Шарлотта Саломон, отправленная в Освенцим в возрасте 25 лет на шестом месяце беременности, спустя 60 лет после гибели наконец-то чествуется в Германии как одна из величайших современных художниц.
Последние два года жизни она скрывалась от СС, успев за это время создать серию из 1325 гуашевых рисунков карманного формата, в которых она поведала историю своей бурной жизни.
Ее картины, обнаруженные после войны на чердаке какого-то дома на юге Франции, десятилетиями игнорировались у нее на родине. Немецкие критики, пришедшие в ужас от ее судьбы, спешили отмахнуться от ее работ, объявив их малохудожественными. В последние годы, однако, работы Шарлотты Саломон стали получать все большее признание за рубежом. Теперь, наконец, и Германия вынуждена признать как художественную, так и историческую их ценность. Имя Саломон ставится ныне в один ряд с величайшими художниками-экспрессионистами.
Более 800 работ из ее поразительной художественной автобиографии выставляются сейчас в музее Штадель во Франкфурте. Эта выставка заставила художественный мир Германии пересмотреть свое отношение к женщине, чьи работы он считал некогда лишь визуальным эквивалентом дневника Анны Франк. Теперь же ее творчество сравнивается с картинами Марка Шагала, Эдварда Мунка и Макса Бекмана. «Эстетическая ценность этих картин долгое время не была по достоинству оценена в Германии. Между тем они являются ключевыми работами 20-го века», — пишет в журнале «Шпигель» искусствовед Ульрика Кнофель.
Коллекция принадлежит Еврейскому историческому музею Амстердама. Она изображает почти исчезнувший ныне немецкий еврейский верхний и средний классы в годы нацизма. В ней рассказана история сложных личных отношений художницы и различные трагедии, выпавшие на ее долю.
Саломон родилась в 1917 г. Она была единственной дочерью богатого еврейского хирурга. В детстве она жила с семьей в просторной квартире берлинского района Шарлоттенбург, где проживали представители среднего класса. Там она ходила в школу. Первая трагедия в жизни Саломон произошла, когда ее мать, Франциска, покончила жизнь самоубийством, выпрыгнув из окна четвертого этажа. Шарлотте было тогда восемь лет. Следующие 13 лет ей не говорили о причине смерти ее матери. Как бы то ни было, это событие лежало на ней бременем до конца ее жизни.
Ее отец снова женился, на этот раз на ведущей берлинской оперной певице Поле Линдберг. Когда Шарлотте было 15 лет, к власти пришли нацисты. Это событие ярко запечатлено в одном из ее гуашевых рисунков. На нем изображена берлинская улица, переполненная гитлеровцами-коричневорубашечниками. Они маршируют под огромным красно-бело-черным нацистским знаменем со свастикой.
Для семьи Саломон последствия этого события оказались разрушительными. По рисункам Шарлотты легко заметить, что в школе она подвергалась жестоким антисемитским нападкам. А ее семья была вынуждена приспосабливаться к новому режиму. Ее отцу было позволено работать только в еврейской больнице, а мачехе запретили выступать на публике.
Поскольку ее отец отличился в Первую мировую войну, Шарлотте разрешили поступить в Берлинскую государственную академию художеств. Она была там единственной еврейской студенткой. «Принимаете ли вы евреев?» — гласит подпись с указателем под одной из ее гуашей, изображающих академию.
К началу 1939 г., однако, ее отец был временно интернирован в трудовой лагерь. Саломон пришлось уйти из академии и бежать к бабушке и дедушке на юг Франции.
Там, узнав о самоубийстве своей матери, Саломон начала работу над художественной автобиографией. Писала она неистово, и через полтора года задуманная серия была готова. Ее рисунки напоминают сцены из сложной, тщательно подготовленной пьесы. Под каждой картиной имеется краткое пояснение.
К 1942 г., когда работа была закончена, она успела выйти замуж за другого изгнанника, Вольфганга Наглера, и была от него беременна.
В начале следующего года соседи «настучали» полиции о происхождении этой пары. Шарлотта и Вольфганг были арестованы. За несколько дней до депортации в Освенцим Саломон передала свои картины другу. Она сказала ему: «Храни их. Здесь вся моя жизнь».
Отец и мачеха Шарлотты пережили нацистов. Работы дочери они нашли спрятанными в большой корзине на чердаке.
Еще какие-то 10 лет назад немецкие критики утверждали, что о художественных достоинствах творчества Саломон судить невозможно, так как оно переполнено ассоциациями со зверствами нацистов. «Биография Саломон затмевает ее работы. Жизнь и смерть автора соревнуются с ее искусством», — писала искусствовед Гертруда Кох в 1991 г.
«The Telegraph», sem40.ru
|