«Еврейский Обозреватель»
КУЛЬТУРА
11/78
Июнь 2004
5764 Сиван

ЗВЕЗДНЫЕ ТАНЦЫ   И  ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ

ИННА ШЕЙХАТОВИЧ

На главную страницу Распечатать

Классический балет долгое время оставался в Израиле «гадким утенком». Оно  и  понятно: для полноценных спектаклей необходимы специально оборудованные сцены, дорогостоящие декорации, большие труппы  и  солисты высокого класса. Ничего этого не было, а создавать все это нужно десятилетиями.

В 1957 году в центре Тель-Авива открылась студия классического балета под руководством супругов Берты Ямпольски  и  Гилеля Маркмана. Два года спустя, отобрав из учащихся студии четырех наиболее талантливых, Берта  и  Гилель основали ансамбль «Израильский классический балет», в котором они сами были солистами.

Поворотным моментом в жизни «Израильского балета» стал визит Патрисии Нири, одной из ведущих балерин «Нью-Йорк сити балле», которым руководил Джордж Баланчин. Нири, собственно,  и  приехала в Израиль как представительница Баланчина для того, чтобы определить художественно-профессиональный уровень «Израильского балета». Результатом этого визита было разрешение Баланчина поставить его «Серенаду» на музыку Чайковского  и  дуэт из балета «Агон».

За последние годы «Израильский балет» несколько раз выезжал с гастролями в Германию, Швейцарию, Голландию, Канаду  и  США. Среди композиций, исполняемых ансамблем, значительное место занимают работы самой Берты Ямпольски. При составлении репертуара руководителям приходится считаться  и  с ограниченными бюджетными возможностями,  и  с небольшим, относительно, числом артистов (15–20 человек).

Несомненным успехом «Израильского балета» стали постановки «Щелкунчика»  и  «Золушки». Израильская публика — даже в самых отдаленных уголках страны — получила возможность посмотреть настоящий балетный спектакль в исполнении отечественного ансамбля.

Следует особо упомянуть ансамбль «Звук  и  безмолвие». Его создатель, бессменный руководитель  и  единственный хореограф Моше Эфрати, чья биография в какой-то мере отражает путь израильского хореографического искусства. Потомок выходцев из Йемена, Эфрати начал изучать искусство танца в Иерусалимской академии музыки  и  танца у профессора Хаси Леви-Агрон. Затем он совершенствовался в Соединенных Штатах в студии Марты Грэхем. Вернувшись домой, Моше стал одним из первых танцоров ансамбля «Бат-Шева», был солистом этого ансамбля  и  делал здесь свои первые шаги как хореограф. Его композиции исполнялись «Бат-Шевой» во время гастролей этого ансамбля по Европе  и  США. Некоторые из них вошли затем в репертуар известных бельгийских  и  французских коллективов.

В 1965 году, еще будучи артистом «Бат-Шевы», Моше Эфрати начал работать с глухими танцорами. Да, да, именно с глухими. Он создал  и  развил метод передачи основного ритмического рисунка с помощью вибраций. Так возник ансамбль «Дмама» — «Безмолвие», где все танцоры были глухими.

Несколько лет спустя Моше Эфрати выходит из состава «Бат-Шевы»  и  основывает собственный коллектив «Эфрати». В 1978 году, объединив оба ансамбля, он создает «Коль ве-дмама» — «Звук  и  Безмолвие».

Многие восхищались дерзкой попыткой Моше Эфрати, но мало кто верил в ее успех. Сегодня, после ряда лет настойчивой  и  серьезной работы, ансамбль «Звук  и  Безмолвие» стал интегральной частью израильского хореографического ландшафта.

Рассказ о балетном искусстве Израиля будет неполным, если не упомянуть хотя бы вкратце ряд малых ансамблей  и  хореографов.

Знаменитая американская танцовщица  и  хореограф Анна Соколова приехала в Израиль зимой 1952 года, услышав об ансамбле «Инбал». «Танцевать их не надо было учить, — рассказывала позже Анна Соколова, — но все, что касалось профессиональной стороны жизни театра, сцены, грима, было им так чуждо...»  И  тем не менее, между звездой американской современной хореографии  и  наивными израильскими танцорами возникла любовь с первого взгляда. Анна Соколова создала «Лирический театр», который не только внес поэтическую ноту в израильскую хореографию, но  и  заложил основы профессионализма, технической культуры, ответственного отношения к организационной стороне театра.

Анна Соколова не раз преподавала на летних курсах в Иерусалимской академии музыки  и  танца, ставила свои работы с разными израильскими ансамблями. Среди этих работ есть  и  балет «Хана Сенеш», музыку к которому написал репатриант из СССР Марк Копитман.

В конце 40-х годов приехала в Израиль замечательная американская танцовщица Рина Шахам. Наряду с многочисленными сольными выступлениями она занимается  и  преподавательской деятельностью, воспитав плеяду талантливых танцоров  и  хореографов, чьи имена уже упоминались в этом рассказе.

Ошра Элькаям была одной из первых танцовщиц «Бат-Шевы». Уроженка страны  и  выпускница Джульярда, ученица Гертруд Краус, Марты Грэхем, Антони Тюдора, она была среди создателей «Хореографического ансамбля кибуцов», ставила свои работы со многими израильскими ансамблями. В 1980 году Ошра Элькаям создала свой собственный ансамбль «Театр движения», который представлял нашу страну на многих европейских  и  американских фестивалях.

Ярон Марголин, ученик Ярдены Коэн, Рины Шахам, Анны Соколовой, работает со своим ансамблем в Иерусалиме. Он нашел возможность, основываясь на им же созданном методе, сохранять свободу  и  раскрепощенность тела танцора даже во время самых сложных в техническом отношении па.

Рина Шейнфельд, в прошлом танцовщица «Бат-Шевы», первое сольное выступление которой состоялось в 1978 году, создала свой собственный коллектив, с успехом выступающий в стране  и  за границей.

Мирале Шарон, Рут Зив-Эйяль, Тамара Мельник, Эли Дор-Коэн, Рут Эшель, ансамбли «Тнуатрон» («Театр  и  движение»), «Тму-на», «Театр движения  и  звука», «Иерусалимский ансамбль», группы «Навадим» («Кочевники»), «Магма» — вот далеко не полный список ансамблей  и  хореографов, которые упоминаются в ежегоднике «Танец в Израиле».

Из многочисленных балетных студий следует отметить, по крайней мере, две — в Хайфе  и  Иерусалиме. Во главе хайфской стоят Илана  и  Адам Пастернак. Студию эту они переняли от известного израильского педагога Леи Шуберт в шестидесятые годы. При студии, где занимаются более 300 учащихся, создан  и  свой ансамбль.

В 1980 году в Израиль из СССР приехали Александр  и  Эмма Лифшиц. Александр Лифшиц долгие годы был одним из ведущих танцоров Кировского театра в Ленинграде. Тотчас по приезде Александр был приглашен вести занятия по технике классического балета в ансамблях «Бат-Шева»  и  «Бат-Дор». В 1981 году он вошел в преподавательский состав Иерусалимской академии музыки  и  танца, где сразу же получил звание профессора. Параллельно последовали приглашения  и  из зарубежных балетных театров: Александр выбрал знаменитый «Балет Нанси» во Франции, где в течение нескольких месяцев проводил занятия с танцорами.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПИТОМЦЕВ СТУДИИ АЛЕКСАНДРА  И  ЭММЫ ЛИФШИЦ

Около четырех лет назад Александр  и  Эмма основали балетную студию в Иерусалиме. Сегодня в ней занимаются более 200 ребят. Но Лифшицы мечтали о детском балетном театре. К концу третьего учебного года нашлось достаточно детей, с которыми можно было решиться на «настоящие» постановки. Сколько волнения было вокруг первых выступлений, как шились руками самой Эммы Лифшиц костюмы, как создавались, по замыслу Александра, декорации, как волновались дети перед спектаклем  и  как были счастливы после него! Первыми работами Лифшиц в детском театре были «Элегия Чарли» на музыку Чарли Чаплина  и  «Бал во дворце Нептуна» на музыку Доницетти.

Сегодня ученики Александра  и  Эммы выступают в Центре искусств при Иерусалимском театре. Кроме Александра  и  Эммы, в студии преподает еще одна репатриантка из СССР — Лена Ляско.

А спектакль, которым дети закончили учебный год, это, не больше  и  не меньше, как «Любовь к трем апельсинам» на музыку С.Прокофьева, хореография Александра Лифшица.

Несколько выпускниц студии уже поступили в израильские профессиональные труппы, в частности, в ансамбль «Израильский балет».  И  в этом Александр  и  Эмма Лифшиц видят залог будущих успехов израильской хореографии.

«Секрет», Израиль
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2004 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org