«Еврейский Обозреватель»
РЕЛИГИЯ
13/80
Июль 2004
5764 Тамуз

РАВВИН ДЛЯ ОБЩИНЫ ИЛИ ОБЩИНА ДЛЯ РАВВИНА?

На главную страницу Распечатать

Зиновий КОГАН, председатель Конгресса еврейских религиозных объединений и организаций в России, раввин общины современного иудаизма «Гинейни»

— Безусловно, раввин для общины. Это повелось еще со времен Моисея. Когда он получил скрижали Завета, возникла дилемма — лидер для общины или община для лидера. Моисей выбрал верный ответ — лидер для общины.

Еврейская традиция состоит в том, что община оплачивает работу раввина. Совет общины решает, тот ли это лидер, который нужен, или его увольняют и ищут другого. Раввин — наемный работник и одновременно духовный лидер. Можно провести аналогию с учителем, которого руководство школы нанимает и, если он не подходит, увольняет. Если раввин не удовлетворяет нужды общины, то община меняет раввина. Однако это взаимный процесс, ибо духовный лидер должен вести за собой общину. Иногда он опережает потребности общины или община не всегда осознает правильность тех шагов, которые лидер считает необходимыми. Но главенствует все-таки воля общины. Если в общине несколько раввинов, то избирают главного. Если в общине нет раввина, то она сознательно останавливает выбор на том или ином раввине.

В России это пока не так. Члены общины зачастую не могут содержать раввина, и иногда им присылают раввина те, кто может его содержать. Часто посланный ими раввин находит общий язык с общиной. Это идеальная ситуация. Мы к этому стремимся и надеемся, что в ближайшее время община будет посылать своих представителей в иешивы, чтобы выбрать выпускника, который, как они считают, подойдет для общины. Это самый разумный вариант. Для этого нужно, чтобы иешивы выпускали больше хорошо подготовленных раввинов.

Борух ГОРИН, пресс-секретарь Федерации еврейских общин России

— Конечно, раввин для общины. Могу рассказать по этому поводу анекдот. Есть такая дореволюционная шутка: раввин, которого община не хочет выгнать, — это не раввин;   а  если община его выгнала, то он не мужчина. Но если говорить серьезно, то отношения между раввином и общиной не строятся на том, кто кому чего должен. Они строятся на едином законе — законе Торы. Соответственно, ему должны подчиняться и раввин, и община.

Грета ЕЛИНСОН, исполнительный директор отделения Международной еврейской культурно-просветительской организации «Х. А .М. А .» в России

— Я из сугубо атеистической семьи, но волею судеб в 1999 году встретилась в Москве с замечательным человеком — раввином Довидом Карповым. Это человек глубокой внутренней чести, справедливый, недюжинных способностей вообще и, в частности, очень больших знаний в области еврейской традиции, человек, искренне и глубоко верующий. К сожалению, на религиозных подмостках не всегда подвизаются люди, искренне относящиеся к религии, то есть так, как следует к ней относиться.

Конечно, раввин для общины,  а  не община для раввина. Раввин — это олицетворение благородства, справедливости, ума, мудрости. Человек, которому ты беспредельно доверяешь и всегда убежден в том, что получишь исчерпывающие ответы на свои вопросы.

Григорий КОТЛЯР, раввин Объединения религиозных организаций современного иудаизма России (ОРОСИР)

— Всегда было заведено, что община приглашала раввина. Раввин отчитывается перед общиной в своей работе. Сегодня в подавляющем большинстве американских общин есть совет, который выбирает и приглашает раввина, и община платит ему заработную плату. Если раввин не устраивает общину, она может его попросить освободить место.

В России этого не происходит, потому что большинство общин неплатежеспособно, и все происходит наоборот — раввин находит средства для содержания общины, и поэтому он зачастую обладает решающим правом голоса,  а  не рядовые члены общины. Кто платит, тот и заказывает музыку.

Александр КИРНОС, директор религиозного благотворительного фонда «Рука помощи» («Яд Эзра»)

— Нормально — это раввин для общины. Другой вариант трудно себе представить в любой стране мира с самодеятельным еврейским населением, осознающим себя как общность. У нас, к сожалению, та самая трудно представимая ситуация. В большинстве случаев община как таковая создается усилиями лидеров, в том числе раввинов, которых делегирует тот или иной конгрегат. В большинстве случаев это раввины активно действующего «Хабада». Ситуация, при которой будут возникать самодостаточные общины, приглашающие раввина, оплачивающие его работу и самостоятельно определяющие и удовлетворяющие собственные потребности — в образовании, религии и т.д., — пока еще в большинстве регионов России не наблюдается. Поэтому мы имеем то, что имеем: община для раввина,  а  не раввин для общины.

Лариса ТОКАРЬ, главный редактор журнала «Алеф»

— Я считаю, что связь раввин — община обоюдна. Община не может существовать без лидера. Все события, которые происходят в ней, начиная от ежедневных молитв, изучения Торы, раздачи благотворительной помощи, встречи Субботы и заканчивая еврейскими праздниками, — все это зависит от раввина, его харизмы, знаний, личных качеств. Молодежь благодаря общению с раввином стремится стать частью избранного Богом народа, изучает Тору, старается соблюдать еврейские традиции. Все это невозможно без личного примера раввина, его каждодневной тяжелой работы. Но и жизнь раввина невозможна без общины. Именно в ней он черпает силы для служения Господу, в беседах с прихожанами узнает много нового для себя, и это дает ему пищу для размышлений и продвижения на избранном им пути.

Изидор ВАЙЗЕР, председатель правления Салтыковской еврейской религиозной общины

— Рав — это учитель. Причем должность раввина — именно должность — имеет некоторую сложность статуса. Община приглашала раввина, в некоторых общинах устраивались диспуты и раввина выбирали, в некоторых — выдвигали из своей среды. Но все время должность раввина была ограниченной. С ним заключали договор на три года, чтобы это не было рабством, — работа должна быть в удовольствие, тем более работа проповедника. В XI–XII веках в Германии был прецедент, когда должность раввина признали пожизненной, но это был узкорайонированный прецедент. В основном же община приглашает раввина для работы и заключает с ним договор на определенный срок. Раввин может в любой момент прервать этот договор и уйти в другую общину. Или община может по каким-то причинам разорвать договор с раввином.

В России за годы советской власти институт раввинства был разрушен, были уничтожены учителя, распались общины. По письмам возмущенных верующих или по каким-то другим поводам раввина арестовывали и составляли акт о ликвидации имущества общины и передаче его в государственный фонд имущества. В 90-е годы президент издал распоряжение о возвращении ранее отобранного имущества синагог. Но невозможно вернуть учителей — раввинов. Их надо было учить. Наспех создавались иешивы, и тот, кто хотел стать раввином, проходил там ускоренный курс. Поэтому сейчас мы имеем то, что имеем. Основной задел — те раввины, которые учились за рубежом. У нас их, к сожалению, немного. Тот, кто закончил здесь иешиву и уехал для продолжения учебы за границу — в Израиль, Соединенные Штаты и другие страны, к сожалению, обратно не возвращается. Будем надеяться, что, впитав в себя всю мудрость иудаизма, они вернутся, хотя это и сомнительно.

«Еврейские новости»
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2004 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org