Члены японской еврейской общины утверждают, что многие туристы-евреи, которые совсем не обязательно блюдут религиозные традиции дома, оказавшись на экзотической земле, вдруг начинают тяготеть к своим корням. Бернар Вальер, начиная с 1953 года проведший в Японии 17 лет, с улыбкой вспоминает, как актер Эдвард Робинсон однажды позвонил в Центр и заявил: «Мне нужен миньян». Миньян ему (как, впрочем, и другим уважаемым гостям) предоставили.
Гибкость и терпимость — именно эти качества стали лейтмотивом всей пятидесятилетней деятельности Центра, больше известного просто как японская еврейская община. «Мы не относим себя ни к консерватором, ни к реформистам, ни к ортодоксам. Мы — просто евреи, — говорит председатель общины Даниэль Терк. — Мы проводим службы в различных форматах, на разных языках и уровнях участия». Подавляющее большинство токийских евреев, например, предпочитают службы, которые не проводят ритуального различия между мужчинами и женщинами, тогда как ортодоксальные службы посещаются гораздо меньшей частью общины. «Мы должны были найти способ вместе жить, вместе молиться и вместе бороться», — говорит нью-йоркский раввин Марвин Токаер, возглавлявший здешнюю общину на протяжении десяти лет. Сегодняшняя японская еврейская община включает в себя 150 семей и представляет собой, прежде всего, религиозный институт с синагогой «Бет-Давид».
Первый известный миньян в Японии состоялся в 1889 году, а в 1890-м в Нагасаки была построена первая синагога. До начала Второй мировой войны большинство евреев проживало в Кобе и Иокагаме. Самые старые из надгробий еврейского кладбища Иокогамы датируются 1869 годом. Что же касается самой японской еврейской общины, то она была основана 21 марта 1953 года в Токио еврейскими торговцами из Харбина и Шанхая. Надо сказать, эти китайские средоточия белой эмиграции наложили свой отпечаток и на характер новой общины, бывший председатель которой Эрни Саломон вспоминает: «Критерием для приема в общину было умение говорить по-русски, играть в покер и пить водку». Неудивительно, что вскоре после своего создания Центру пришлось пережить серию полицейских облав: в полиции считали, что евреи снова открыли нелегальное казино, которое незадолго до этого было закрыто по соседству.
Основателем токийской еврейской общины был выходец из царской России Анатоль Понве. В 1940-х годах он был в числе тех, кто опекал еврейских беженцев из Европы, а после войны, будучи первым председателем общины, он лично подписал гарантии для получения ссуды на приобретение земли под общинный центр.
Поначалу столовая Центра кошерной пищей не изобиловала — самым популярным блюдом был бефстроганов. Однако стоило одному из новых раввинов предъявить ультиматум, как меню стало полностью кошерным, а в последнее десятилетие кухня Центра находится под раввинским контролем.
Основатели едва оперившейся общины испытывали по поводу ее финансирования особый энтузиазм. В первой кампании по сбору средств в 1953 году на аукцион была успешно выставлена даже пустая коробка. Благотворительный дух витал в атмосфере Центра и на праздновании 50- й годовщины со дня его основания.
«Немного бывшая в употреблении» бутылка минеральной воды была продана с аукциона за 140 долларов, после чего вновь любезно подарена синагоге. Победитель лотереи пожертвовал общине выигранные им 2200 долларов. Празднование собрало около двухсот человек, включая нынешних и бывших членов общины из Японии, Европы и Северной Америки. Кстати, есть в общине и несколько японцев — супругов этнических евреев, часть из которых перешла в иудаизм. Есть и такие японцы, которые обратились в иудаизм по причинам, не связанным с браком.
В Японии практически никогда не было собственного еврейского населения. Даниэль Терк отмечает: «Даже образованные люди в этой стране имеют о еврейском народе лишь отдаленное представление». Свидетельством этого стала и комедийная сцена на праздничном вечере, названная «Еврейский паломник взбирается на вершину горы, чтобы попросить благословения у буддийского монаха».
Во время Второй мировой войны японцы совсем не собирались выполнять предписания своего нацистского союзника об истреблении евреев на контролируемых территориях. Принц Микаса, младший брат императора Хирохито — один из самых больших друзей здешних евреев. По рассказам Терка, «он неплохо читает на иврите, в молодости нередко посещал Центр и участвовал в пасхальном седере».
Jewish.ru
|