«Еврейский Обозреватель»
ЕВРЕЙСКИЙ МИР
14/81
Июль 2004
5764 Ав

ПОЧЕМУ МЫ ОКАЗАЛИСЬ В АМЕРИКЕ?

На главную страницу Распечатать

Яков ЯВНО, певец, Нью-Йорк:

— Живя в Нью-Йорке, я все больше и больше понимаю, что это — центр мировой культуры, энергетика этого города побуждает меня находиться все время в поиске, в творческом движении. Наконец, именно в Америке я получил серьезные уроки понимания своего места в мире; эта страна дала мне возможность осознать, что такое свобода и что такое выбор.

Илья ЛЕВКОВ, владелец издательства «Либерти»:

— Каждый из нас находится здесь благодаря своему, уникальному, компасу. У некоторых этот компас был личностный, у других — религиозный, у третьих — политический, у четвертых — компас свободы. Но есть среди нас и люди, которые оказались здесь случайно — подобно детям капитана Гранта, которые попали в Африку, потому что один матрос подложил под их компас топор. Некоторые из нас знают и понимают, почему они здесь,   а  другие ищут топор,  а  также «виновного» — человека, который им этот топор подложил. Я лично приехал в Америку на товарняке из Хайфы и сошел в Чикаго. Два месяца на корабле — и никаких топоров. Я приехал продолжать учебу в аспирантуре по приглашению университета, давшего мне стипендию.  А  учеба и последующая профессиональная и политическая деятельность привели к тому, что я остался в США.

Владимир ЗАК, искусствовед, Нью-Йорк:

— До эмиграции я был здесь дважды в составе делегаций от Союза композиторов России — в первый раз на слете американских музыковедов в Нью-Орлеане в 1987 году, во второй раз — в университете Вэстри. Я демонстрировал здесь свою теорию анализа музыки, которую связывал и с еврейской мелодикой. Это вызвало несомненный интерес американцев, и их удивительная реакция меня вдохновила. Я понял, что могу работать в Америке над этой темой, очень важной для музыкознания. Вторая причина — мой сын. В те, уже далекие годы он был студентом музыкального училища, и его невероятно тянуло к американским мастерам джаза.

В-третьих, в США поехали многие мои друзья и коллеги. Все это вместе определило мое тяготение к Америке. Еврейская община в этой прекрасной, демократической стране настолько сильна и настолько творчески оснащена, что здесь я чувствую себя частицей и американского, и еврейского народов, частью Израиля — в широком, глубинном смысле этого слова.

Елизавета ТЕНДЛЕР, ассистент врача, Лос-Анджелес:

— Мы с мужем и детьми решили поехать в Америку после Чернобыля — чтобы выжить, спасти детей. Есть, наверное, и люди, бежавшие из Союза по идейным соображениям. Но большинство — пора это признать — не столько бежали оттуда, сколько стремились сюда. И вовсе не из любви к Америке или к свободе,  а  потому, что Америка — самая процветающая из стран Запада. Большинство рвалось сюда, чтобы пользоваться благами, которые в Союзе были нам недоступны. Потому и сидели месяцами в Италии и Австрии, повернувшись спиной к Израилю. Потому и бесятся сейчас, стремясь сразу же окружить себя роскошью, в первом же поколении попасть на самую верхотуру — в бизнесе, в финансах, даже в политике. Иммигранты из других стран обычно ставят перед собой более скромные цели — утвердиться, пустить корни, поднять на ноги детей. Нашим же подавай все сразу, на блюдечке с голубой каемочкой.  А  еще притворяются патриотами Америки или даже Израиля. Сидят здесь и поучают Шарона, как надо с арабами воевать. И смешно, и противно.

Марк ДАВИДОВИЧ, лидер демократов 46-го округа Ассамблеи штата Нью-Йорк:

— Что бы ни говорили об «экономических иммигрантах», большинство из нас, по-моему, уехали из СССР из-за государственного антисемитизма. Наша семья была в отказе с 1978 года. Затем началась перестройка, и я активно подключился к кооперативному движению. Материально мы ни в чем не нуждались, но, помня историю и зная, что она имеет свойство повторяться, я был настороже. Да и атмосфера в городе изменилась к худшему — люди, которые были сердцем, душой Одессы, уезжали,  а  их место занимал непонятно кто. Наш двор не составлял исключения — в нем тоже поселились люди, либо ко всему безразличные, либо полные злобы и зависти. Мы жили в самом центре Молдаванки — на углу Госпитальной и Мясоедовской. И вот как-то, когда мы были в отпуске, нас ограбили — в 11 часов утра. Наши соседи «ничего не заметили». Все, кто знает Молдаванку по рассказам Бабеля, поймут, как это невероятно — ограбить там семью средь бела дня. Это было первое предупреждение. И мы не стали дожидаться второго.

Марк ГУРЕВИЧ, член правления Американской ассоциации евреев из бывшего СССР:

— Почему мы уехали в Америку, причем большинство — по израильскому приглашению? По-моему, очень немногие бежали от антисемитизма (большинство к нему притерпелось) и очень немногим просто осточертела Россия с ее комплексом неполноценности, с ее пьянством, преступностью, ложью и злобой, с претензиями на особую духовность и несравненную культуру. Большинство же эмигрантов — это евреи, лишенные национального самосознания, запуганные и не понимающие, что происходит вокруг них. При этом талантливые и энергичные. Для этих людей ни антисемитизм, ни идеи сионизма, ни тяготение к родным традициям, ни вопросы морали не играли главной роли — решающим было то, что в США можно лучше устроиться, что дети будут избавлены от российских «прелестей» и т.п. И, надо признать, большинство не обманулись в своих надеждах.

Как это всегда бывает, в целом здоровая еврейская волна выбросила на американский берег немало мусора — антисемитов разного происхождения, не в меру деятельных подлецов и безликих, тщеславных, жалких «активистов». Это лучше всего заметно на примере русскоязычных радио, телевидения, газет и журналов. Мы бежали в свободный мир,  а  очутились в среде, где слишком сильно «Русью пахнет». Запах этот, к сожалению, неистребим. Правда, мы иногда вспоминаем о своем происхождении и об Израиле. И это вселяет надежду.

Юлия МАЗУР, исполнительный директор RAJU:

— Я думаю, у каждого есть своя причина, по которой он оказался в Америке,  а  не в Израиле.  А  вот почему мы уехали из Союза?.. Большая часть нашей иммиграции, надеюсь, ехала не за колбасой. Люди стремились обеспечить себе и детям свободу — моральную, творческую, финансовую. Другие ехали, чтобы обеспечить детям достойную жизнь, причем, опять-таки, не только в смысле материального благополучия.

Но чего бы мы ни достигли в Америке, нам не следует забывать, что наша настоящая родина — Израиль, и наше благополучие связано с его судьбой. Если Израилю будет хорошо, нам всем будет хорошо. Если с Израилем, не дай Бог, что-то произойдет, нам всем — евреям — будет плохо. Даже в «еврейском» Нью-Йорке.

Беседовала Лея МОЗЕС
«FORVERTS», США
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2004 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org