«Еврейский Обозреватель»
ЕВРЕЙСКАЯ УКРАИНА
24/67
Декабрь 2003
5764 Кислев

ИЗРАИЛЬСКАЯ ЯХТА В ПЛЕНУ УКРАИНСКОЙ ТАМОЖНИ ИЛИ ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

ЭДУАРД ДОКС

На главную страницу Распечатать
Когда воротимся мы в Портленд,
нас примет родина в объятья...
Да только в Портленд воротиться,
нам не придется никогда!
  Б .Окуджава, «Пиратская лирическая»

Более двух месяцев тому назад Николаевский суд принял решение, согласно которому признаны незаконными действия таможни города, которая заблокировала 26 августа израильскую яхту «Оберон» в порту Очаков, и обязал таможню немедленно разрешить судну следовать своим курсом.

На языке украинской Фемиды истечение месячного срока после заседания суда означает вступление решения в законную силу. Невыполнение решения суда — это уголовное преступление. Тем не менее Николаевская таможня отказалась вернуть капитану-судовладельцу его документы. По истечении месячного срока таможня направила в апелляционный суд Николаева апелляцию. А 28 ноября таможенники изъяли саму яхту и выгнали ее владельца с территории порта.

В конце августа представители Николаевской таможни изъяли у капитана яхты Юрия Деркача документы, выданные Министерством транспорта Израиля: сертификат на право собственности и регистрацию судна, а также судовой билет. Таможня требует заплатить пошлину в размере 60% оценочной стоимости «Оберона» в качестве необходимого условия пребывания яхты в территориальных водах Украины. Таким образом, 56-летний капитан, не имея возможности оставить судно в безопасном месте, вынужден жить на яхте, заблокированной в Очакове. 28 ноября таможенники насильно подняли яхту на берег вместе со всеми вещами, а капитана заставили покинуть порт при помощи сотрудников милиции.

Яхту гражданин Украины Юрий Деркач приобрел в Израиле, где проживает его брат. Юрий находился в стране по долгосрочной визе и ходатайствовал о получении им гражданства, согласно Закону о возвращении. По словам Деркача, когда перед отплытием решался вопрос о присвоении «Оберону» израильского флага, оказалось, что МВД Израиля подтверждает право Деркача на гражданство, однако получить его он не успел. Министерство транспорта Израиля снабдило «Оберон» израильским флагом, а судовладельца — необходимыми документами. Поэтому капитан отправился в плаванье с украинским паспортом, но под израильским флагом. (Именно это и стало причиной ареста судна.) Деркач планировал отремонтировать «Оберон» в Киеве, заодно забрать оставшиеся там документы, после чего вернуться в Израиль морским путем. В то же время Деркач стоически относится к ситуации, в которую попал и мечтает стать первым мореплавателем, который войдет в Киев под израильским флагом.

Юрий, как настоящий моряк, не бросал корабль, пока его не изгнали насильно. Само путешествие через Кипр и Турцию было нелегким и длилось два месяца. Юрий рассказывает о сильных ветрах в Эгейском море, сломавших мачту и значительно задержавших ход судна. Отважный капитан, преодолев все морские стихии и опасности, не может преодолеть действия николаевских таможенников, игнорирующих международные конвенции и решения украинского суда. Как уже отмечалось, еще 17 октября Николаевский суд обязал вернуть капитану документы. Однако, Николаевская таможня продолжает игнорировать это решение.

Выход из территориальных вод Украины таможня допускала исключительно с выплатой пени. Но, согласившись на это, капитан, по мнению его адвоката, перечеркнул бы решение суда и превратился бы в крупного должника таможни. Яхта не готова к зиме, а Очаков относится к категории портов, замерзающих в зимнее время.

За время ареста «Оберона» в Очакове шлюзы на Днепре закрылись на зиму, и даже если яхта будет освобождена, Киев для нее недосягаем, по крайней мере, до весны. Поэтому в случае положительного разрешения ситуации Деркач намерен отвести яхту в Николаев, где есть возможность безопасно перезимовать.

Юрий Деркач обратился в израильское посольство, а затем в министерство юстиции Украины на предмет содействия в исполнении таможней судебного решения, однако ответа ниоткуда так и не последовало. Заместитель главы миссии израильского посольства в Киеве советник Ирис Сапир сообщила, что, поскольку Деркач не является гражданином Израиля, посольство не считает возможным вмешиваться в эту историю.

Заместитель начальника Николаевской таможни Юрий Мороз заявил нам, что НЕ ВИДЕЛ судебного постановления. Удивительное явление, принимая во внимание то, что приговор суда был оглашен в присутствии представителя таможни и письмо от судебного исполнителя доставили таможенникам. По убеждению Ю.Мороза, согласно Таможенному кодексу Украины, гражданин Украины не имеет права на беспошлинный ввоз имущества стоимостью выше 200 евро, для иностранцев же этой проблемы не существует. Однако суд признал яхту временно ввозимым на территорию Украины средством, а изъятие документов и требование выплатить пошлину — незаконными. Таможня, конечно, обязана выполнять решение суда. Но отсутствие механизма судебных исполнителей или нежелание этих исполнителей его запускать позволяет таможенникам заявлять, что если в течение 6 месяцев за яхту не будет внесена пошлина, судно перейдет в собственность государства.

В службе судебного исполнения Деркачу сообщили, что не могут выполнить решение суда, так как таможня подала апелляцию, чем приостановила выполнение решения. Назначенное на 1 декабря заседание суда было в очередной раз отложено. За это время немалые средства ушли и продолжают уходить на стоянку, топливо, услуги адвоката, транспорт, питание и прочие расходы. А решение суда так и не выполняется.

Журнал «Корреспондент» № 28 (67) в статье «Жизнь на плаву» пишет: «Яхтинг дает возможность украинцам свободно пересекать моря, невзирая на границы. Ведь международные соглашения о торговом флоте открывают владельцам таких судов двери в любые порты мира. К ним относятся, как к представителям элитного туризма, и поэтому зачастую им даже не нужна виза».

Согласно Закону Украины «О порядке ввоза в Украину, таможенном оформлении и налогообложении личных вещей, товаров и транспортных средств, которые ввозятся гражданами на таможенную территорию Украины»: «Иностранная яхта, которая принадлежит физическому лицу-нерезиденту и находится в Украине с целью временного пребывания, во время пропуска через государственную границу декларируется под обязательства о ее отбытии из Украины». По закону гражданами-нерезидентами являются также и граждане Украины, имеющие постоянное место жительства за пределами Украины. А порядок пропуска яхт через государственную границу, установленный Кабмином 29 августа 2002 года, даже не предусматривает предъявления таможне судового билета и сертификата на право собственности судна, не говоря уже об их изъятии. Поэтому в данной ситуации налицо целый ряд странных действий Николаевской таможни.

Впрочем, как уже отмечалось, представители этого ведомства не руководствуются ни международными соглашениями, ни украинским законодательством. Вероятно, вся эта история отобьет желание и у украинских, и у иностранных яхтсменов посещать Украину, где их судно могут «взять на абордаж».

А пока судебные инстанции будут разрешать коллизии, сам предмет спора — яхта «Оберон», похоже, будет окончательно разрушена надвигающимися морозами. (При ее подъеме на берег капитану даже не позволили слить воду из радиатора. В случае ее замерзания будет поврежден двигатель.). Интересно, на кого в этом случае будет возложена юридическая ответственность за поломку судна?

Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2003 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org