Евреи — народ идеалистов... Красиво, но спорно. Евреи — народ принципов — это точнее. Поэтому и выжили, что из-за, казалось бы, пустячных (для других) принципов шли на смерть. Потому что верили в то, что исповедуют. А как иначе, спросите вы? Можно и иначе, еще как можно...
Цинизм, конечно, весьма неприятный способ говорить правду. Ту самую правду, которая колет глаза, режет слух и не дает заснуть этой, как ее... совести. А самый страшный змеиный яд — вовсе не в циничной недоверчивой ухмылке. Он в обыденности тех норм, согласно которым «снять униформу» — это нормально, привычно и не стыдно. И истоки этого цинизма не в историческом затравленном состоянии народа, а во вполне осязаемых благах, которые отдельным представителям этого народа сулит ношение кипы (еврейская активность, заразительный энтузиазм). Этот цинизм — разочаровавшийся еврейский идеализм начала 1990-х. Именно на разочаровании и обманутых ожиданиях замешан раствор вечного еврейского скептицизма. Конечно, неприятно было наблюдать, как в конце 1980-х тогдашний раввин Подольской синагоги со знаковой фамилией Фукс снимал кипу в присутственных местах, не забывая, однако, напяливать «униформу» на службе. Неприятно, угнетающе, но не неожиданно — таковы были правила игры, навязанные властью, назначившей «ребе» на сей ответственный идеологический участок. Истинные же проблемы начинаются, когда заканчиваются виноватые — уходит нелюбимая власть, снимаются табу и ограничения. И оказывается, что не на кого больше пенять. Тут-то и разбиваются идеалы (у некоторых) и появляется скептицизм (у очень многих). Истово молящийся лидер религиозной организации, признающийся в кулуарах, что если уж не веришь, то хотя бы делай вид, чтобы в тебе признали верующего, директор еврейской школы, покупающий на рынке, простите, сало (примеры не абстрактные, фамилии, как говорится, в редакции)... Побасенки об «отдельных недостатках» здесь не работают. И даже не потому, что из таких «отдельных» можно выстроить длинный ряд. Просто бесполезно объяснять еврейскому ребенку, что поведение его директора — видите ли, одно, а идеалы, «настоящий иудаизм» — совсем другое. Для него эти вещи неразделимы... Да и взрослые перестают верить в «чистые», в их платоновском понимании, идеи и идеалы. Каждая идея воспринимается лишь в своем воплощении, зачастую извращенном донельзя. Поэтому простим «опытным евреям» их цинизм. Он порожден коррупцией, ханжеством и лицемерием со стороны тех, кому все это должно быть не присуще по определению (по нашему, еврейскому, идеальному определению). Во всяком случае, от них этого не ждали... Вот что действительно может остановить труд и десяти и ста мудрецов и праведников. И объяснить вовсе не детские пороки некоторых соблюдающих (соблюдающих, а не просто «религиозных») собратьев порой бывает крайне сложно. Либо они подозревают Творца в крайней рассеянности и невнимании к собственной персоне, либо вовсе в Него не верят... Первое — просто глупо... Второе же многих идеалистов заставит задуматься перед тем, как надеть кипу, а лицемеров, наоборот, подвигнет на аналогичный шаг. И вряд ли в данном случае работает базисный принцип «наасе вэнишма» — сделаем и поймем. Речь о тех, кто уже понял... Понял, что так, «в униформе», удобнее, проще. Этот яд гораздо опасней, чем защитный скептицизм — мол, меня они не проведут. Именно этот яд и разъедает идеализм. А «практический» идеализм сегодня — это не просто взывание к вечным ценностям. Это элементарное называние вещей своими именами. Зло должно быть поименовано. Вряд ли оно в миг от этого исчезнет, но КАЖДОЕ слово входит в сердце, и КАЖДОЕ действие меняет этот мир. И если лицемерие и нигилизм, рядящиеся в тогу религиозного благочестия, убивают ценности, то главная задача идеалистов — уберечь эти ценности от разрушения.
«От лжи держись подальше», — сказано в трактате «Авот». Как верно подметил рав Реувен Пятигорский, не просто «не убивай», «не укради» (аналогичные формулировки и в других заповедях), а «удались», даже не стой рядом. Ибо грех совершается не только тем, кто обманывает (Его или нас, другой вопрос), но и теми, кто позволяет этому обману утвердиться.
И в этот момент надо найти в себе силы сказать змею лицемерия «нет». Иначе, все, что нас ждет, — скептическая ухмылка разочарованных идеалистов.
|