«Еврейский Обозреватель»
РЕЛИГИЯ
2/69
Январь 2004
5764 Шват

ЕВРЕЙСКАЯ ОРТОДОКСИЯ   В  XXI ВЕКЕ - СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ИЛИ НОВОЕ ГЕТТО?

На главную страницу Распечатать

Михаил ЧЛЕНОВ, профессор, декан филологического факультета Академии им. Маймонида

- Надо иметь  в  виду, что еврейская ортодоксия так же многообразна, как и иудаизм  в  целом. Несмотря на то, что ортодоксальные объединения признают Галаху как божественные установления,  в  них присутствуют разные направления, кардинально отличающиеся друг от друга.  В  качестве крайних полюсов можно указать, например, на сатмарский хасидизм - обскурантистское движение, категорически отвергающее легитимность существования государства Израиль. И на современную ортодоксию  в  Соединенных Штатах, сближающуюся почти по всем параметрам с представителями консервативного направления  в  иудаизме. Среди этого множества мы, безусловно, находим попытки продолжения существования еврейского гетто. Но вместе с тем мы находим и противоположные тенденции, которые направлены не просто на сохранение национальных традиций, но и на то, чтобы вдохнуть  в  них новое понимание и жизнь.

Игорь ДЕСНЕР, член правления иудейской общины Винницы, редактор газеты "Община"

- Первое. Гетто - это границы охраняемые снаружи. Ортодоксы - границы, охраняемые изнутри как сообществом, так и индивидуумом. Отсюда вывод - еврейская ортодоксия  в  XXI веке - это не гетто!

Второе. Ортодоксальный иудаизм - это вовсе не национальные традиции. Это религиозные традиции некоторого подмножества нации. Внутри ортодоксов есть различные группы, и с точки зрения этнографии (или моей?!) - это скорее разные этносы, исповедующие разные направления ортодоксального иудаизма.

Ортодокс не спутает по внешнему виду и по традициям брацлавского хасида и хабадника, литвака и сефарда. У них разные обряды, семейные традиции, кипы, шляпы, штраймлы. Есть женщины-литвачки, которые зажигают две свечи, а есть такие, которые зажигают две свечи плюс свечи по количеству детей. Есть отличия и  в  других религиозных обрядах - кто ломает халу, кто режет!

Третье. Представим себе, что археологи (с другой планеты, которые не знают про иудаизм) раскапывают два селения - марокканских евреев и брацлавских хасидов. Они решат, что это два разных племени.

Четвертое. Религиозная традиция не донесла до нас музыкальные инструменты, одежду, утварь и пр. времен Храма. Сегодняшняя религиозная традиция одежды ничего общего не имеет с одеждой времен Храма. Разве что отдельные детали (малый талес).

Пятое. Для нас все олени одинаковые, а у якута есть разные слова для самки и для самца, для оленя шестимесячного и для трехмесячного и т.д. Так и для неортодоксов кажется единым мир ортодоксов и традиции. Ну, и есть традиции современного государства Израиль (новые праздники, новые песни и танцы), которые не приемлются ортодоксами (все или частично, всеми или частично).

Давид ПАЛАНТ, директор Института изучения иудаизма  в  СНГ под руководством р. Адина Штейнзальца

- Традиционное, подлинное еврейство, которое, вероятно, имеется  в  виду, никогда не искало гетто и не загоняло  в  него себя или других.  В  то же время мы не забыли, что значение самого имени нашего - евреи - "иврим" означает: люди с другой стороны, по переводу ребе Гирша - "инакомыслящие". Наше дистанционирование от народов мира не проистекает ни из высокомерия, ни из расизма. Сам Вс-вышний устами нееврея-пророка сказал о нас: "Вот народ, живущий отдельно и среди народов мира не числящийся" (Бемидбар, 23:9).

Еврейская ортодоксия  в  XXI веке не намерена заниматься ни строительством гетто, ни сохранением национальных традиций. Сохранять традиции - дело этнографических музеев. Мы же этими традициями не только живем, но и ухитряемся делать это с такой естественностью, что для наших детей они - естественный и вполне современный образ жизни. А,  в  общем, наступление XXI века прошло для нас незаметно: ведь год у нас 5764.  В  свои три с лишним тысячи лет мы чувствуем себя молодо, по-подростковому задорно и непредсказуемо и уверены, что дело наше  в  мире далеко от завершения. Да и какой возраст может быть у народа, который сам Всевышний назвал вечным?

Рафаил ФАЙНБЕРГ, сопредседатель правления межрелигиозной организации "Лицом к лицу", преподаватель Академии им. Маймонида

- Ортодоксальный иудаизм сложился  в  Западной Европе как ответ на еврейское просвещение - Хаскалу - и угрозу ассимиляции. Не признавая Хаскалы, дающей возможность светского образования евреев, большей открытости внешнему миру, доступности различных профессий и др., ортодоксы считают себя наследниками религиозной традиции нашего народа. Но это мнение самих ортодоксов. Если послушать консерваторов или реформистов, то можно убедиться, что у них есть своя логика, свои доводы и своя традиция.

Процессы дробления иудаизма начались задолго до Хаскалы как реакция на угрозы внешнего мира, сначала эллинского, затем римского; еще до новой эры возникли партии фарисеев, садуккеев, ессеев. Оказавшись  в  рассеянии, еврейская жизнь изменялась под воздействием окружающего мира. Формы еврейской жизни были различными  в  Иудее, Вавилонии, Испании, Германии. И сейчас сам ортодоксальный иудаизм разнолик: еще  в  XVII веке евреи, не принявшие хасидизм, основали течение миснагдимов, а есть еще и либеральные ортодоксы, неоортодоксы, традиционалисты, мизрахи, сефарды, хасиды, неохасиды и т.д.

Среди самих ортодоксальных евреев нет единства мнений относительно того, как нужно соблюдать обряды. Гибкость  в  частностях, но непреклонность  в  принципах способствовала сохранению нации. Я бы не стал противопоставлять сохранению национальных традиций возвращение  в  гетто. Во-первых, традиций какой части еврейства и  в  какие века? Ортодоксы считают - что восточноевропейского еврейства до начала Хаскалы. Но еврейство многолико, а целое больше части. Во-вторых, евреи диаспоры всегда стремились жить компактно, обособленно, и не всегда из-за враждебности окружающего мира, а просто так удобнее решать множество проблем,  в  том числе и бытовых. Но гетто,  в  нынешнем, негативном понимании, возникло, когда власти стали заставлять евреев жить обособленно, запрещая им селиться  в  других местах. Что такое "новое гетто"? Если каким-то группам населения удобнее жить компактно, например,  в  одном многоквартирном доме или на одной улице - никаких препятствий быть не должно.

Полагаю, что XXI век для еврейских ортодоксов не будет отличаться от веков предыдущих. И возврата  в  гетто не будет: ни  в  новое, ни  в  старое.

Семен АВГУСТЕВИЧ, кандидат психологических наук, доцент, руководитель Народного университета еврейской культуры

- Конечно, ортодоксия хотела бы собрать нас всех  в  гетто, новое, старое - как получится. Но понимает, что это сделать не просто, а, может быть, и невозможно. И поэтому утверждает, что радеет лишь за сохранение национальных традиций, и ведь действительно сохраняет их. Почему же у нее убывают сторонники? Я говорю не об очереди  в  ортодоксальную кассу, там все  в  порядке.

Ортодоксия начала терять свою власть 150-200 лет назад потому, что перестала поспевать за изменениями  в  обществе, перестала их понимать и правильно оценивать. Она отказывалась трансформироваться, меняться, приспосабливаться к новым условиям, ее авторитет стремительно падал. Так продолжалось до тех пор, пока  в  ортодоксии не появились новые силы.

Хабадники оказались не только хорошими знатоками традиции, но, что более важно, хорошими организаторами, говоря современным языком, хорошими менеджерами и пиарщиками. Они уступили  в  мелочах, но получили главное. Они стали претендовать на монополию. И внутри самой ортодоксии, и  в  общине  в  целом, представляя себя самыми верными сторонниками национальных традиций, самыми активными их проводниками, самыми представительными силами. На фоне ослабления общины и кризиса национальной культуры они часто действительно оказывались самыми верными, самыми активными, самыми представительными.

Но получив тактическое преимущество, стратегически ортодоксия продолжает проигрывать. Пока общество нацелено на развитие личности, общественных отношений, приобретение свобод, взаимодействие культур, ортодоксия будет терять свою привлекательность.

Однако для развития национальной культуры плохо, когда ортодоксия сильна (тогда она тормозит национальную культуру, не давая ей органически развиваться) и когда ортодоксия слаба (тогда национальное общество может потерять духовные ориентиры). Идеально было бы, если бы ортодоксия динамично подстраивалась под новые условия жизни народа, входила  в  систему новых ценностей общества или если бы ортодоксия сосуществовала с новыми духовными направлениями, например, реформистскими, объединялась с ними  в  работе по развитию национальной культуры. Сможет ли современная ортодоксия увидеть, что она уже не удовлетворяет еврейское общество во всей его совокупности? Хватит ли у нее "характера" выработать  в  себе новые подходы к проблеме сохранения национальной культуры и традиции? Такая работа  в  ортодоксии идет, такие силы зреют. Но успеют ли они к нужному историческому моменту, который, кажется, уже наступил?

Общество живет по социальным законам, а не по решениям Федераций или Конгрессов. Если ортодоксия его не удовлетворяет, оно создает новые формы, течения  в  национальной,  в  том числе и  в  религиозной культуре.

Скорее всего, ортодоксия уже не будет единоправно руководить и управлять общиной. Ей придется признать право других евреев работать над сохранением своей культуры,  в  том числе сохранением или созданием новых обрядов, ритуалов, норм обучения, воспитания и пр. Если  в  этой борьбе традиций какие-то позиции ортодоксия отстоит, это не беда. Главное, чтобы не ортодоксия диктовала обществу, а общество - ортодоксии. Пусть при этом общество делает вид, что следует наставлениям ортодоксов.

Но пока новых сил нет или они слабы, ортодоксия будет ходить с портфелем "министра по сохранению традиций", постоянно претендуя на то, чтобы еще и представлять  в  еврейском и нееврейском мире всю еврейскую общину.

Но, по большому счету, не  в  ортодоксии дело, а  в  том, что  в  еврейском мире нет пока серьезных сил, способных противостоять ортодоксии, готовых и умеющих с ней сотрудничать, достойно конфликтовать, на равных обсуждать будущее еврейской культуры. Еврейской общине недостает новых лидеров, новых идей развития национальной культуры, "настоящих буйных мало". И если общество их не породит, то уже не проблема сохранения еврейской культуры встанет перед нами, а мы перед проблемой.

И мало шансов на то, что поза при этом будет достойной.

«Еврейские новости»
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2004 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org