«Еврейский Обозреватель»
КУЛЬТУРА
4/71
Февраль 2004
5764 Адар

РАББИ НАЧИНАЕТ   И  ВЫИГРЫВАЕТ

МИХАИЛ ГОЛЬД

На главную страницу Распечатать

Прошли те не благословенные времена, когда малейший еврейский изгиб сюжета превращал очередной литературный опус в предмет пристального изучения читающей публики. Еврейской темой, как впрочем,  и  еврейским главным героем сегодня уже никого не удивить. Особенно в щедро переводимых в последние годы произведениях маститых американских прозаиков — Сола Беллоу, Бернарда Маламуда, Филиппа Рота, Джозефа Хеллера, не говоря уж о таком идишистском классике, как Башевис-Зингер. На фоне мэтров порой ой как непросто блеснуть глубиной поднятых проблем или изощренным психологизмом, разве что... сменить жанр.

Согласитесь, что, прознав о еврейском детективе, где в роли следователя выступает раввин, да еще распутывающий клубок преступления при помощи Талмуда, — первый читательский порыв — такой этнодетектив прочитать. Вне зависимости от его литературных достоинств. Интересно, что впервые по-русски серия о рабби Дэвиде Смолле появилась не в продвинутой Москве, а в Киеве, причем в очень симпатичном формате «pocket book» с отличным для этого формата качеством печати.

Возвращаясь к истинным или мнимым достоинствам, отмечу, что первая книга серии — роман «В пятницу рабби спал долго» — особого впечатления не производит. Хотя именно за нее Гарри Кемельман был удостоен в свое время премии имени Эдгара По за лучший дебют. Возможно, виной тому излишняя неторопливость сюжета, что компенсируется оригинальными (как для местного читателя) диалогами о роли раввина в общине  и  «этнографическими» зарисовками из жизни американского еврейства. Бесспорный плюс романа — познавательность. «Рабби...» — в той же мере энциклопедия американской еврейской жизни, в какой «Евгений Онегин» — энциклопедия жизни русской. Сам Кемельман, выросший в еврейском квартале Бостона  и  пятьдесят лет проживший в типичном «янки-городке» Марблхеде — прообразе его Барнард-Кроссинга, рельефно лепит образы прихожан рабби Смолла со всеми их еврейскими  и  не еврейскими амбициями  и  причудами.

К радости  и  удивлению первых русскоязычных читателей Кемельмана вторая часть серии — «В субботу рабби остался голодным» — с лихвой искупила все «жанровые» огрехи первой. Это по-настоящему захватывающий детектив, в полной мере оправдывающий все восторженные эпитеты, которые вынесены на последнюю страницу обложки. Да  и  еврейская составляющая проступает здесь неизмеримо ярче — преступление совершается в Йом-Кипур — Судный день, а жертвой (почти случайно) становится до неприличия светский еврей, даже не появившийся в этот день в синагоге.  И  вряд ли в этом стоит усматривать схематизм или менторство автора — образ молодого иронично-мудрого раввина Дэвида Смолла бесконечно далек от морализаторского брюзжания. Скорее, горькую иронию судьбы  и  еврейский взгляд на эту судьбу, где каждой случайности отведено свое, вполне закономерное место.

Интенсивность же появления  и  разрешения по ходу действия типичных американо-еврейских проблем — интриги с пожертвованиями, предполагаемая отставка раввина, теологические диспуты с католиком-комиссаром Лэниганом интересны постсоветскому еврею едва ли не меньше, чем собственно детективная фабула.

Впрочем,  и  на родине Кемельмана, изобилующей литературой подобного рода, рабби Смолл быстро нашел своего читателя (серия выходила более 20 лет!)  и  даже зрителя — NBC создало популярный сериал «по мотивам».

Украинских же поклонников детектива в ближайшее время ждут еще восемь «дел» рабби Дэвида Смолла, которые он элегантно «раскручивает» при помощи необычного следственного аппарата — Талмуда  и  собственного интеллекта. При сохранении положительной динамики первых двух книг продолжение серии обещает не разочаровать.

Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2004 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org