«Еврейский Обозреватель»
ГЛАВНАЯ
6/73
Март 2004
5764 Нисан

МАРКСИЗМ И ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС

На главную страницу Распечатать

«Социалистическая революция — единственное реалистичное решение еврейского вопроса. Если еврейские рабочие и крестьяне попросили себе отдельное государство, это хорошо. ...Но только победивший рабочий класс может им его предоставить»

Лев Троцкий, 1940 г.

Троцкизм в большинстве своих вариаций, возникших после убийства Троцкого, включает в себя антисионизм. Между тем, и это не миф, созданный правыми,   а  голая правда — евреи в троцкизме всегда играли весьма значительную роль.

Ленин однажды лестно высказался о ведущей роли евреев в нашем (социалистическом и коммунистическом — прим. ред.) движении. Карл Каутский в начале XX века церемонно обратился к маленькому британскому социалистическому журналу на идише, призвав еврейских социалистов к передаче революционной решимости британским лейбористам. Они, впрочем, и так активно этим занимались, и дело здесь в историческом и социальном опыте евреев.

В первой половине XX века еврейские рабочие жили в мире, который клеймил евреев и сваливал на них все грехи. Вездесущая христианская культура, следуя давней традиции, обзывала их проклятым народом, отвергнувшим,  а  затем и распявшим Иисуса. Более поздняя волна национализма, захлестнувшая враждующие европейские страны, навесила на них ярлык чужаков. Европейская расистская субкультура изображала их паразитами, которых нужно уничтожать. Десятилетиями продолжалась эта травля, пока не достигла исторического максимума в бешеной судороге Холокоста.

В этих условиях у евреев была дорого обошедшаяся им привилегия узреть капитализм полностью, во всей его каннибальской дикости, без многослойных привычных масок цивилизованности. Таким образом, многие из них естественно влились в армию социалистов, стремящихся переделать мир так, чтобы в нем не было больше ни классового, ни национального угнетения.

Однако не все евреи сделались социалистами-революционерами, многие патриоты боролись за создание еврейского государства в Палестине. Некоторые из них — кстати, наиболее эффективные — были также и социалистами. Соперничество между еврейскими социалистами и сионистами становилось порой острым, но дело не доходило до той демонизации сионизма, которой славится современный троцкизм. Сионисты сражались в рядах Красной Армии после Октябрьской революции 1917 г.

В Палестине тем временем из лево-сионистской организации «Поалей-Сион» возникла крошечная Коммунистическая партия. Коммунисты призывали к мировой социалистической революции как дороге к освобождению евреев. Они противостояли идее образования независимого еврейского государства, которую пропагандировали правоверные сионисты. И все же тогдашние левые были далеки от нынешней псевдолевой демонизации сионизма. Следует ли пускать в Палестину всех евреев? Конечно, следует, отвечали Коммунистический Интернационал и Компартия Палестины, отстаивая идею еврейско-арабского единства в борьбе с британским колониализмом. Переход к современному левому антисионизму — следствие сталинизации Коммунистического Интернационала.

В 1929 г. арабские шовинисты предприняли ряд нападений на евреев. Так, были убиты все преподаватели и студенты иешивы в Хевроне. Вначале Коммунистическая партия Палестины назвала эти нападения их настоящим именем — погромы. Так же отреагировали и советская, и коминтерновская печать. Затем международные вожди-сталинисты решили, что это было «антиимпериалистическое восстание». Это и стало линией Коминтерна. Всё, включая даже обыкновенный еврейский погром, отныне представлялось как свидетельство неизбежности мировой революции.

После 1930 г. под давлением Коминтерна до того преимущественно еврейская Компартия Палестины сильно арабизировалась. Вождями партии стали арабы, еврейское большинство было вытеснено на обочину движения. В результате Компартия порвала с политикой пролетарского интернационализма и стала заклятым врагом еврейской иммиграции. Немецких евреев, бежавших от Гитлера, прямо у берега встречали еврейские коммунисты. Они говорили по-немецки и раздавали листовки, призывавшие ехать обратно.

К 1936 г. в Сирии и Палестине сформировалось мощное арабское националистическое движение, направленное, в первую очередь, на погромы среди еврейских мирных жителей. Компартия активно участвовала в этой кампании. Так, американский коммунист Мелех Эпштейн свидетельствовал, что молодым еврейским коммунистам дали задание взорвать штаб-квартиры еврейского профсоюзного движения, Гистадрута.

Троцкисты отвергали злобные измышления 1929 года. В 1936 г. они также не согласились с официальным Коминтерном и не считали арабскую агрессию против палестинских евреев антиимпериалистическим движением. В какой-то момент Эпштейн окончательно порвал со сталинистами и тогда выложил в US Militant всю правду о сотрудничестве местной Компартии с арабскими националистами и об их совместной подготовке терактов против евреев.

***

Лев Давидович Троцкий родился в 1879 г. и погиб в 1940 г. от рук сталинского агента. Таким образом, его жизнь почти укладывается в период между началом погромов в России (1881 г.) и кануном Холокоста.

Троцкий не был сторонником сионистского движения и в 30-х годах предупреждал, что Палестина может превратиться в гигантское гетто. Евреи, стремившиеся найти там убежище, говорил он, могут оказаться в ловушке, в которой их перережут.

Тем не менее новый антисемитизм, не только в нацистской Германии и Польше, но и в СССР при Сталине, коренным образом изменил его взгляды на еврейский вопрос.

К концу жизни он понял, что преследование евреев сделало создание еврейского государства вынужденной необходимостью.

***

В одной из бесед в 1937 г. Троцкий еще раз прояснил свою позицию:

— В молодости я полагал, что евреи разных стран все-таки ассимилируются, и еврейский вопрос исчезнет сам собой. Историческое развитие последней четверти века не подтвердило этого прогноза. Загнивающий капитализм привел к повсеместному обострению национализма, частью которого является антисемитизм.

Нация не может нормально существовать без собственной страны. Из этой идеи вырос сионизм. Но события демонстрируют нам, что сионизм не способен по-настоящему решить еврейский вопрос. Конфликт между евреями и арабами в Палестине приобретает всё более угрожающий характер.

22 февраля 1937 г. появилась статья Троцкого об антисемитизме в сталинском СССР. Он говорил о социалистическом будущем сионистских «методов решения еврейского вопроса». «Разве мы не правы в том, что всемирная социалистическая федерация сможет создать подлинный Биробиджан для евреев, желающих получить свою автономную республику, чтобы развивать в ней свою самобытную культуру?».

Мы никогда не узнаем, что сказал бы Троцкий, когда еврейское государство было в итоге создано в 1948 г. Ясно, однако, что он не стал бы забивать себе голову антисионистской демонологией и теориями международного заговора, которые столь популярны ныне среди левых.

***

Однако социалистическая революция так и не подоспела, чтобы спасти евреев от массовой европейской резни. Но жизнь шла вперед. Сионисты продолжали осуществлять свой проект и в конце концов в трагическом конфликте с арабами отвоевали себе государство Израиль. Потребность в национальной территории, которую, пусть и с неохотой, Троцкий всё же осознал, с особенной остротой ощущалась теперь большинством евреев. Но воплотилась эта мечта не в благосклонном социалистическом мире,  а  в мире, где правили империализм и сталинизм. И движущей силой ее был союз сионизма и Кремля,  а  затем сионизма и США.

В 1948-м на территорию, выделенную евреям ООН, вторглись армии арабских государств. Причем командовали ими офицеры британской империалистической армии. Проиграй тогда евреи, их бы всех перерезали, выгнали или заставили бы жить под контролем Британии, вернувшейся в качестве «миротворца». Но евреи победили, и три четверти из миллиона палестинских арабов бежали из страны. Между тем в последующие годы из арабских стран было изгнано около 600 тысяч евреев. Им, в отличие от палестинских арабов, не позволили томиться в лагерях беженцев, в то время как некоторые арабские правительства даже официально запретили принимать «своих» беженцев на работу. Так решались вопросы в мире, которым еще правили капитализм и сталинизм.

***

В 40-х годах мировоззрение троцкистов напоминало мировоззрение Сталина Третьего периода — 1929–1933 гг. Все происходящие события они толковали как часть социалистической революции. К ее движущим силам они относили и всё возраставший арабский национализм — «арабскую революцию».

В 40-х годах троцкисты прямо говорили, что только поддержка арабской революции против евреев Палестины позволит им, троцкистам, внедриться в эту «часть мировой революции». Однако не все левые придерживались такой точки зрения.

Некоторые французские троцкисты поддерживали сионистских партизан в их освободительной борьбе с Британией. Так, группа Шахтмана, Рабочая партия США, не разделяла заблуждений Третьего периода. Отвергала она и воинствующий арабский шовинизм «правоверных троцкистов». Хотя, например, группа «правоверных троцкистов» Менделя — Пабло выступала за права евреев в рамках некой ближневосточной федерации.

После блестящей победы в Шестидневной войне в 1967 г. Израиль стал восприниматься троцкистами как жестокая колониальная держава, угнетающая многочисленное арабское население на Западном берегу и в Газе. Большинство «правоверных троцкистов» перешло к откровенному антисионизму, который означал теперь стремление разрушить существующее еврейское государство во имя «освобождения» палестинцев.

Сионизму приписали всю отвратительность таких понятий, как «расизм» и «фашизм»,  а  Израиль стал рассматриваться как главный представитель империализма. Реальную историю отодвинули на задний план. Антисионизм стал дубинкой, которой запугивали тех, кто пытался думать над этим вопросом самостоятельно и непредвзято.

***

Реакцией псевдолевых на образование Израиля стало изображение сионистов могущественными заговорщиками, которые заправляли всем во времена Гитлера,  а  потому несут и долю ответственности за Холокост. В 70-х годах принятие теории сионо-нацистского заговора стало необходимым условием того, чтобы тебя признали последователем Троцкого. Согласно этой теории, Гитлер был лишь слепым инструментом «еврейского заговора».

Вождь немецких социалистов Август Бебель метко назвал левый антисемитизм «социализмом идиотов». Значительная часть сегодняшнего троцкистского движения увлеклась антисионизмом. Перефразируя Бебеля, можно сказать, что это «антиимпериализм идиотов». По сути, нынешний антисионизм — это тот же антисемитизм, поскольку проявляется, помимо прочего, в непримиримой враждебности к евреям, для которых Израиль занимает центральное место. Всё это не имеет ничего общего ни с политикой Троцкого, ни с его эволюционировавшей позицией по этому вопросу. Это «троцкизм идиотов»!

***

Типичное заключение троцкистов после Троцкого делается из порой справедливых жалоб на израильский шовинизм.  А  состоит оно в том, что израильтяне как нация не имеют права на существование.

«Интернационализм», таким образом, получается весьма избирательный, односторонний. Осуждение Израиля абсолютно и беспощадно. Осуждение же арабского шовинизма проявляется лишь в виде полуабстрактного морального запрета и ряде увещеваний. Защищая права палестинцев, никто не требует от них перестать быть шовинистами. Они — законная нация. Евреи же — незаконная нация. Для тех марксистов, которые согласились с этим, интернационализм стал средством выражения своего арабского националистического ультиматума израильским евреям. Будьте «интернационалистами», станьте религиозным меньшинством в арабской Палестине, ликвидируйте свое национальное государство!

Но это совсем не интернационализм рабочего класса. Это псевдоинтернационализм на службе у национализма. Эта программа подразумевает покорение или даже уничтожение целой нации. И это преподносят нам под видом антинационализма и антирасизма!

Единственной последовательно троцкистской позицией является защита как права Израиля на существование, так и права палестинцев на создание собственного государства. Иными словами, два государства для двух народов.

Работы Троцкого — это глоток свежего воздуха посреди болот истерии, ультралевых бредовых фантазий, сочувствия воинствующему арабскому шовинизму и элементов векового антисемитизма, преобразованного ныне в антисионизм, — словом, всего того, во что превратилась огромная часть троцкизма после смерти Троцкого.

The Workers’ Liberty
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2004 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org
Кирилл Дмитриев