«Еврейский Обозреватель»
ДИАСПОРА
5/72
Март 2004
5764 Адар

СТРАНА ТУРКМЕНБАШИ

МАРК ДАН

На главную страницу Распечатать

Очередная группа в двадцать репатриантов прибыла на днях в Израиль из Ашхабада. Евреи, еще оставшиеся в стране Туркменбаши, отчаянно им завидуют. Массовый исход "граждан не титульной национальности" из солнечной республики стал свершившимся фактом. Президент Сапармурат Ниязов обещал сделать наступивший век для своих подданных золотым. Но исключительно - для туркмен. О прочих, в том числе и евреях, живущих здесь более тысячи лет, он мудро промолчал.

Ривка Ильинична, мать 15-летнего Григория Танхельсона из Туркменабада (бывший Чарджоу), не знает, что ей делать. В этом году сын заканчивает учебу в школе, надо бы радоваться,   а  тут непрерывная головная боль за судьбу ребенка.

"Дело в том, что в Туркмении осталась только девятилетка, - говорит АЕН Ривка Ильинична. С нашим аттестатом не поступишь в заграничный институт - там другие стандарты образования. Россия выделила всем странам СНГ квоты на обучение их выпускников в своих ведущих вузах, но Туркмения, единственная из всех, от этого отказалась. Да и не признают больше здесь российские дипломы.  А  выучиться в самом Туркменистане нет никакой возможности - в вузах отменили обучение на русском языке".

Озабоченная мать многого еще не договаривает. В школе, где учится Григорий, никто не ведет и иностранный язык - он вычеркнут из школьного расписания за ненадобностью.  А  в туркменском вузе из четырех лет учебы два надо посвятить так называемой "производственной практике". Попросту остаться недоучкой и даже не мечтать о продолжении качественного образования, о студенческом обмене с зарубежьем - где и кому нужны такие "ньютоны"?

Эта ситуация как в капле воды отражает судьбу всей еврейской общины Туркмении.

"Мы оказались в ловушке, - делится Михаил Гафуров, один из активистов общины (фамилия по его просьбе изменена - М.Д.). - Культивируемая в стране политика русофобии ударила и по евреям. Нас, как русскоязычных, давно убрали с постов в государственных учреждениях - ни в правительстве, ни в аппарате президента, ни в руководстве министерств не осталось ни одного еврея. В Туркмении, которая со всех трибун клянется в приверженности демократии, нет еврейского культурного центра, иудейской общины, еврейских дошкольных и учебных заведений, газеты. Да о чем говорить, если на всю страну - ни одной действующей синагоги!".

Евреи в Туркмении имеют давнюю историю. Они поселились тут еще двенадцать веков назад, в древнем Мерве (разрушенном потом Чингизханом), стоявшем на караванном пути из Багдада в Самарканд. Второе пришествие евреев началось в конце девятнадцатого века, когда они вместе с русскими строили первые города в Каракумах - Ашхабад, Мары, Чарджоу, Красноводск. Евреи стояли у истоков туркменской классической музыки, театра, кино, науки, медицины.

По данным члена Координационного совета Всемирного конгресса русскоязычного еврейства Исифа Шлочицкого, недавно покинувшего Туркмению, сегодня в стране около полутора тысяч евреев. Почти половина проживает в Ашхабаде. Затем по численности идут Туркменабад, Мары, Дашогуз, Туркменбаши (бывший Красноводск). Есть еще совсем немного в Балканабате, Иолотани, Байрам-Али. И это все, что осталось от десятитысячной общины.

Туркменских евреев по мере возможности стараются поддерживать международные еврейские организации. Работает "Сохнут", при нем есть молодежный клуб, курсы иврита. Летом на Каспии открывается лагерь для детворы, пенсионеров опекает "Джойнт".

Нет претензий и к простым туркменам. На базаре, на улице, по соседству - дружба, мир. Но если хочешь вызвать по телефону сантехника или "скорую" - изволь говорить по-туркменски, иначе просто швырнут трубку. Такое указание сверху...

Невыносимая обстановка в стране, которая с недавних пор считается парламентской республикой с пожизненным председателем парламента - Туркменбаши, создавалась шаг за шагом. Отец нации Сапармурат Ниязов, бывший первый секретарь ЦК Компартии Туркмении, чьи памятники и портреты нынче покрыли Каракумы от края и до края, создает на безраздельно подчиненной ему территории некий симбиоз Арабских Эмиратов, нейтральной Швейцарии и ГУЛАГа. По его указанию закрыли оперу, балет и цирк как чуждые туркменскому духу, разогнана Академия наук.

Глава государства переименовал в честь своих родителей месяцы года, возвел мечеть в Геок-Тепе за 40 миллионов долларов (при том, что средняя месячная зарплата в Туркмении - около 50 долларов), которая пустует месяцами, сейчас строит еще более роскошную в родном селе Кипчак, стал учредителем всех газет и журналов, запретил ввоз иностранный прессы, закрыл российские телеканалы и все русскоязычные программы на туркменском ТВ, сочинил учебник жизни "Рухнамэ", и его зубрит наизусть народ от мала до велика.

Спецслужбы выслеживают людей с двойным гражданством, обладать которым в Туркмении - преступление. Согласно конституции они не имеют права владеть в стране недвижимостью, их лишают жилья. Обычное дело - прослушивание телефонных разговоров.

"Праздник для нас, - говорит Михаил Гафуров, - это когда приезжает консул из Ташкента, оформляет документы для репатриации. Считаем дни, когда сможем вернуться на настоящую родину. Здесь нет будущего ни у нас, ни у наших детей, мы никому не нужны".

АЕН


ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Находящийся в тюрьме туркменский вице-премьер Шихмурадов рассказывал, что в гареме туркменского диктатора от 500 до 1000 юных туркменок - их отбором занимаются офицеры безопасности.

- Всего через гарем Ниязова прошли тысячи 15-16-летних девочек, - говорит экс-председатель Центробанка Туркмении Худойберды Оразов. - И он этого даже не скрывает. Я лично видел, как Туркменбаши вел заседания правительства, возлежа в окружении малолеток, которых он, не стесняясь присутствующих, гладил по стройным ножкам.

В 1994 году в беседе со скульптором Эрнстом Неизвестным Ниязов расхваливал опиум за способность укреплять "мужскую силу". Сегодня в Туркмении официально насчитывается 30 тысяч наркоманов,  а  неофициально - половина населения потребляет "траву", героин и опиум. Согласно докладам спецслужб Западной Европы, в 1998 году через Туркмению прошло 80 тонн (!) героина. Оппозиционеры утверждают, что тонны афганских наркотиков складируются в подвале бывшего здания ЦК Компартии Туркмении (и экс-президентском дворце Ниязова).

Сколько денег у туркменского президента - не знает никто, но известно, что сын Ниязова Мурат недавно проиграл в мадридском казино за одну ночь скромную сумму в 12 миллионов долларов.

Туркменбаши владеет крупными земельными участками в заповедных лесах Турции и "Президент-банком" в Ашхабаде, уставной капитал которого (60 миллионов долларов!), согласно закону, "формируется из личных средств президента".

Достойные чиновники при встречах с президентом целуют ему руки,  а  в чем-либо провинившиеся - ботинки и полы пиджака.

Любимый конь Ниязова изображен на гербе Туркменистана,  а  богиню правосудия Фемиду изображают с лицом его матери. День его рождения - государственный праздник. В своей книге "Рухнамэ" (ее обязан иметь дома каждый житель республики) Ниязов пишет, что Аллах послал его на землю в качестве своего тринадцатого апостола, чтобы спасти несчастную Туркмению,  а  также лично продиктовал ему текст "Рухнамэ". Дети в детских садах и школах начинают утро с клятвы на верность Туркменбаши.

Критика президента приравнена к государственной измене - за анекдот могут дать десять лет. Иностранным журналистам в Туркмении разрешено появляться на улице только в сопровождении сотрудника спецслужб, не велено разговаривать с населением и фотографировать что-либо без согласия "прикрепленного" гэбиста.

Компромат.Ру
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2004 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org