Очень часто приходится сталкиваться с мнением о ведущей роли еврейства в революционных движениях конца XIX и революциях XX века. Удивительнее всего то, что не только европейские неонацисты или российские национал-большевики обвиняют евреев в активном участии в организации революционного терроризма, но и многие весьма образованные евреи сегодня всерьез говорят о «вине еврейского народа» в разрушении Российского государства, в «геноциде славян» и других европейских народов.
В этом хоре слышны голоса российских евреев, принявших христианство. В последние перестроечные годы в России обвинительная истерия так захватила образованную часть общества, что даже представители тогдашнего демократического лагеря (общество «Мемориал», партия «Христианские демократы», «Конституционные демократы» и т.д.) позволяли себе, правда, в осторожной форме, высказывания «об активном участии евреев в терроре». Я помню случай, когда представители Московского антифашистского комитета, пришедшие на публичную дискуссию по поводу пресловутой «еврейской вины» и пытавшиеся защитить евреев от «кровавого навета», выглядели весьма бледно под градом «неопровержимых фактов», обрушенных на их правозащитные головы торжествующими национал-патриотами. В той дискуссии, больше походившей на нацистский шабаш, валили в кучу все — и количество евреев в первом правительстве большевиков (Троцкий, Зиновьев, Каменев и пр.), и процентное отношение евреев в демократических партиях (хотя известно, что все они были антибольшевистскими), и фамилии евреев-чекистов, и еврейских террористов-эсеров, убивавших русских губернаторов и министров. То, что все эти евреи находились во враждовавших друг с другом партиях и уничтожали друг друга точно так же, как и представителей русского народа, никого из тогдашних обвинителей не смущало.
Все нацболы восторженно приветствовали уничтожение Сталиным большевистско-еврейских кадров в ОГПУ-НКВД, Красной армии и руководстве ВКП(б). Один из представителей русской демократии робко возразил, что эти евреи служили Советской России, что евреи — агенты ГПУ организовывали красный террор в других странах по заданию того же Сталина, что убийство еврея Троцкого в Мексике организовали евреи Эйтингон и Трилиссер, а в репрессиях 1930–1950-х годов, проведенных сначала русским Ежовым, а затем грузином Берия, погибло около 20 миллионов русских и украинцев, то есть именно Сталин устроил геноцид русского народа. Но защитника евреев тут же заткнули дружными патриотическими криками: «Зато Сталин уничтожил еврейский заговор против Российского государства».
Подобные взгляды сегодня распространились не только среди сторонников русского национал-большевизма, но и среди евреев. О пресловутой «вине еврейского народа» говорили еще в конце 1980-х даже некоторые деятели московского Ваада. Я полагаю, что истерия самобичевания так же неприемлема для еврейства, как и отрицание фактов участия представителей еврейского народа в революциях и терроре — как против своего, так и против других народов.
Давайте разберемся. Революционное движение в России началось давно и без всякого влияния со стороны евреев, загнанных в «черту оседлости» еще указом Екатерины II. Кто были идеологи русского революционного движения? Герцен, Бакунин, Лавров, Чернышевский, Михайловский, Добролюбов — русские помещики и разночинцы. Первыми террористами были члены партии «Народная воля» Вера Засулич, Вера Фигнер, Софья Перовская, Андрей Желябов, Дмитрий Кибальчич. Среди них также не было евреев. В террористическом исполкоме партии «Народная воля» известен лишь один еврей — Григорий Гольдберг (который участвовал в подготовке покушения на Александра II). Известная Геся Гельфман, на которую правая антисемитская российская пресса вешала всех собак как на «активную участницу убийства Александра II», на деле не имела никакого отношения ни к покушению, ни к «Народной воле». Она была всего лишь хозяйкой квартиры, где собирались члены организации, а арестована была за недоносительство. Из участников «Народной воли» можно назвать Натансона, Аптекмана и Зунделевича. Сколько-нибудь заметного количества евреев в 70–80-х годах XIX века среди революционеров не было, поэтому неправдивым является утверждение академика И.Шафаревича (книга «Трехтысячелетняя загадка»), что именно участие евреев в революционной борьбе было причиной направленных против них беспорядков, вызванных убийством Александра II.
«Беспорядками» Шафаревич называет волну еврейских погромов, прокатившихся по России в 1881 году. И погромы эти были вызваны не «активным участием евреев в покушении», а в первую очередь провокационными статьями в русской прессе и подстрекательством полиции и властей на местах. В отношении русского общества к революционерам-евреям и русским уже тогда проявляется двойной стандарт: русский рабочий Степан Халтурин, организовавший взрыв в Зимнем дворце и виновный в гибели 27 солдат Семеновского полка, не вызывал такой ненависти, как та же Геся Гельфман, обвиненная лишь в недоносительстве.
Следует отметить, что после реформ 1861 года, когда Александр II отменил многие унижающие евреев законы и евреям было разрешено учить детей в гимназиях, разрешено, хотя и с оговорками, более свободно передвигаться и торговать, занимать должности мелких чиновников, становиться купцами 1-й гильдии и т.д., евреи бросились получать светское образование, чтобы вырваться из тисков гетто, из нищеты и голода. Вовсе не к динамиту и револьверу тянулись тысячи еврейских рук, а к книгам. Десятки тысяч молодых евреев отворачивались от иудейской религии, от обычаев и традиций народа, крестились, чтобы получить образование, мелкую должность или же заняться предпринимательством. Перечеркнув иудейское прошлое, зачастую отказавшись от своих семей, оставшихся в местечках, эти молодые люди шли в новое для них российское общество с открытыми сердцами, желая быть полезными России гражданами. Что же получали в ответ на свой искренний порыв молодые евреи, сознательно отказавшиеся от своего еврейского прошлого?
Здесь и заключается ответ, объясняющий очень многое и во всей последующей истории русско-еврейских отношений, в том, почему евреи Российской империи — мирный, законопослушный, несмотря на все жестокие российские законы, практично и трезво мыслящий народ впервые (я подчеркиваю — впервые за всю почти полуторатысячелетнюю историю в европейском галуте!) выделил из своей среды довольно значительный процент пассионарных, агрессивных авантюристов, безоглядно бросившихся в революционный процесс, увлеченных разрушительными идеями интернационального «всеобщего равенства и счастья» и проливавших во имя этого «счастья» кровь как своего, так и чужих народов.
На протяжении почти двух тысячелетий после разгрома римлянами восстания Бар-Кохбы и разрушения Иерусалима евреи, рассеянные по всей тогдашней ойкумене, были народом гонимым. Более того, в период Крестовых походов евреи специальными папскими буллами были лишены права носить оружие, что сделало еврейские общины уязвимыми против погромов, а в течение длительного времени эти запреты привели евреев Европы к полной потере воинских навыков и воспитали в еврейских мужчинах такие качества, как робость и непротивление насилию со стороны окружающих христианских народов. Что же так резко изменило характер евреев стран Восточной Европы к началу XX века и превратило активную часть народа, воспитанного в гуманных традициях, в гонителей?
Вернемся к вопросу, заданному ранее: что получили молодые евреи в ответ на свое искреннее движение в сторону русской культуры и к светскому образу жизни внутри российского общества? Этот шаг означал культурную ассимиляцию еврейства, и многие либерально мыслящие политики и общественные деятели — как в Западной Европе, так и в Российской империи стремились к приобщению евреев к ценностям христианской цивилизации. Как же восприняло русское общество и, прежде всего, русская интеллигенция это стремление евреев?
Русский писатель и философ Розанов: «Я говорю моим милым русским: Не надо! Не общайтесь с иудеями. Иначе вы все погибнете. Подождите. Через 150–200 лет над русскими нивами будет свистеть бич еврейского надсмотрщика. И под бичом — согнутые спины русских рабов. В настоящее время для России есть одна опасность. Евреи».
Андрей Белый: «Вы посмотрите списки сотрудников газет и журналов России: кто музыкальные, литературные критики этих журналов? Вы увидите почти сплошь имена евреев. Общая масса еврейских критиков совершенно чужда русскому искусству, пишет на жаргоне «эсперанто» и терроризирует всякую попытку углубить и обогатить русский язык».
И это утверждали русские интеллигенты! А что говорить о Суворине и его черносотенном «Новое время»? Простой пример: во время процесса Бейлиса лишь 8 российских газет выступили за оправдание его, а остальные 300 (!) ратовали за осуждение.
Волна еврейских погромов 80-х годов XIX века, потрясшая цивилизованную Европу, не родилась из ничего. И не мизерное в то время количество евреев в революционном движении было причиной этих погромов, а неприятие русским обществом евреев как народа, неприятие, переходящее в ненависть, нетерпимость к чужаку, осмелившемуся говорить, да и писать по-русски вполне грамотно, к «грязному жиду», сумевшему, несмотря на процентную норму, выучиться на врача, адвоката, журналиста, сумевшему стать артистом, писателем, скульптором, инженером. То, что в тогдашней Европе рассматривалось как норма, как проявление таланта и трудоспособности, в России виделось как некая мистическая опасность со стороны чужака.
Волна погромов отрезвила еврейскую молодежь, да и все еврейство России. Часть евреев эмигрировала в Америку. Другая часть совершила первую алию в Палестину, заложив фундамент будущего Государства Израиль. Оставшиеся в России молодые пассионарии пошли в российское революционное движение. И так будет потом всегда. Потому что нетерпимость и ненависть порождают ответную реакцию.
Все русские теоретики национализма все время путают причины и следствия. Не погромы явились результатом еврейских революционных козней, а наоборот, сначала газетно-литературная травля со стороны русских интеллектуалов, потом погром как отражение этой травли в сознании простого народа. А уж затем ответная реакция униженного и затравленного народа — активное участие в революционных акциях.
Но даже в революциях процент евреев среди террористов и исполнителей приговоров был сравнительно невелик. Разумеется, никто из историков революционных движений Европы XX века не отрицает роли в революции таких деятелей, как Троцкий или Свердлов, никто не усомнится в кровавых деяниях таких «интернационалистов», как Бела Кун или Розалия Землячка.
Но объективные статистические данные говорят о том, что даже в партиях, провозгласивших террор основным методом борьбы, евреи были в меньшинстве, и в основном они не были непосредственными исполнителями терактов. Террор евреев-анархистов происходил в основном в бывшей черте оседлости, и жертвами этого террора чаще других становились богатые евреи. А в партии эсеров число евреев-боевиков выросло именно в период революции 1905-1907 годов как ответ на погромные акции царского правительства.
После революции 1917 года и в период гражданской войны еврейский контингент в партии эсеров сокращается, особенно после восстания левых эсеров в Москве и Ярославле, в результате явно антисемитской направленности многих эсеровских выступлений. То же наблюдалось и в партии анархистов. Если до революции 1917 года в руководстве партии и среди ее членов было около 50% евреев, то в ходе гражданской войны число евреев резко упало, опять же, в связи с антисемитскими погромными акциями анархистских отрядов в Украине и Южной России. Основная же масса евреев-революционеров присоединилась к партиям, ставившим во главу угла парламентские методы борьбы, то есть реформизм.
По утверждению Сталина, меньшевистская фракция РСДРП на 60% состояла из евреев. Довольно значительный процент евреев был в кадетской партии, среди народных социалистов и правых эсеров. При расколе Еврейской социалистической рабочей партии («Бунд»), произошедшем в период гражданской войны на фоне диких еврейских погромов, меньшая часть бундовцев присоединилась к большевикам, большинство же перешло на платформу сионизма, и многие эмигрировали в Палестину. Еврейские большевики, стоявшие в большевистской партии на крайне левых позициях (троцкисты), уничтожали при карательных акциях состоятельных евреев точно так же, как и представителей славянских или иных народов, так как исповедовали доктрину своего духовного вождя об интернациональной мировой революции. И поэтому, когда сегодняшние теоретики неонацизма или же наши доморощенные политические мазохисты разглагольствуют о некоей «вине» евреев в развязывании террористической деятельности сначала в России, а затем и в мировом масштабе, я всегда задаю один и тот же вопрос: «Как вы думаете, если человек с детских лет окружен атмосферой презрения и ненависти, если он был свидетелем того, как избивали его отца и старшего брата, как насиловали его мать или сестру, как сожгли его дом, то кем может стать этот ребенок, когда вырастет, к чему он будет стремиться в своих мыслях?» Я полагаю, что ответ напрашивается сам собой, и надо обвинять не еврейский народ в его естественном стремлении добиться освобождения, а вспомнить изречение: «Посеешь ветер — пожнешь бурю». Если чему и надо удивляться, так это тому, что только небольшая часть евреев пошла по пути политического терроризма, а впоследствии стала рубаками Первой конной, карателями отрядов ЧОН и международными киллерами Коминтерна. В одной из российских демократических газет конца перестроечного времени я прочел очень точную мысль о взаимоотношении русских и евреев: «Мы должны спросить, прежде всего, самих себя — почему в Англии появился Дизраэли, а в царской России — Троцкий?».
«Вести-2», Израиль
|