хорошо знавшей немецкое высшее общество, Магда по праву играла роль первой дамы Третьего рейха. Никто из женщин не был на официальных приемах и встречах ближе к Гитлеру, чем она.
Фамилию Геббельс Магда носила меньше четырнадцати лет из своих неполных 44-х лет жизни. Те, кто знал Магду как фрейлен Беренд, фрейлен Фридлендер, фрейлен Ритшель или фрау Квандт, вряд ли могли предположить, что она станет верной последовательницей главарей нацистской Германии. Она могла остаться супругой одного из богатейших промышленников Германии, могла оказаться невесткой американского президента или стать женой и соратницей видного сиониста и одного из основателей Государства Израиль. Но она сделала иной выбор и закончила свою жизнь рядом с величайшими преступниками XX века.
Магда родилась в ноябре 1901 года и была незаконнорожденной дочерью 20-летней Августы Беренд. Отец девочки — инженер Оскар Ритшель — вскоре женился на Августе, но спустя пару лет родители Магды развелись. Девочка осталась на фамилии матери. Отец до самой смерти в 1941 году старался сделать все, чтобы его дочь ни в чем не нуждалась.
Привлекательная мать Магды быстро нашла нового мужа — состоятельного фабриканта и торговца Рихарда Фридлендера. На еврейское происхождение Рихарда в те годы никто особого внимания не обращал. Только спустя 25 лет оказалось, что быть евреем в Германии смертельно опасно. Подробности жизни и гибели Фридлендера стали известны совсем недавно.
Рихард Фридлендер стал для Магды фактически отцом. Магда отвечала ему искренней любовью. И когда через десять лет Августа и Рихард развелись, девочка, желая сделать отчиму приятное, взяла его фамилию и стала Магдой Фридлендер. А отчим продолжал заботиться о Магде и после развода.
МИЛЛИОНЕРША
После окончания гимназии Магда Фридлендер поступила в 1919 году в престижный пансион в Хольцхаузене. Девушка выделялась среди сверстниц успехами в учебе и независимыми манерами. Однако учеба в пансионе продолжалась всего одну осень. Случай изменил все планы.
Зимой 1920 года 18-летняя студентка возвращалась после каникул в пансион и в купе поезда познакомилась с представительным мужчиной. Это был Гюнтер Квандт, один из самых богатых немецких предпринимателей.
Через три дня Квандт с букетом цветов стоял у дверей квартиры Магды, а еще через несколько месяцев состоялась помолвка мультимиллионера и студентки. По требованию будущего мужа Магда сменила католическую веру на протестантскую, а вместо еврейской фамилии отчима — Фридлендер взяла фамилию отца — Ритшель. В январе 1921 года состоялась свадьба Магды и Гюнтера Квандт, в ноябре того же года появился на свет Харальд, единственный ребенок от этого брака.
Семейная жизнь с Квандтом быстро разочаровала Магду. Миллионер оказался скучным, лишенным юмора и мелочным человеком. Муж жил по строгому распорядку, в котором не было места праздникам, блестящим приемам, светским раутам. Развод назревал, но был отложен из-за поездки супругов в Америку.
В Нью-Йорке Магда блистала в лучших салонах и завоевала немало поклонников. Среди них был и Герберт Гувер, племянник американского президента, не раз предлагавший Магде руку и сердце. Однако это предложение Магда не приняла даже после развода. Оказаться в новой золотой клетке, быть декоративным придатком знаменитого мужа она больше не желала.
После возвращения домой отношения между супругами еще больше обострились. Утешение Магда нашла в новой любви. Ее другом на этот раз стал ровесник, с которым она была знакома еще со школьных лет.
В свете последующей жизни Магды ее любовь, послужившая поводом для развода с Квандтом, кажется настолько невероятной и поразительной, что в первой биографии Геббельса любовник его будущей супруги был скрыт под псевдонимом «студент Ганс».
СИОНИСТКА
Таинственным «студентом Гансом» был Хаим (Виталий) Арлозоров, посвятивший свою жизнь образованию Государства Израиль и не доживший 15 лет до дня, когда его мечта воплотилась в жизнь.
Хотя отчим Магды Рихард Фридлендер был не очень религиозным человеком, все же с его помощью маленькая католичка Магда получила первое представление об иудаизме и о немецком еврействе, сильно к тому времени ассимилированном. Но по-настоящему погрузиться в мир еврейской жизни и еврейских проблем Магде помогла встреча с семьей Арлозоровых. Косвенной причиной этой встречи стала Первая мировая война. После объявления войны немецкие граждане Фридлендеры, в начале века переехавшие в Бельгию, стали в стране нежелательными персонами. Семья вынуждена была вернуться в Берлин. Примерно в это же время в немецкой столице оказалась и семья Арлозоровых, еще в 1905 году бежавшая в Кенигсберг от еврейских погромов в Украине, а с началом войны перебравшаяся в Берлин.
Для 13-летней Магды Фридлендер и 15-летнего Виталия Арлозорова началась новая жизнь — оба они в Берлине чувствовали себя беженцами. Магда поступила в гимназию, где ее ближайшей подружкой стала Лиза Арлозорова, младшая сестра Виталия. В открытой и гостеприимной семье Арлозоровых Магда нашла то душевное тепло и чувство безопасности, в котором так нуждалась.
Сам Виталий посещал берлинскую гимназию имени Вернера фон Сименса. Эта школа отличалась высоким уровнем обучения и приверженностью современным методам педагогики. Заметную часть учеников составляли еврейские дети. Несмотря на то, что немецкий не был его родным языком, Виталий стал одним из первых учеников, редактором ежемесячной школьной газеты «Вернер–Сименс–Блеттер».
В сочинении по немецкой литературе в 1917 году гимназист Арлозоров написал: «Я еврей и горд этим. Я не чувствую себя вполне немцем и никогда этого не скрывал. Я ощущаю, что во мне живет так много Востока, так много раздвоенности, так много поиска целого, чего нет у нормального немца».
Вокруг Арлозорова образовался кружок сверстников, не только евреев, которых он увлек своими рассказами о будущих еврейских поселениях на Святой Земле. Кружок назывался «Тикват Цион». Среди тех, кто с восторгом слушал Хаима, как теперь стал называть себя Виталий, была и Магда Фридлендер. Ее всегда привлекали мужчины, отличавшиеся целеустремленностью и решительностью. Скоро Магда стала носить кулон в форме шестиконечной звезды и мечтать о дне, когда вместе с друзьями она отправится возрождать еврейскую государственность на палестинской земле.
Этим мечтам не суждено было сбыться. Пути Магды и Хаима разошлись. Хаим женился, и в 1924 году с женой и дочкой переехал в Палестину. Он стал одним из ведущих деятелей сионистского движения, много ездил по миру, представляя новую родину на различных конгрессах, съездах и международных совещаниях. Арлозоров вместе с будущим президентом Израиля Хаимом Вейцманом организовал социалистическую партию МАПАЙ и стал ответственным за внешнюю политику Еврейского агентства.
Во время одной из поездок Хаима в Берлин в 1928 году школьные друзья встретились, и былая юношеская влюбленность обернулась сильным чувством для обоих. Магда вновь прониклась увлеченностью своего друга юности. Их встречи продолжались вплоть до 1931 года, когда Магда уже готовилась выйти замуж.
Журналистка Белла Фромм, хорошо знавшая Магду в те годы, рассуждала, как бы сложилась жизнь Магды, если бы она не встретила Геббельса: «...в каком-нибудь кибуце в Палестине с оружием в руках и стихом из Торы на устах».
Последняя встреча Магды и Хаима произошла 12 августа 1931 года, о чем есть запись в дневниках Геббельса. Объяснение влюбленных было драматичным: Хаим Арлозоров даже пытался застрелить Магду или застрелиться сам. Пуля, однако, осталась в дверном косяке, никто не был ранен. Это была последняя точка в сионистских мечтах Магды. Она окончательно выбрала другой путь.
Когда Гитлер был уже у власти и Геббельс получил министерский портфель, Хаим Арлозоров опять был в Берлине, чтобы помочь еврейской эмиграции из нацистской Германии. Он попытался через свою бывшую возлюбленную получить аудиенцию у немецких властей и по телефону просил Магду о встрече. Магда решительно отказалась, понимая смертельную опасность для них обоих. Хаим вернулся в Тель-Авив и через несколько дней был застрелен неизвестными на глазах у своей жены. Убийц так и не нашли. Большинство считало убийство делом рук еврейских экстремистов, недовольных контактами Арлозорова с нацистами. Споры о том, кто убил Арлозорова, не затихают и по сей день. Версия, что это были агенты Геббельса, выглядит достаточно правдоподобно. Внезапная смерть любовника Магды сохраняла в тайне сионистские увлечения жены гауляйтера Берлина. Такого же мнения была и сестра убитого Лиза. Боясь преследований, она рассказала о своих подозрениях только незадолго до смерти.
|