«Еврейский Обозреватель»
ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
11/78
Июнь 2004
5764 Сиван

ШЕЙХ ПАЛАЦЦИ - УМЕРЕННЫЙ ГОЛОС В ИСЛАМЕ

МЕЛИССА РАДЛЕР

На главную страницу Распечатать

В марте 2001-го шейх Абдул Хади Палацци - генеральный секретарь Итальянской Мусульманской Ассоциации, имам Школы исламской юриспруденции "Шафи" и сопредседатель Исламско-Израильского Содружества выступил перед правыми американскими евреями в Манхэттене.

Слушатели были крайне удивлены, когда Палацци процитировал место в Коране, которое одобряет сионизм ("Ночное путешествие", 17:104), и резко выступил против террористов, которые, по его словам, перевирают религиозные тексты, чтобы продвигать свою "радикальную псевдоисламскую" программу. Шейх Палацци выступает в поддержку принципа решения арабско-еврейского конфликта - "Иордания - это Палестина" и очень напоминает раввина из израильского национального лагеря.

Один из присутствующих спросил Палацци, угрожали ли тому расправой. Палацци ответил, что нет. В конце встречи этот гость покачал головой и сказал: "Если террористы не хотят его убить, значит, он не такой важный имам".

На сегодняшний день Палацци (ему 43 года) - редкий представитель умеренности в религии, лидеры которой игнорируют террор за рубежом и преследования у себя на родине. Палацци был учеником шейха Мухаммада Шаарави (египетский имам, поддерживавший еврейско-мусульманские связи) и резко осуждает антисемитизм, которым заражен ислам. Можно поддерживать или не поддерживать взгляды шейха Палацци, но сама его фигура - символ того, что плюрализм наконец-то возвращается в ислам.

- Как антисемитизм проник в ислам?

- Это произошло в результате внешней политики Британии сразу после Первой мировой войны. Первоначальный договор эмира Фейсала и Хаима Вейцмана призывал к дружбе и сотрудничеству между сионистским движением и лидерами клана Хашимитов. Этот договор подразумевал создание двух государств - еврейского и арабского, и река Иордан была бы границей этих государств. Если бы британцы уважили этот договор, то еврейское государство было бы создано на тридцать лет раньше, и арабские и сионистские движения работали бы вместе.

К сожалению, британский МИД поддержал клан Сауда, который исповедовал культурный ваххабизм - движение, один из главных компонентов которого - антисемитизм. Даже сейчас саудовцы используют нефтедоллары для пропаганды антисемитизма в арабском мире и за его пределами.

- Неужели исламский антисемитизм - всего лишь результат саудовского влияния?

- Когда в 1919 году эмир Фейсал заявил, что он приветствует создание еврейского государства, никто не выступил против него на религиозном основании. Некоторые выступали против сотрудничества с сионистами из политических соображений, но никто не заявил, что ислам запрещает сотрудничество с сионистами или запрещает нам признавать существование еврейского государства.

Идеологии, которая доминирует сегодня в арабском мире, просто не существовало. Даже сейчас видно, что антисемитизм в арабском мире был распространен с помощью переводов европейской антисемитской литературы - такой как "Протоколы сионских мудрецов" и опусы Роже Гароди - на арабский язык. Вы не найдете антисемитских источников в классической арабской литературе.

Очевидно, многие лидеры понимают, что поощрение ненависти к Израилю препятствует демократии в их странах, но диктаторские режимы нуждаются в козлах отпущения и сваливают все свои проблемы на Израиль.

- Запад достаточно осознает угрозу исламского экстремизма?

- Нет. После одиннадцатого сентября президент Буш пригласил саудовского принца Абдуллу на свое ранчо в Техасе и сказал ему: "Вы наши союзники в борьбе с терроризмом". В действительности же, принц Абдулла посылал деньги "Братьям-мусульманам" и "Аль-Каиде".

Принц Аль-Турки - бывший руководитель саудовских спецслужб и основатель "Аль-Каиды". Родственники погибших одиннадцатого сентября подали на него в суд (дело было закрыто из-за "отсутствия юрисдикции"), но теперь этот террорист является саудовским послом в Великобритании, где публикует в английских газетах стихи, прославляющие террористов-смертников.

Из-за огромной силы нефтяных компаний в западном мире саудовская роль в качестве главного приверженца экстремизма и международного терроризма замалчивается.

- Существует ли противодействие исламскому фундаментализму?

- Мы должны попытаться создать умеренную мусульманскую систему образования в противовес экстремистской системе, но это сложно, потому что у экстремистов огромные ресурсы.

Антисемитизм почти не проявляется в Турции или в мусульманских республиках бывшего СССР, таких как Узбекистан и Казахстан. Антисемитизм никогда не был частью политической доктрины в этих странах, но на Западе ситуация иная, потому что проживающие там мусульмане в большинстве случаев могут посещать только саудовские мечети, исламские школы и исламские центры. Мусульманские страны близкие к демократии дружат с Западом и ограничивают экстремизм. Следуя той же логике, можно прийти к выводу, что мусульмане на Западе тоже толерантны, но роль, которую играют экстремистские организации в контролировании мечетей, привела к тому, что на Западе результат совершенно противоположный.

Одиннадцатое сентября привело к тому, что в Северной Америке многие мусульмане высказываются против фундаменталистских и экстремистских организаций. Если число этих выступающих увеличится, то общество поймет, что экстремисты не имеют права говорить от имени ислама.

- Вы заявили, что палестинцы не имеют религиозных и исторических прав на Иудею и Самарию и что Коран поддерживает возвращение евреев на Святую Землю. Как мусульмане должны относиться к образованию палестинского государства?

- Я думаю, что палестинцы, уважающие израильские законы, имеют право жить в Иудее и Самарии - точно так же, как израильские арабы в Галилее или арабы-бедуины в Негеве. Я не согласен с тем, что нахождение в меньшинстве в какой-нибудь стране дает этому меньшинству право требовать свое государство, и считаю, что каждый мусульманин должен протестовать против государства под контролем ООП в Иудее и Самарии. Территория уже разделена на еврейское государство - Израиль и на арабское государство - Иорданию. Создание палестинского государства для ООП противоречит интересам Израиля, Иордании и палестинских арабов, которые будут вынуждены жить под властью варварского режима.

Более того, согласие с созданием такого государства будет означать, что террор сделал свое дело. Многие мусульмане были рады, когда правительство США освободило мусульман Ирака от Саддама Хусейна. Те же самые мусульмане должны протестовать, когда Белый дом оказывает давление на Израиль, чтобы он согласился с созданием еще одного диктаторского режима в арабском мире.

- Но миллионы палестинцев и большинство израильтян поддерживают образование палестинского государства. В чем же заключается решение?

- Я думаю, что самый большой шаг к миру на Ближнем Востоке был сделан во время войны в Ливане - изгнание Арафата и ООП снизило уровень терроризма. Если бы Арафату позволили умереть в Тунисе и не разрешили бы его соратникам вернуться, терроризм был бы побежден в течение 10- 20 лет, и стало бы возможным возникновение новых палестинских лидеров, которые бы приняли договор о предоставлении жителям Западного Берега прав меньшинства, которое проживает в Израиле.

Ословские соглашения вернули Арафата и передали ему контроль над палестинцами, тем самым разрушив возможность урегулирования. После Барака израильтяне проголосовали за Шарона - человека, который выгнал Арафата и расширил поселения в Иудее и Самарии, но сейчас даже Шарон придерживается доктрины отступления. Израилю нужен лидер, который сможет заявить, что переговоры с ООП не являются решением, лидер, который скажет: "Мы выступаем против создания палестинского государства как сейчас, так и в будущем, и мы создадим административную автономию (с предоставлением иорданского гражданства) арабским жителям Западного Берега.

Если президент Буш заявляет, что война с терроризмом - это глобальная война и что ее цель - распространение демократии, - израильтяне имеют такое же право воевать с Ясиром Арафатом и шейхом Ясином (тогда еще не убитым - прим. пер.), как Америка имеет право воевать с Талибаном и "Аль-Каидой".

- Вам встречались евреи, которые не согласны с вашим активизмом?

- Это случается довольно часто. До последнего времени большинство из моих оппонентов в Риме были левыми евреями, которые критиковали меня как врага мирного процесса. Я помню, когда некоторые мои друзья-евреи попросили меня выступить в еврейском центре в Риме, руководство центра было против, считая меня экстремистом. Через несколько недель они пригласили Ясира Абед Раббо и Сари Нуссейбе - для них они были умеренными лидерами палестинской автономии.

Я сказал руководству центра: "Если кто-то считает Сари Нуссейбе умеренным, тогда я рад, что меня считают экстремистом".

Jerusalem post, MAOF
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@  jewukr .org
© 2001-2004 Еврейская Конфедерация Украины - www. jewukr .org