Начало в № 3(46)
ПЕРВЫЕ ШАГИ В БЕЗДНУ
После девяти лет брака с Квандтом Магда оказалась свободной, богатой и несчастной. То, что обеспеченная дама с хорошими манерами очутилась в партии плебея Гитлера, могло бы показаться курьезом.
Однако в Германии тех лет многие представители высшего света были увлечены демагогией лидера немецких нацистов.
1 сентября 1930 года Магда Квандт получила от партийной ячейки Берлин–Запад удостоверение номер 297442 члена национал-социалистической партии.
С рвением отличницы штудировала Магда книги «Моя борьба» Гитлера и «Миф ХХ века» Розенберга, выписывала партийную газету и не пропускала ни одной речи Гитлера в прессе.
Так же страстно, как она когда-то мечтала о будущем сионистском государстве, теперь она была убеждена в превосходстве германской расы, в мировом еврейском заговоре и преступности Версальского договора.
Благодаря хорошему образованию и знанию иностранных языков Магда Квандт получила место в городском партийном архиве Берлина.
Вскоре на привлекательную и элегантную сотрудницу обратил внимание сам руководитель городской парторганизации Йозеф Геббельс. Задачей Геббельса было завоевать для фюрера голоса жителей «красного Берлина». Геббельс с заданием справился. Благодаря своим зажигательным речам, умело организованным демонстрациям сторонников и уличным беспорядкам, факельным шествиям и кампаниям в прессе он сделал попутчиками Гитлера многих из тех, о ком говорили, что они встали под красное знамя еще до того, как на него нашили свастику.
Среди приближенных к Гитлеру людей Геббельс стоял особняком. Низкорослый и тщедушный, он мало напоминал идеал арийского мужчины. Уже, будучи отцом семейства, Геббельс весил меньше 50 килограммов. У него была слишком большая голова. Из-за перенесенной в детстве болезни костного мозга он сильно хромал — правая нога у него всегда была в шинах. Это доставляло честолюбивому Йозефу не только физические страдания. Тяжелейшим испытанием для него было обойти строй почетного караула. Когда этой церемонии нельзя было избежать, накануне ему всю ночь снились кошмарные сны.
Геббельс был значительно умнее и образованнее большинства своих товарищей по партии. Следуя как тень за своей любимой женщиной, еврейкой Анкой Штальхерм, Йозеф Геббельс получил дипломы об окончании пяти университетов. В 1922 году он стал доктором германской филологии. Долгое время никто не мог бы упрекнуть Геббельса в антисемитизме. Евреем был его духовный наставник и любимый научный руководитель доктор Фридрих Гундольф из Гейдельбергского университета. В качестве подарка своей невесте Анке Йозеф выбрал и надписал «Книгу песен» еврея Генриха Гейне. Но вскоре Геббельс отказался от собственного мнения и весь свой интеллект посвятил вере в фюрера.
Эта вера напоминала религиозный экстаз поклонения. Гитлер же подчеркивал, что Геббельс — единственный оратор, которого он может слушать, не засыпая.
Долгое время Геббельс безуспешно пытался реализовать себя в литературе и литературной критике. Он вступил в нацистскую партию в 1924 году из-за крайней нужды, отвергнутый большинством редакций и издательств. Ему был нужен вождь, который обеспечит душевное равновесие, материальное благополучие и укажет цель, безразлично какую. Этому вождю он остался верен до самой смерти.
К тому же кумиру пришла, в конце концов, и Магда Квандт.
ВОЗЛЮБЛЕННАЯ ДЬЯВОЛА
Первая встреча Магды и Геббельса состоялась 7 ноября 1930 года и прошла по-деловому.
Магда получила задание вести личный архив гауляйтера. Вскоре Геббельс едет вместе с Магдой в Веймар на партийную конференцию. Здесь Геббельс встретил свою прежнюю любовь Анку Штальхерм. Он познакомил ее с Магдой, а в дневнике записал: «Я встретил Анку. Она печальна. Прочь отсюда! Я, наконец, больше не люблю ее с ее вечной недисциплинированностью». Правда, окончательно пути Геббельса и Анки разошлись только после прихода нацистов к власти.
Вскоре роскошная квартира Магды Квандт, подаренная ее бывшим мужем, стала своеобразным салоном, где собирались партийные бонзы. Однажды в квартире Магды появился и сам Адольф Гитлер. Шеф партии был совершенно покорен красотой и манерами Магды. Казалось, в ней был воплощен идеал арийской женщины и матери. Такая женщина должна была бы принадлежать только фюреру и никому другому. Однако Гитлер, готовясь захватить власть над всей Германией, дал обет безбрачия. Любовь к власти была для него сильнее власти любви. Но и пройти мимо Магды Квандт Гитлер не мог. «Эта женщина могла бы сыграть в моей жизни большую роль даже без того, чтобы я на ней женился», — говорил Гитлер Отто Вагенеру, начальнику штаба СА и своему тогдашнему экономическому советнику. Кроме того, Магда была бы полезна для пропагандистской работы партии. «Жаль, что она не замужем», — добавил Гитлер. Этот недостаток оказалось легко поправить. Не без активного участия Гитлера 19 декабря 1931 года состоялась свадьба Магды и Йозефа Геббельса. Свидетелем был сам Гитлер.
В Гитлере Магда увидела Отца, решительного человека, знающего, куда надо идти. Актриса и режиссер Лени Рифеншталь записала в своих воспоминаниях сказанные Магдой сразу после свадьбы слова: «Я люблю мужа, но моя любовь к Гитлеру сильнее, для него я готова пожертвовать жизнью. Только когда я поняла, что он не может любить никакую женщину, а только Германию, я дала согласие на брак с доктором Геббельсом, так я могу быть ближе к фюреру». Вегетарианскую еду для Гитлера всегда готовила сама Магда.
В браке с Геббельсом Магда родила пять девочек и одного мальчика: в 1932 году — Хельгу, в 1934-м — Хильде, в 1935-м — Хельмута, в 1937-м — Хольде, в 1938-м — Хедду, в 1940-м — Хайде. По странной прихоти она всем детям давала имена, начинающиеся с буквы «Х» (точнее, «Н», как и фамилия Гитлер).
Увеличившейся семье потребовалось новое жилье. Гитлер помог Йозефу и Магде купить роскошный замок на берегу Ванзейского озера. Там чета Геббельс дала грандиозный бал в честь летней Олимпиады 1936 года в Берлине. Было приглашено более трех тысяч гостей из разных стран. Земельные владения Геббельса увеличились за счет покупки имений соседей, как правило, евреев, среди которых был, в частности, и один из родственников отчима Магды. Евреев против воли заставили расстаться со своим имуществом.
Нацистская пропаганда представляла семью Геббельса образцом для всех немцев.
Магда получала ежедневно десятки писем от женщин, ждущих ее помощи или совета.
ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ
В это время режим, с которым Магда накрепко себя связала, все сильнее преследовал ее отчима Рихарда Фридлендера. Отчим работал старшим официантом в берлинском Тиргартене и своим трудом обеспечивал себе и своей новой жене Эрне-Шарлотте вполне достойную жизнь. Но в годы правления нацистов он потерял работу и положение в обществе. Гитлеровская политика планомерно лишала немецких евреев всех гражданских и общечеловеческих прав. Многие эмигрировали, но большинство евреев продолжало надеяться, что положение изменится к лучшему. Когда иллюзии рассеялись, было уже поздно.
Рихард тоже не допускал мысли об эмиграции: ведь он был офицером в Первую мировую войну, государство обещало заботиться о своих ветеранах. По воспоминаниям внука Фридлендера, Михаэля Туча, его дед пытался обратиться за помощью к своей падчерице и ее высокопоставленному супругу. Магда Геббельс, однако, избегала всякого общения со своим некогда любимым отчимом. Как рассказал сам Рихард, когда он вошел в бюро гауляйтера Берлина, на лице Геббельса появилась маска ужаса и отвращения. Геббельс повернулся к своему адъютанту и приказал: «Спросите у еврея Фридлендера, что ему здесь нужно». Фридлендер не получил никакой помощи от своей любимой падчерицы и ее мужа.
Тюрьмы и концлагеря для евреев начали действовать уже летом 1938 года. Целью новой политики было заставить евреев бежать из страны, оставив нацистам все имущество.
В 1938 году Рихарда Фридлендера направили на принудительные работы на берлинский завод газового оборудования. 15 июня его арестовали прямо на рабочем месте и направили ( в числе 2000 евреев) в концлагерь Бухенвальд. Большинство из них были бывшие врачи, адвокаты, предприниматели и рабочие из Берлина. Ему было тогда пятьдесят семь лет.
Эсэсовцы соревновались друг с другом в избиении заключенных. Около пятисот человек были брошены в бывшее стойло для овец. Места не хватало. В помещении не было ни одного стола, стула или кровати. Ночами все лежали на голом полу, причем из-за тесноты не было возможности даже вытянуть ноги.
В первые дни заключенные не получали никакой еды, зато в избытке были переклички, построения, наказания и пытки. Затем начались каторжные работы. Заключенные должны были мостить камнем улицы. Для непривычных к физическому труду пожилых людей работа была непосильной. Рабочий день продолжался с 6 до 20 часов, в воскресенье — до 16.
К октябрю в лагере умерли более 100 человек. Не перенес нечеловеческого обращения и Рихард Фридлендер. Он был в буквальном смысле замучен до смерти. В свидетельстве о смерти, выданном 18 февраля 1939 года, указано, что он умер от «недостаточности сердечной мышцы при воспалении легких». Вдова Фридлендера получила по почте урну с его прахом, заплатив наложенный платеж 97 рейхсмарок. Рихард Фридлендер стал одной из первых жертв расовой политики нацистов задолго до того, как уничтожение евреев было переведено на индустриальные рельсы. Ванзейская конференция, на которой было утверждено «окончательное решение еврейского вопроса», прошла в январе 1942 года недалеко от старого еврейского кладбища, где в безымянной могиле нашел свой последний покой отчим первой дамы Третьего рейха.
СВОЙ ВЫБОР
Знала ли Магда Геббельс о смерти отчима, неизвестно. Но она приняла политику уничтожения евреев, несмотря на то, что в молодости евреи были ее задушевными друзьями. В отличие от большинства немцев Магда точно представляла себе гигантские масштабы фабрик смерти. Геббельс не скрывал от жены, как реализуется «окончательное решение еврейского вопроса». Своей свояченице Элло Квандт Марта рассказывала: «Ты не можешь представить, какие страшные вещи он мне говорит. И я ни с кем не могу этим грузом поделиться. Этого никому нельзя рассказать. Он все вываливает на меня, потому что ему самому невмоготу. Это невозможно описать».
Йозеф Геббельс в молодости тоже не испытывал ненависти к евреям, но делал со своей стороны все, чтобы варварский план Гитлера воплотился в жизнь. Он, однако, отличался от остальных сподвижников Гитлера большей осмотрительностью. Так, ознакомившись в 1942 году с программой «окончательного решения еврейского вопроса», Геббельс пытался уговорить фюрера отложить ее реализацию до окончания войны. Гитлер с этим не согласился. Во время знаменитого выступления немецких женщин в защиту их еврейских мужей в Берлине в 1943 году Геббельс не стал применять силу и удовлетворил все требования протестовавших. Арестованные евреи из сборного лагеря на Розенштрассе были освобождены, некоторых даже вернули из Освенцима.
По мере того как победа союзников становилась реальностью, судьба Геббельсов все теснее сплеталась с судьбой обреченного фюрера.
22 апреля 1945 года Геббельс с женой и детьми переселился в бункер фюрера. Детям Магды отвели отдельную комнату на верхнем этаже бункера. Детям понравилось новое приключение. «Тысячелетний» рейх доживал последние дни.
28 апреля Магда написала письмо-прощание своему старшему сыну Харальду Квандту, не зная, что он уже находится в советском плену. Мир, который придет после фюрера и национал-социализма, писала она, не имеет никакой ценности. Она пожелала сыну остаться верным себе и родине.
30 апреля застрелились Гитлер и Ева Браун. На следующий день доктора Штумпфеггер и Науман под присмотром Магды сделали смертельные уколы шестерым детям. Магда до последней минуты сохраняла хладнокровие. После того как в детской все было кончено, она спустилась в гостиную и в последний раз разложила свой любимый пасьянс. В половине девятого вечера Геббельс застрелился, Магда приняла яд. Перед смертью гауляйтер Берлина приказал сжечь свой труп и труп своей жены.
Пути соглашательства и сопротивления, как и пути героизма и преступления, часто идут совсем рядом. Легко вообразить, как совсем по-другому могла бы сложиться жизнь, сделай человек в свое время маленький шаг в другую сторону. Решающий выбор человек делает сам. Магда Геббельс сделала выбор и заплатила за него своей жизнью и жизнью своих любимых детей.
Свой выбор сделала и Колин Квандт — дочь Харальда Квандта. Внучка Магды Геббельс прошла ортодоксальный гиюр и живет в Гамбурге с мужем-евреем.
|