«Еврейский Обозреватель»
ПОЛЕМИКА
24/67
Декабрь 2003
5764 Кислев

РОССИЙСКАЯ КОНСПИРОЛОГИЯ

АЛЕКСАНДР ШТЕРН

На главную страницу Распечатать
Славянофильство —
история двух-трех гостиных в Москве
и двух-трех дел в московской полиции.
Василий Ключевский

Что происходит в России? Естественная реакция на слишком быстрое изменение общественных отношений или очередной этап передела собственности? Реставрация тоталитарных порядков или борьба новых элит? Попытка «государственников» сцементировать страну или прелюдия к окончательному распаду? Но что бы ни делалось, Россия остается верна себе, и сегодня безраздельному правлению Кремля могут угрожать только внутренние дворцовые бури. Народ это, похоже, устраивает, и — будь то «заговор силовиков» или «происки толстосумов» — отсутствие пристойного гражданского общества гарантирует стране неприятности, в которых будут виноваты все, кроме него самого. Но попробуем по порядку.

Заговор, неявное для окружающих действие, направленное на получение преимущества, — универсальный признак организованных сообществ. Нынче немодно и даже считается нехорошим тоном объяснять экономические и политические повороты и перевороты новейшей истории конспирологическими причинами. К тому же у нас стойкая аллергия на «сионских мудрецов». Однако очевидная фальшивка вовсе не отменяет тенденции, а сама вера сотен миллионов людей в ее существование доказывает, что человеку присуще строить заговоры.

Существует только два способа изменить соотношение сил, если ты им недоволен: вступить в прямое столкновение или перехитрить конкурента. Можно даже сказать, что механизм естественного отбора работает по двум этим направлениям — выживают самые сильные и решительные особи, но и самые предусмотрительные или, к примеру, плодовитые. Те, кто идет напролом, но и те, кто расставляет ловушки. Иначе мир был бы уже давно населен только бескомпромиссными бойцами и «белокурыми бестиями». Но даже экстравагантный Ницше признавал, что «будущий сверхчеловек должен всегда иметь своего дракона» — противника и противовес во имя гармонии мироздания.

ВОЛЬНЫЕ КАМЕНЩИКИ

Слово «заговор» автоматически корреспондируется со словом «масоны», собирательно обозначающим достаточно древний институт параллельной власти. Наверняка, многие читатели имеют весьма неопределенное представление об этой группе религиозных и общественных организаций, скрытых за полумистической пеленой.

Масонские ложи существуют сегодня во многих странах, и Израиль не исключение. Восходит ли их происхождение к древним эллинам или к людям эпохи Ноева ковчега, сказать трудно, ибо даже история основоположника современного масонства — Лондонского клуба конца XVII века — темна и запутанна. Известно только, что первоначально цели масонов были просты: взаимопомощь в противодействии произволу светской и религиозной властей, поддержка слабых и больных членов ордена. Но уже в следующем поколении у движения появилась «духовная составляющая». Европейская интеллигенция — от алхимиков до любителей евангелических апокрифов, от новых крестоносцев до философов-утопистов — искала выход ментальной активности наступающего галантного века. А дальнейшее знакомо немного лучше — прямая дорога в полутайное и почетное реформаторство, устрожение внутренней дисциплины, непререкаемая иерархия и формирование «механизмов влияния» на истеблишмент и общественное мнение.

Что касается России, расцвет лож пришелся на XIX век — период ее окончательного государственного и духовного оформления. Любопытны названия организаций этого рода: «Ложа Палестины», журнал «Сионский вестник», «Группа изучения Соломоновых наук». Не оттуда ли вытащили «хвост жидомасонства» все перепутавшие посткоммунистические идеологи? Уже тогда, по свидетельству очевидцев, «четверо управляющих петербургскими ложами были призваны к министру полиции и спрошены, желают ли они, чтобы братства перешли под покровительство полиции. Покровительство могло быть даровано лишь при полном ему, министру, подчинении. Однако если они на это не согласны, но готовы предоставлять все сведения о деятельности своих лож, они будут просто терпимы. Выбор управляющих ложами остановился (в тот момент — А.Ш.) на втором предложении»... После этого Великая Директоральная ложа разослала циркуляр, в котором, среди прочего, «сочеловеки» уступили место «соотечественникам», а порядок клятв новообращенных объявлялся следующим: «Первая — Богу, вторая — Отечеству и Государю». Знаменитое триединство усилиями силовых структур было восстановлено.

Так на смену «Слову и Делу» XVI–XVIII веков, тайному политическому сыску, построенному на круговой поруке и доносительстве, приходит благонамеренное масонство. Что и говорить, традиции «вольномыслия по-российски» имеют старинное происхождение.

Теперь пример из недавней жизни.

Кажется, в 1988 году появилась в Ленинграде своя «Стена плача». Для тех, кто не знает: часть Невского вдоль Гостиного двора, которая поначалу была местом встречи организованных патриотов, а потом — постоянно действующей выставкой-продажей соответствующей печатной продукции. Антисемитизм и «народность» в ее содержании гарантировались. Вообще-то подлинной самодеятельности масс было маловато, чувствовалась направляющая рука КПСС и «комитета». Это позже они будут создавать карманные партии и шельмовать старыми связями церковных иерархов, а тогда пробавлялись пакостями вроде «Памяти».

В ту пору еще функционировала ВПШ — Высшая партийная школа, и один мой сослуживец, по наивности (вдруг подумалось, а может, и не по наивности), показывал мне свои конспекты. Слушателей обучали разному: например, что делать, если на собрании надо осадить умника, который выступает с опасными речами. Надо, оказывается, встать и спросить товарища: почему он скрывает от коллектива, что находится под следствием, скажем, за хулиганство или что имеются сведения о регулярных перечислениях им денег в Сионистский фонд. И оратор — спекся.

Другой курс был посвящен зловещей роли евреев в новейшей истории России. Прямо от «Протоколов» и до... застоя в народном хозяйстве. Третий воспроизводил сталинский «Краткий курс истории ВКП(б)», но с многочисленными аналогиями из героической истории Древней Руси. И так далее. Рождалось все это в недрах Ленинградского университета, альма-матер будущего президента страны.

Охранители именно тогда придумали загадочный термин «жидомасоны» и пустили его в народ. Народ проглотил с удовольствием. «А нет бы, задуматься», — как говаривал поэт. Масоны в Советском Союзе действительно были, и собирались они не в синагогах, а в московских приватных саунах, генеральских охотничьих домиках, на академических дачах. Поэтому и пугалку они изобрели по собственному образу и подобию. А уж с приставкой «жид», как с хреном, все можно съесть.

Новая пропаганда распространялась не с экранов и страниц центральных газет, а из уст в уста, из рук в руки, подобно наркотикам, да и действовала похожим образом. Я ни разу не встречал человека, слезшего с этой иглы.

Теперь вот «масоны»-кукловоды у власти. А это не самое любимое их место, за кулисами комфортнее. Поэтому в стране все так, как есть, и еще долго так будет. Независимо от того, кто играет героя-любовника, а кто — злодея.

Путинская «пересадка «органов» из Петербурга в Москву происходит достаточно гладко, без отторжения донорских тканей — тела-то родственные. Прогрессирующий некроз демократии и либерализма «доктора» почитают за незначительный побочный эффект.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЗАГОВОР

Закрытое общество порождает устойчивые и тщательно оберегаемые от постороннего глаза щадящие его самолюбие мифы и стереотипные реакции. Не будем рассуждать о специфически русской ксенофобии вкупе с почитанием иноземного — это общее место. Но вот малообъяснимый факт из современного бытия: народ, мягко говоря, недолюбливает своих силовиков, но «оборотни в погонах» никого сильно не возмущают — они ведут себя по понятным в обществе правилам, да и фамилии у всех поголовно на «ов». Казалось бы, измена государству, что может быть страшнее? Но люди относятся с пониманием: а как еще надо? Дают — бери, бьют — беги. Иное дело — богатей. Прижился вовсе не отражающий суть явления термин «олигарх» — по существу, синоним еврея, и населению есть кого ненавидеть. Еврея, который до перестройки, по большей части, знал свой шесток — не был членом ЦК, генералом КГБ, послом, министром, ректором, вором в законе и так далее, но который перешустрил их всех в мутной воде приватизации и по которому давно плачет «Басманный суд столицы». Это незамысловатое чувство к представителям «беспокойной нации» роднит миллионы простых людей с не слишком любимыми номенклатурными бонзами. Такое уже было после Октябрьского переворота, когда национальные меньшинства, а евреи в первую очередь, хлынули в хозяйственную и политическую ниши, заполняя собой вакуум после гражданской резни. Но потом, как пошутил Радек, «Моисей вывел евреев из Египта, а Сталин — из Политбюро». А затем — из большинства прочих государственных мест, за что и получил дополнительную толику народной любви. Так что Путину есть у кого учиться.

Впрочем, нынешний российский президент уже всему научен в специальной школе. Оговорка Ельцина при передаче власти, повторенная на днях, что, мол, наконец-то, я нашел того, кого примут «структуры», в этой стране звучит естественно.

И не стоит удивляться, что «заговор большинства» возникает сам собой. Любой чиновник любое решение принимает с учетом своей лояльности к фантому так называемой «русской идеи». Вульгарно истолкованной «властителями дум». Ведь для него сокровенная русская культура — это журнал «Наш современник» и газета «Завтра», артистка Доронина, певица Зыкина и писатель Белов, потому что, безотносительно к содержательным или художественным их достоинствам, наличествует общий для них тайный и явный враг — «русофоб». Добавим к этому полное сочувствие этим идеям и всемирно заслуженной русской словесности: от Достоевского до Солженицына.

(Да и многие из собственного опыта «прошлой жизни» могут припомнить, как не раз при их появлении резко менялась тема разговора в компании, возникала временная неловкость, беседа переходила на другой регистр. При вполне доброжелательном, на уровне общения, отношении окружающих существовали темы, которые при евреях обсуждать не следовало. Впрочем, мы в мононациональном окружении тоже говорили иначе.)

Получается как бы тайное общество по известному признаку. Эта, по-моему, стыдная ситуация, когда часть культуры выдается за подлинно исконную, а остальное — за происки беса, возникла не вчера и поощряется, а то и культивируется российской властью поныне. Ведь государственник почитает естественным союзником народность, как он ее сам понимает. Так что «антироссийский заговор существует, и в нем участвует русский народ» (В.Пелевин).

Недавно ведущий одного из ток-шоу спросил аудиторию: кто за то, чтобы отобрать у олигархов имущество и поделить «по-честному»? За это было 70%. Тут же он спросил: вам от этого станет лучше жить материально? 70% ответили — нет, хуже. Вот и вся тайная мистика народной души: пусть у меня корова сдохнет, лишь бы у соседа сгорела усадьба. Что это — заговор или сговор? И где кончается скрытый сговор и начинается как бы неуправляемое сложение микровращений винтиков государственной машины в нужную сторону?

Продолжение следует
«Вести-2», Израиль
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@  jewukr .org
© 2001-2003 Еврейская Конфедерация Украины - www. jewukr .org