Давно известная истина: "Два еврея - три мнения", на самом деле вовсе не является юмористическим парадоксом. Она есть отражение духа познания и желания до всего докопаться самостоятельно. И, наконец, эта формула - проявление демократичности, характерной для еврейской общественной жизни.
Следуя этой традиции, мы публикуем полемическую статью директора Лиги МАГЕН в Украине Игоря Куперберга, в которой выражена его личная точка зрения на одну из актуальных проблем еврейской жизни в Украине.
Этот не очень еврейский лозунг я вспоминаю, когда думаю о сложном положении, в котором оказались в семидесятых годах работники ЦК КПСС и ЦК КПУ, которым обязательно нужно было выбрать кандидатов для обучения на еврейском теологическом факультете Будапештского университета. В те времена это было единственное место для всех социалистических стран, где можно было получить раввинское образование. Имелось много достойных кандидатов, но у всех был один ужасный по тому времени недостаток - это были евреи, да еще входящие в Союз Авраама (обрезанные, по-простому). Атеисты-интернационалисты все-таки решились выбирать из таких, поскольку даже им было ясно, каким критериям должен соответствовать лидер еврейской общины.
Прошло совсем немного лет, и в избранное демократическим путем правление Киевского общества еврейской культуры (ОЕК), кроме евреев, вошли украинцы, русские и даже один уйгур.
Да, конечно, это была первая официально разрешенная тем же ЦК еврейская организация после десятков лет тотального запрета и уничтожения.
Да, власти предполагали, что благодарные евреи займутся восстановлением еврейской культуры, как в ЦК это тогда понимали, - тихо петь хором песни на идиш, ставить сценки из Шолом-Алейхема на украинском или, в крайнем случае, составлять списки погибших в Бабьем Яру.
Уйгур ни на одно заседание правления не явился, а выдающиеся украинские литераторы Тельнюк и Олийнык помогали евреям, чем только могли.
Члены правления - евреи сразу занялись настоящим делом - возрождением еврейской жизни в ее классических проявлениях (религия, образование, милосердие, культура).
Кадровых проблем было две. Была группа лидеров старшего поколения, которая все вопросы любила и умела решать на улице Орджоникидзе, где находился ЦК, трясла своими партбилетами, в еврействе понимала мало, разве чуть лучше помнили "мамэ-лошн". Были и молодые беспартийные, которые серьезно учили иврит, еврейскую традицию и историю и уже тогда смотрели на Государство Израиль как на свою историческую родину, а на Иерусалим - как на духовный центр еврейского народа.
Илья Левитас и я организовали тогда в Киеве первую еврейскую воскресную школу, в которой начали легально преподавать иврит сначала с нашими местными, а потом и с израильскими учителями. А кое-кто из уважаемых и тогда, и теперь членов первого состава правления ОЕК кричал, что Маген Давид - это фашистский знак и с такой эмблемой ОЕК существовать не может.
Конфликт между "старыми" и "молодыми" был неизбежен. И граница была не возрастная. Натан Шапиро, которому тогда было за восемьдесят, был "молодым", а Александр Бураковский был лидером "старых", будучи молодым по возрасту.
Помню, как нас пытались придавить решением, авторитетом и присутствием на заседании правления ОЕК руководителей киевского горкома КПУ и заставить переизбрать Илью Левитаса с поста председателя правления ОЕК Киева. Мы - "молодые" просто поднялись и ушли вместе с председателем, оставив Бураковского и его команду извиняться перед ошалевшими от такой наглости партийными бонзами за наше "недостойное" поведение.
Когда еврейское движение по всей Украине начало приобретать массово организованные формы, стало ясно, что лидеров нужно специально подбирать и готовить.
Уже в начале 1990-х ОЕК - общества еврейской культуры - умерли как модель для еврейской организации. Я до сих пор числюсь зам. председателя Киевского ОЕК и членом правления РОЕК, хотя заседания правления не проводились лет десять.
ОЕК, РОЕК и их более поздние клоны вообще и изначально не были демократическими организациями. Требования устава, сроки проведения заседаний руководящих органов, переизбрание руководителей после истечения предусмотренных сроков полномочий, коллективность принимаемых решений, публикация годовых отчетов и бюджетов - все это пришло потом в новых еврейских структурах с иными по менталитету лидерами.
Появился новый и в то же время старый термин - еврейская община. Появился Ваад. Вот он в начале своей деятельности занимался учебой еврейских лидеров. И тех, кто были, и тех, кто шел на смену. До сих пор я горд тем, что в устав Киевской городской еврейской общины - первого в Украине национального объединения евреев - который я регистрировал в юридическом отделе Киевской мэрии как председатель Совета общины, был введен пункт о том, что наша община признает и поддерживает Иерусалимскую программу - кредо современного сионизма - национального движения еврейского народа, не имеющего ничего общего с теориями мирового господства.
В то время уже не было опасности загреметь лет на семь в мордовские лагеря за еврейские дела. И оказалось, что быть лидерами еврейских общин очень хотят те, кто раньше и слышать не хотел о своем еврействе. Среди них было много таких, кто, будучи формально галахическими евреями, о еврействе и иудаизме понятия не имели, поскольку еще раньше успели сознательно обзавестись нееврейскими супругами, нееврейскими детьми и внуками. Говорить с ними о еврейской этике, еврейских законах и обычаях, о том, что нельзя, к примеру, в Йом-Кипур устраивать заседание еврейских организаций или шумно отмечать 1-е и 7-е января, было просто бесполезно. Тем более бесполезно было приглашать их в синагогу в Шаббат или на другие еврейские праздники. Видеть в таких людях еврейских лидеров нового поколения мы не хотели и не могли. Значит, нужно было сформулировать критерии и по ним подбирать и специально готовить людей.
С одной стороны, все вроде ясно. Кто может быть еврейским лидером? Конечно же, еврей! И не просто, а входящий в Союз Авраама, не стесняющийся надеть кипу, имеющий твердые представления о религии, традиции, еврейской истории. А еще крепкий, успешный профессионал в своем деле. А еще владеющий ивритом, идиш, английским. А еще имеющий или собирающийся иметь еврейскую семью и еврейских детей. Что еще? Безусловно, это порядочный человек, который не запятнал себя грязными антиеврейскими делами вроде членства в Антисионистском комитете еврейской общественности, пописывания погромных антисемитских статеек в газетах или стояния у Золотых ворот в субботу с плакатами типа: "Позор сионистским агрессорам, попирающим свободу палестинского народа". Если он ученый - хорошо, чтобы тему его кандидатской или докторской диссертации, написанной "тогда" и теперь, можно было произнести вслух в приличном обществе. Если он бизнесмен - то пусть за ним не тянется след ужасных преступлений в прошлом и настоящем, пусть ему не будет закрыт въезд в Израиль, Европу или США. Пусть это будет человек с чистыми руками и мудрым сердцем, который сам сможет уйти с еврейской должности, когда истечет срок его избранных полномочий. Уйдет и не будет объяснять всему свету, что он незаменим, что без его мудрого руководства еврейская община Киева или Украины просто осиротеет, что все евреи требуют его пожизненного руководства. Хорошо еще, что пока не ставится вопрос о передаче высоких еврейских должностей по наследству. Вроде бы и не так много требований.
Но соответствуют ли наши теперешние лидеры этому минимальному набору? Многие - да, безусловно. Но не все. Если мы как еврейская община хотим двигаться вперед и не стыдиться самих себя, необходимо провести кадровую ревизию и реформу. Стоит распрощаться со старым и отжившим и дать дорогу новому и молодому. И в первую очередь следует серьезно отнестись к новым крышевым структурам, и тем людям, которые нам их упорно навязывают. Еврейских организаций в Украине около шестисот. Они очень разные и по уровню еврейскости, и по уровню демократичности, и по финансовым возможностям, и по влиянию на жизнь украинского еврейства. Считаю это нормальным. Нам не нужны один фюрер, одна партия, одна газета и одно "истинно правильное" мнение. Диктатура как форма управления глубоко чужда украинским евреям и в прошлом, и в настоящем. Все мы очень разные. В то же время есть вопросы, по которым еврейская община Украины должна быть единой.
Органом, который бы вырабатывал такое мнение, мог бы быть Координационный совет, идея создания которого выдвинута уже много лет назад. В таком органе изначально не должно быть председателя - Главного еврея Украины. Ведь одним человеком всегда легче манипулировать заинтересованным силам. Такой орган должен работать абсолютно прозрачно, по твердым демократическим правилам, решения принимать только консенсусом, только по важнейшим стратегическим вопросам жизни украинского еврейства, только в интересах подавляющего большинства евреев и только в письменном виде. Такова была предварительная концепция. Были и организационные попытки, которые иногда даже приносили некоторые успехи.
В начале 2003 года я, как директор Лиги МАГЕН, получил предложение принять участие в работе органа, который организаторы назвали "СОВЕТ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ВСЕУКРАИНСКИХ ЕВРЕЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ". Вот, решил я, наконец, интересы дела стали выше личных обид и амбиций наших лидеров. Наконец, сядут за один стол и старые наши структуры, и новые, которые становятся все влиятельней. Это уравновесит ситуацию, сделает ее многовекторной, а механизм принятия решений на высшем уровне демократичным и прозрачным. Будет надолго похоронена идея Главного еврея. Окончательно подтвердится старое правило, что еврейская община как целое никогда не становится на сторону какой-то одной политической силы при любых предвыборных коллизиях в Украине и личных политических пристрастиях отдельных еврейских лидеров. Станет невозможным появление проектов и документов, вызывающих только удивление и насмешки после опубликования.
Поскольку всех возможных участников заседаний я знаю лично и ко многим отношусь с искренней симпатией, надеяться на успех основания были. Участие в первом же заседании вызвало у меня недоумение в связи с неподготовленным, с моей точки зрения, решением о созыве Съезда евреев Украины. Не исключаю и своего недопонимания ситуации. Но единственное, что я тогда посчитал необходимым сделать немедленно - предложил Совету следующий документ (Проект Лиги МАГЕН, автор - Игорь Куперберг).
ПОЛОЖЕНИЕ ПРО СОВЕТ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ВСЕУКРАИНСКИХ ЕВРЕЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1. Совет руководителей всеукраинских еврейских организаций - далее "Совет" - консультативный представительский орган, созданный для того, чтобы, с одной стороны, содействовать удовлетворению религиозных и национальных потребностей евреев в Украине и мире, укреплению и развитию еврейских общинных структур и их интеграции в еврейскую национальную жизнь, с другой, - защищать права и интересы евреев в соответствии с международным правом и украинским законодательством. По просьбе или поручению еврейских общин и организаций Совет может официально представлять их интересы перед государственными (властными) структурами и общественными организациями, а также в региональных и международных организациях, если на то будет согласие этих структур.
2. В Совет входят представители тех еврейских организаций, деятельность которых распространяется на всю Украину и руководящие органы которых официально приняли решение об участии в работе Совета своего конкретного представителя.
3. Совет ставит перед собой следующие цели и задачи:
3.1. Содействие единству украинского еврейства, созданию, работе и объединению еврейских общинных и профессиональных структур, деятельность которых направлена на возрождение и дальнейшее развитие национальной жизни.
3.2. Поддержка Израиля в его стремлении к миру и противостоянии терроризму в любых его формах, лоббирование интересов Израиля перед властными структурами в Украине и в мире.
3.3. Противостояние ксенофобии и антисемитизму, а также миссионерской деятельности.
3.4. Оказание помощи учреждениям культуры, образования и науки, деятельность которых связана с изучением, распространением и развитием еврейской цивилизации.
3.5. Содействие сохранению еврейского материального и духовного наследия, возвращению и реставрации незаконно отобранной и национализированной религиозной еврейской и иной общинной собственности.
3.6. Поддержка имиджа еврейской общины Украины во всем мире.
4. Совет не имеет никаких руководящих органов. Все члены Совета имеют равные права. Норма представительства - одна организация - один голос.
5. Решения Совета принимаются только консенсусом и только в письменном виде. Допускается голосование по факсу или по электронной почте.
6. На заседаниях Совета члены Совета председательствуют по очереди. В конце заседания назначается член Совета, обязанностью которого будет уведомление всех членов Совета о дате и месте следующего заседания, подготовка повестки дня, председательствование на заседании, ответственность за ведение протокола заседания, фиксирование решений Совета и предоставление их каждому члену Совета в письменном виде.
7. Совет работает в строгом соответствии с законами и традициями еврейского народа.
Такой текст получили все участники Совета. Я искренне надеялся на обсуждение этого проекта, на то, что все неправильное и ненужное в нем будет отброшено, а рациональное и полезное войдет в окончательный рабочий документ Совета. Поскольку моего участия в работе Совета больше не потребовалось и мне не сообщили официальную реакцию Совета на проект, то стало понятно, что и принципы работы, предложенные мною, не нужны. Но это мои личные подробности. Важно другое. Евреи видели первые решения Совета и сами могут составить себе мнение о его деятельности.
Тем временем задача консолидации еврейских сил и формирования принципов отбора будущих руководителей еврейской общины осталась. Осталась и задача сформулировать основы консолидации. Личные амбиции тут совсем ничего не значат. Еврейским лидерам нужно вновь и вновь встречаться и работать в этом направлении. Хотел бы пригласить всех евреев высказать свое мнение об этом в порядке дискуссии перед Съездом евреев Украины. Ваше напутствие тем делегатам съезда, которых вы предложите и за которых проголосуете, может повлиять на принятие ими будущих ответственных решений.
|