«Еврейский Обозреватель»
ДИСКУССИЯ
3/46
Февраль 2003
5763 Адар 1

ЗМЕИНЫЙ ЯД

ЭЛИЕЗЕР (МАКС) ЛЕСОВОЙ

На главную страницу Распечатать

Уважаемые читатели!

Рады представить вам новую рубрику «Дискуссия», посвященную откликам на проблемные публикации, появившиеся в последнее время как в еврейской, так и в нееврейской прессе.

Сегодня нам показалась интересной и заслуживающей внимания статья Элиезера (Макса) Лесового, опубликованная в газете «Земля под ногами».

Редколлегия


Наши праотцы были неисправимыми идеалистами: и Авраам, противостоявший в одиночку целому миру, и Ицхак, видевший добро даже в злодее Эсаве, и Яаков, сохранивший веру в людей и высшую справедливость, несмотря на все произошедшие с ним беды... Были идеалистами и Моше, веривший в возможность вытащить народ из трясины Египта, и Йегошуа бен Нун, и Давид, и Шломо... Одним словом, евреи — народ идеалистов.

Сегодня, однако, в еврейском мире можно наблюдать неприятные симптомы цинизма. Цинизм этот выражается в уверенности, что люди ничего не делают просто так, из убеждений, что любой поступок мотивирован либо деньгами, либо личными интересами, что любые ценности можно подвергнуть критике, вывернуть наизнанку, а любого идеалиста — вывести на чистую воду.

«Слушай, — говорит мне мой знакомый, еврей, — зачем вы издаете эту газету? Наверное, вам дают деньги, и их надо на что-то тратить. Или вашей организации нужна газета, чтобы было что показать. Или...». Наконец я перебиваю этого человека и говорю то, во что искренне верю: «Мы издаем газету, чтобы помочь другим евреям понять, кто они такие». В ответ слышу смех...

Евреи заболели этой болезнью не вдруг и не вчера. Истоки ее — в том затравленном состоянии, в котором они пребывали столетиями. Организм народа выработал соответствующие антитела, щит, помогающий жить, несмотря ни на что, — и элементом этого щита стало ироничное отношение к себе, своему бытию и всему вокруг. Это ирония Тевье-молочника с его взываниями к   Б-гу : «Вс-вышний, я знаю, что ты избрал нас из всех народов. Но не мог ли бы Ты иногда избирать кого-то другого?»

Увы, когда превышена дозировка, спасительная ирония превращается в губительный цинизм — а один циник может свести на нет многолетний труд десяти мудрецов. Достаточно вовремя прищурить глаз, махнуть рукой, дать другим понять — знаем мы, мол, откуда ветер дует...

Приведу примеры из жизни. Учитель традиции, выходя из еврейской школы, в присутствии учеников снимает кипу со словами: «Ну вот, униформу можно снять». Уважаемый общинный деятель говорит: «Патриотизм по отношению к Израилю и пропаганда репатриации — утешение для тех, кто не смог уехать в США». Или: «Каждому религиозному кто-то платит за то, что он носит кипу».

Жертвами цинизма особого рода зачастую становятся новые репатрианты. До того, как они успевают разобраться в израильских реалиях, им прививают набор заведомо клеветнических представлений: «Никто из религиозных не служит в армии», «религиозные паразитируют на теле общества и живут за счет налогов, которые платят нормальные люди», и т.д. и т.п.

К счастью, для того, чтобы вся эта ложь развеялась, достаточно прожить несколько лет в Израиле.

Первый подобный циник — это Змей из Торы, сказавший Адаму и Хаве: « Б-г  запретил вам есть плоды дерева, сказав, что, съев их, вы умрете. Неужели вы примете Его слова на веру? Наивные! Он просто боится, что вы станете такими же мудрыми, как Он...»

К счастью, у каждого человека есть силы сказать змею «нет!» и остаться идеалистом. Иначе из жизни исчезает цель.

Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2003 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org