«Еврейский Обозреватель»
ГЛАВНАЯ
10/77
Май 2004
5764 Сиван

ШПИОНЫ СРЕДИ НАС

ИРИНА СОЛГАНИК

На главную страницу Распечатать

В связи с освобождением "атомного шпиона" Мордехая Вануну мы решили вспомнить некоторых его сотоварищей, сократив список лишь до самых знаменитых имен, близких русскому уху и связанных главным образом с Комитетом госбезопасности.

Начнем с недавно упорхнувшего в Европу 86-летнего Маркуса Клинберга, признанного едва ли не самым опасным шпионом в израильской истории и приговоренного в этой связи к рекордному двадцатилетнему сроку заключения. Клинберг, уроженец Варшавы, чья семья сгинула в печах Треблинки, получил медицинское образование в Минске, а в период Второй мировой, оказавшись в рядах Красной Армии, был завербован советской разведкой; в 1948 году он с супругой принял решение отчалить в Израиль (после тщетных попыток перебраться в Америку). В Израиле за считанные годы заработал погоны подполковника, после чего вместе с женой был принят в биологический институт в Нес-Ционе, считающийся одним из официальных партнеров Пентагона. Говорят, что поворотный пункт в его деятельности пришелся на начало 60-х, когда его сотрудникам были поручены исследования, связанные с распознаванием химического оружия и его нейтрализацией (в Израиле тогда испугались химических возможностей Египта).

Клинберг, специалист по эпидемиологии с международным именем, ставший в дальнейшем заместителем директора Института, вызывал подозрения у сотрудников безопасности еще с 60-х, но с улыбкой проходил проверки на детекторе лжи; его не сумели разоблачить и сотрудники Моссада, ведшие за ним наблюдение во время зарубежных командировок. Лишь в 1982 году, после шести дней беспрерывных, по 18 часов, допросов, с привлечением психолога и психиатра, детектора лжи, "плохого" и "хорошего" следователей, Маркуса Клинберга удалось, наконец, припереть к стенке (говорят, когда он согласился признаться, один из следователей, будучи доведен до отчаяния непрошибаемостью и невозмутимостью шпиона-профессора, беззвучно рыдал в соседней комнате).

Как выяснилось, Клинберг шпионил без перебоев восемнадцать лет, двадцать раз встречался за границей с работодателем, денег не брал, ибо сотрудничал с советской госбезопасностью по соображениям идеологическим и из чувства признательности за предоставленное во время войны убежище. Он свел на нет двадцатилетние исследования самого засекреченного в стране Института, о существовании которого знали в ту пору немногие; советской стороне точно было известно, какими средствами мы располагаем, а какие у нас отсутствуют.

В истории этой не обошлось без драматических пиков: так, супруга Клинберга Ванда пыталась отравить разоблаченного профессора таблетками во время тюремного свидания, а затем перерезать себе вены; впрочем, выжили оба. Ванда скончалась значительно позднее, в Париже, в 1990 году, а Клинберг жив, здоров, свободен и ни в чем не раскаивается.

Другой знаменитый шпион, улыбчивый и неоспоримо обаятельный уроженец Каунаса Шабтай Калманович, явившись в страну в начале 70-х, совершил прямо-таки головокружительный рывок в высшие политические, а также экономические сферы, став представителем Ботсваны в Израиле и вспахав плодородные земли Сьерра-Леоне. Но обладатель личного самолета и замка в Каннах был признан советским шпионом, арестован в 1987-м и приговорен к девяти годам заключения. Сей популярный в Израиле человек отсиживал свой срок не без комфорта, в его со вкусом обставленной камере присутствовал аппарат для очистки воздуха, какого нет в иной репатриантской квартире, пища полагалась исключительно диетическая, ежедневная свежая газета, звонки, общее руководство африканским и прочим бизнесом, прием уважаемых визитеров, включая юную солдатку Армии обороны Израиля (физиологические пиршества происходили, по слухам, в отдельном кабинете, предоставленном понимающим тюремным начальником).

В результате бывший начальник тюрьмы поменялся с Калмановичем местами - первый сел, второй вырвался на свободу, опять примагнитив к себе миллионы. Ныне российский аптечный магнат Шабтай Калманович, хозяин московского Тишинского рынка, близкий друг Кобзона и Винокура, покровитель Земфиры, владелец ведущих баскетбольных команд Литвы и России, страстно увлечен женским (именно женским) баскетболом; вряд ли кому-либо еще из освобожденных шпионов удалось достичь столь ошеломляющих высот.

Еще один известный персонаж - полковник Шимон Левинзон, занимавший высокий пост в разведотделе армии и являвшийся офицером службы безопасности при канцелярии главы правительства. Оказавшись по делам службы в Бангкоке, он не без удовольствия позволил себя завербовать советской разведке.

Левинзонова шпионская эпопея закончилась двенадцатью годами заключения, коими он был награжден в 1993 году; в вину ему вменялась сдача агентов израильских спецслужб за умеренную сумму в 30 тысяч долларов, передача информации касательно охраны канцелярии главы правительства и т.п. Обвинительное заключение завершалось констатацией, что Шимон Левинзон занимался шпионажем в связи с общей слабостью характера и необузданной страстью к наживе. Отсидев примерно треть срока и проявив себя с лучшей стороны, Левинзон был освобожден из либеральнейшей из наших тюрем - "Маасиягу"; дальнейшая его судьба неизвестна.

Надо сказать, что израильская Служба безопасности (ШАБАК) изначально предполагала, что неконтролируемые волны алии принесут с собой многочисленную шпионскую братию, в связи с чем обзавелась спецподразделением, ориентированным исключительно на новых репатриантов. Тем не менее за шпионаж в пользу КГБ были осуждены не более полутора десятка человек - улов хилый.

Небольшая группа советских шпионов была разоблачена в 1988 году, один за другим были задержаны Григорий Лундин, инженер и испытатель, трудившийся на предприятии по ремонту бронетехники и усовершенствованию знаменитого танка "Меркава"; сотрудник военного предприятия Роман Вайсфельд и уже упоминавшийся Шабтай Калманович, а затем, через пару лет, выведен на чистую воду Шмуэль Махтий из отдела разработок концерна авиапромышленности.

Как утверждала зарубежная пресса, трое из четверых были разоблачены в результате измены некоего Александра Ломова, майора, возглавлявшего опорный пункт КГБ в наших палестинах и служившего для прикрытия в администрации "Красной" православной церкви (один из чиновников израильского министерства по делам религий вспоминал, что Ломов злоупотреблял алкоголем и проявлял неумеренный интерес к противоположному полу; на организованную для него экскурсию по святым местам он прибыл в разных башмаках, смутив неподготовленных к зрелищу израильских чиновников).

В общем, резидент Ломов вместе с шифровальщицей-супругой перешли на сторону противника, а в дальнейшем были приняты под крыло ЦРУ и надежно припрятаны в США, где, удостоившись щедрой помощи в обустройстве, растворились окончательно и без осадка. Разоблаченные же шпионы получили каждый свой срок (Лундин, кстати, был досрочно освобожден и скончался в семидесятидвухлетнем возрасте на свободе).

По признанию живущего ныне в Америке генерала Олега Калугина, госбезопасность пыталась наводнить Израиль агентами, предполагалось, что малочисленная местная контрразведка в погоне за сотнями проворонит двух-трех действительно важных птиц, состоящих на службе в армии, системе безопасности или на стратегических предприятиях (вроде Института в Нес-Ционе).

По всей видимости, со многими Комитет госбезопасности так и не установил связь, и задействована была весьма немногочисленная группа, к которой относились перечисленные персоны, а также задержанные позднее несколько человек, среди них - тренер израильской сборной по настольному теннису Александр Раделис, сумевший вывести команду на новые головокружительные рубежи (при Раделисе теннисисты впервые вторглись в лигу "А" в Европе). Как выяснилось, тренер за небольшие деньги (4 тыс дол. в месяц), никак не компенсировавшие повышенный риск работы, информировал Службу внешней разведки (СВР) о "политическом и экономическом положении в Израиле, обострении напряженности на северной границе", а также выдавал данные о собственной резервистской части и о моделях израильских танков.

После тренера настольных теннисистов был триумфально пойман особо опасный инженер Электрической компании, заместитель начальника отделения счетчиков в Южном округе Анатолий Гендлер, знавший поименно все счетчики от Нетании до Эйлата, включая те из них, что были расположены на военных объектах. Гендлера, за десятки тысяч долларов снабжавшего информацией сначала КГБ, а затем - российскую СВР, приговорили в 1997 году к 11 годам тюрьмы.

Последним (на данный момент) аккордом в отношениях израильской контрразведки с разведкой российской стало задержание в марте 1999 года важнейшего, как было провозглашено, из всех агентов, действовавших в Израиле после развала Союза. Им оказался Валерий Каминский, которого КГБ принудило к сотрудничеству, угрожая в противном случае не выпустить из страны. Каминский, трудоустроенный в качестве техника на важнейшей базе военно-воздушных сил в Тель-Ноф, посвятил многотрудной шпионской деятельности 16 лет. Контакты с работодателем происходили примерно так же, как во времена Юстаса с Алексом, - встречались за границей, посылали шифровки и чуть ли не письма писали симпатическими чернилами. Утверждалось, что Каминский в том числе транслировал московским руководителям информацию, добытую благодаря сыну, служившему на засекреченном военном объекте и, естественно, не подозревавшему об ответственной отцовской миссии.

В израильской службе безопасности до сих пор исходят из предположения, что российская разведка вербует и новых агентов, будучи по-прежнему заинтересована в сборе информации в Израиле.

По мнению аналитиков, Россия ныне испытывает интерес к сотрудничеству в военной области между Израилем и США, Китаем, Турцией. Кроме того, сосредоточенный русский глаз предположительно привлекают израильские технологические достижения и военные разработки, информация о которых могла бы помочь россиянам сбыть арабам собственный товар (потенциальным покупателям будет предложено нечто вроде противоядия или же ответа "на оружие, которым угрожает Израиль"). И, конечно, российская разведка, по-прежнему интересуется всем, что связано с развитием и усовершенствованием неконвенционального оружия.

"Вести", Израиль


ВАНУНУ: «МОЯ ЖИЗНЬ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ»

Мордехай Вануну родился в 1954 году в Марокко в большой религиозной семье, которая эмигрировала в Израиль в 1963 году. Окончив школу, Вануну отслужил в саперных войсках, а затем устроился лаборантом на реактор в ядерном центре в Димоне.

В 1986 году Вануну продал британской газете "The Sunday Times" сведения о ядерной программе Израиля и 60 фотографий, сделанных им в помещениях реактора.

28 сентября 1986 года часть этих данных появилась в конкурирующей британской газете "The Sunday Mirror", вместе с фотографией лаборанта. Два дня спустя Мордехай Вануну исчез из Лондона. Как впоследствии выяснилось, он отправился в Рим по приглашению своей новой знакомой Черил Бен-Тов, неверно истолковав природу интереса девушки к его персоне (сегодня Черил, агент "Моссада", живет во Флориде с мужем и дочерьми).

В Риме предателя уже ожидали агенты Моссада, которые опоили Вануну снотворным и тайно доставили в Израиль морским путем. Краткую справку об обстоятельствах своего похищения Вануну написал на левой ладони и показал прессе полтора месяца спустя через стекло автозака: "Я был похищен в Риме 30.9.86".

Суд приговорил Вануну к 18 годам заключения и из ашкелонской тюрьмы "Шикма" он вышел лишь 21 апреля 2004 года. После импровизированного митинга у ворот тюрьмы Вануну на белом "форде" отправился в иерусалимскую церковь Св. Георгия (в 1986 году Вануну крестился; его духовник и крестные родители встречали его при выходе из тюрьмы). Вануну настаивает на том, что ему не известно никаких дополнительных секретов, кроме тех, которые он уже продал британской прессе в 1986 году, и поэтому власти должны отпустить его в США. По другим сведениям, Вануну заявил, что будет жить в англиканской церкви в Иерусалиме.

По словам шпиона, он нисколько не сожалеет о содеянном и по-прежнему отрицает право Израиля на самооборону. "Моя жизнь только начинается", - заявил Вануну сторонникам после освобождения.

По материалам СМИ
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@  jewukr .org
© 2001-2004 Еврейская Конфедерация Украины - www. jewukr .org
Лучший подарок сотрудникам - толстовка с логотипом. Запоминающиеся подарки. . Каталог товаров дпк террасная доска.